April 26 2024 09:52:43
Навигация
Последние статьи
· Джанго освобожденный...
· Shadoiubane - старая...
· X-Com: Alliance - иг...
· Агх - RPG от первого...
· Emperor: Battle for ...
· Дорогу нацпечати!
· Интернационализм в СССР
· За кадры для нацокра...
· Даешь кадры из нацио...
· Марш на стадион!
· Почему погибла "Эсто...
· Португалия - основны...
· США и угроза Прямого...
· Ближний Восток в 198...
· Молот в космосе - Ba...
Прошу слова - И. Ибрагимов

Прошу слова - И. Ибрагимов

 

И порок и добродетель начинаются со Слова

 

В многонациональном обществе может рождаться национальный зуд. Если не принять меры, то зуд может перерасти в национальную чесотку, а за ней всегда стоит тень национализма. С этими проблемами у нас в целом все было нормально. У нас были: восстания Разина и Пугачева. После революции выступления в Кронштадте, Тамбове, Новочеркасске, Темиртау. Во всех этих событиях национальным духом даже не пахло. Объяснялось это добродушием и взаимной терпимостью наших народов, а позже еще и политикой интернационализации общества.

 

При развале Союза казалось, что национальное противостояние в Казахстане должно было быть больше, чем где-либо, но этого не случилось благодаря политике президента Назарбаева. Признаем неоспоримым этот факт.

 

Однако в процессе формирования нового государства при поддержке и попустительстве структур власти и националистически настроенных лидеров-гуманитариев национальный зуд возродился. Нижеизложенное кажется незначительным. У нас есть государственная национальная библиотека. Почему государственная – это понятно, а почему национальная? Может быть потому, что там все сотрудники коренные? Примерно тоже самое с нашими ВУЗами. Не принижается ли в подобных случаях роль некоренных и, вообще, кто такие некоренные?

 

Наш президент говорил, что всех нас следует называть казахстанцами. Этот термин как лозунг имеет смысл, но давайте зададимся вопросом: Можно ли в многонациональном обществе формировать национальную государственность? Ответ автора следующий: Можно, если все казахстанцы будут допущены к структурам власти.

 

В беседе со мной известный журналист С.Куттыкадам говорил примерно следующее: «Надо все нации приравнять не на словах и бумаге, а на деле. Но казахский язык поднимать надо» Не перегибаем ли мы сегодня палку с этим подъемом?

 

Опять коснемся истории. Когда речь идет о нации, то в любой литературе язык стоит на первом месте, особенно у казахского народа. Это объясняется просто. Когда у нации государственность была более, чем примитивной, письменность отсутствовала, следовательно писанных законов не было, то прокурором и судьей выступали бии и акыны, которые искали правду в словесных полемиках. Отсюда сложилось трепетное отношение казахов к своему языку. Но сегодня-то времена другие. Приведу пример. До революции казахи и монголы стояли примерно на одинаковом уровне развития. Сегодня казахов знают все, хотя они и забыли свой язык. А монголы свой язык не забыли, но их значимость в мировом сообществе куда ниже, чем у казахов.

 

Я полагаю, что главным показателем нации (если такой показатель нужен!) должен быть не язык, а его менталитет.

 

Рассмотрим кратко почему этот зуд у нас появился и кто является носителем этого вируса?

 

До революции поселения казаков вдоль северных и восточных границ создавались не для освоения степей Казахстана. После революции НЭП не коснулся казахского народа. А с началом строительства Турксиба в течении семи пятилеток Казахстан стал развиваться такими темпами, каких не знала ни одна нация мира. Это происходило путем массового заселения Казахстана другими нациями до, во время и после войны.

 

То, что в результате смешения наций казахи стали забывать свой язык, это естественная расплата за стремительный прогресс и искать виновников в проблеме языка не надо.

 

Но многие инженеры человеческих душ считают, что потеря языка равнозначна исчезновению нации. Против них, оперирующих в повседневной жизни только языком, оказался бессильным даже президент.

 

Сегодня делопроизводство ведется на неотшлифованном казахском языке, люди общаются на всем понятном русском языке, а рекламируется английский язык, который никто не знает. Например, взамен руководителя или баскармы появился менеджер. Фирмой «менеджерит» президент, в подчинении которого кроме вице-президента даже собаки нет. Улицы и площади увешаны рекламами на английском языке, читать которые народ без переводчика не может.

 

Все это не отсталость народа, а тупость лидеров, которые пытаются путем внедрения казахского языка спасти, как они считают, вымирающую нацию. Но нация не вымирает, а хотя и с ошибками, движется вперед.

 

Сегодня мы являемся свидетелями рождения новой казахстанской нации, начиная от нового внешнего вида благодаря смешению кровей, и кончая внутренним содержанием, впитав в себя все, что имеется у всех народов, населяющих Казахстан.

 

Что же касается языка, его нельзя внедрять насильно. Люди всегда будут разговаривать на языке, более удобном для общения.

 

Не я первый поднимаю проблемы языка в Казахстане. От себя добавлю, что эта проблема должна решаться, не вызывая противостояния в многонациональном обществе.

 

 

Илья Вадютович / Ильхам Вадутович Ибрагимов
Алма-Ата / Алматы
2009 г.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Ох уж эти игры - прямо...
Не - это все унылые иг...
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Статьи
Радиация - это и есть ...
СССР индусам корабли и...
Да - это нужная статья...
Сейчас почти вся колба...
К нас такие стоят мног...
Фотогалерея
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Хорошо и стильно сдела...
И морды мерзкие у них!
Надо же - и это сохран...
Отдельные страницы
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
На окошке стоит родимы...
Ну, сейчас лекарства е...
Статья чистая антисове...
Счетчики

Яндекс.Метрика
13,856,656 уникальных посетителей