January 14 2025 11:32:25
Навигация
Последние статьи
· Сарафан – удобный, л...
· Детские сумочки – шь...
· Вспоминают ветераны ...
· Репродуктология - по...
· Танки НАТО – произво...
Иерархия статей
Статьи » Армия - оружие, организация, подготовка » Танки НАТО – производство в Германии
Танки НАТО – производство в Германии

Производство бронетанковой техники в ФРГ

Статья середины 80-х годов ХХ века – что изменилось? Принесла ли нашей стране пользу демократия и рынок? Отступление перед другом-врагом? Хорошие ли «наши западные партнеры»? Время показало… СССР был прав! СССР был правильной страной, а пресловутый рынок – лживая пустышка! Нет, даже больше – это оказалось раковой опухолью…

По взглядам командования сухопутных войск бундесвера, танковые части и подразделения совместно с мотопехотными составляют основу для ведения боевых действий на суше в условиях применения как ядерного оружия, так и обычных средств поражения. Военные специалисты ФРГ считают, что и в будущем, несмотря на научно-технические достижения в области создания других систем оружия, роль бронетанковой техники на поле боя не может существенно и быстро измениться. Эго объясняется тем, что бронированные боевые машины сочетают в себе такие цепные качества, как защищенность, подвижность и огневая мощь.

Поэтому в агрессивных планах западногерманских империалистов большое внимание по-прежнему уделяется оснащению бундесвера самыми современными образцами бронетанковой техники. Ежегодно на закупку танков и бронемашин министерство обороны ФРГ выделяет значительные средства. Так, в 1986 финансовом году (совпадает с календарным) на эти цели было затрачено 1750 млн. марок (здесь и далее все суммы приведены в западногерманских марках), А всего начиная с 1972 года было израсходовано свыше 23,0 млрд, марок. В текущем пятилетии на приобретение бронетанковой техники в стране ежегодно тратилось свыше 17 проц, средств, выделяемых на закупки вооружения в целом. До 1990 года на разработку и производство бронетанковой техники (без учета средств на создание нового танка, предназначенного для замены «Леопард-1») планируется выделить 30 млрд, марок.

В разработке и производстве танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров западногерманской бронетанковой промышленностью накоплен значительный опыт. Эта отрасль военного производства объединяет частные предприятия и организации, занятые разработкой, изготовлением и ремонтом бронетанковой техники, а также машин на ее базе. Практически все фирмы отрасли являются собственностью крупнейших военно-промышленных концернов страны, принадлежащих семействам Тиссен, Крупп и Флик.

В настоящее время сборка бронетанковой техники осуществляется на четырех заводах частных фирм: «Краусс-Маффей», г. Мюнхен (рис. 1, выпускаются танки, ЗСУ); «Крупп-Мак машиненбау», г. Киль (рис. 2, танки, инженерные машины); «Тиссен — Хеншель верке», г. Кассель (БМП, БТР, БРМ); «Тиссен индустрии, г. Виттен (БРМ и БТР). При заключении контрактов с министерством обороны эти фирмы, как правило, назначаются генеральными подрядчиками.

Рис. 1. Танковый завод фирмы «Краусс-Маффей» в г. Мюнхен (фото скоро будет)
Рис. 2. Танковый завод фирмы «Крупп-Мак машиненбау» в г. Киль (фото скоро будет)

В отдельные послевоенные годы к выпуску бронетанковой техники в ФРГ привлекались предприятия еще пяти фирм: «Рейншталь Гапомаг», г. Ганновер (САУ «Ягдпанцер»); «Арнольд Юнг локомотивфабрик», г. Кирхен и «Лютер верке», г. Брауншвайг (предсерийные образцы танков «Леопард-1»); «Келлер уид Кнаппих», г. Аугсбург (прототипы танка МВТ-70); «Айзенверке Кайзерслаутерн», г. Кайзерслаутерн (БРМ АРЕ).

Наиболее старым предприятием отрасли является завод фирмы «Тиссен — Хенщель верке» в г. Кассель, который принимал участие в массовом производстве танков еще в годы второй мировой войны. На этом предприятии только в течение 1944 года и 1 квартале 1945-го было вылущено 3740 тяжелых танков «Пантера» и 487 «Тигр-2».

По данным зарубежной печати, в программах производства танков и других бронированных боевых машин в различные годы было непосредственно занято свыше 10 тыс. человек. Около 450 фирм участвуют в обеспечении прямых поставок комплектующих деталей и узлов на заводы фирм-генподрядчиков. Наиболее важными поставщиками являются следующие фирмы: «Блом унд Фосс», г. Гамбург, «Вегман унд К», г. Кассель, «Арнольд Юнг локомотивфабрик», г. Кирхен и «КУКА вертехник», г. Аугсбург (башни танков и бронекорпуса); «Моторен унд турбинен унион» (МТУ), «Цанредерфабрик Ренк», г. Аугсбург и «Цанрадфабрик», г. Фридрихсхафен (двигатели, трансмиссии); «Рейнметалл», г. Дюссельдорф (башни с пушками в сборе); «Хеш Роте Эрде-Шмидаг», г. Дортмунд, «Люгер верке», г. Брауншвайг, «Диль», г. Ремшейд (погоны башен, элементы ходовой части); «Файнмеханише верке», г. Майнц (системы управления башней и стабилизации оружия); «Дейгра», г. Ратинген, «Дрегерверк», г. Любек и «Антон Виллер», г. Остероде (автоматические противопожарные системы, системы вентиляции и зашиты от ОМП); «Карл Цейс», г. Оберкохен, «АЭГ — Телефункен», г. Ведель (район Хольштейв), «Крупп Атлас—Электроник», г. Бремен, «Элтро», г. Гейдельберг, «Электроник систем гезельшафт», г. Мюнхен (электротехническая и электронно-оптическая аппаратура). Схема размещения основных предприятий бронетанковой промышленности ФРГ представлена на рис. 3.

Схема размещения основных предприятий бронетанковой промышленности ФРГ
Рис. 3. Схема размещения основных предприятий бронетанковой промышленности ФРГ

В первые, послевоенные годы в Западной Германии при пособничестве иностранного капитала началось восстановление производственной базы отрасли, которая обладала квалифицированными кадрами, получившими опыт в годы войны. Уже в конце 1956 года была начата разработка танка «Леопард-1» — одна из наиболее крупных и длительных западногерманских программ в области создания бронетанковой техники, продолжавшаяся около десяти лет. С 1958 года фирмы страны приступили к достройке по французской лицензии партии бронетранспортеров «Гочкис» (1030 единиц), а затем к производству БТР HS-30 (1365 машин).

Развитие бронетанковой промышленности ФРГ в 60-х годах осуществлялось с двоякой целью — удовлетворить потребности собственных вооруженных сил и обеспечить выход западногерманских фирм на мировой рынок оружия. В этот период в Западной Германии приступили к научно-исследовательским работам по созданию основного боевого тапка 70-х годов (первоначально совместно с США), разрабатывали боевую машину пехоты «Мардер» (первоначально со швейцарской фирмой «Моваг»).

В конце марта 1964 года министерство обороны ФРГ выдало крупный заказ бронетанковой промышленности на производство партии основных боевых танков «Леопард-1», а в начале сентября 1965-го первый серийный образец был направлен в войска. Всего бундесвер получил 2437 таких машин. Позднее танки «Леопард-1» выпускались для многих стран мира: Бельгии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Австралии, Канады. В Италию была продана лицензия на производство 720 машин. Последние заказы на эти танки поступили из Турции (77 единиц) и Греции (106). Они были произведены и поставлены в течение 1981-1984 годов.

Стоимость одного танка «Леопард-1» (модификации А4) составила около 1,7 млн. марок. Из этой суммы на башню приходилось 900 тыс. марок, шасси — 150 тыс., силовую передачу — 130 тыс., двигатель — 120 тыс., пушку — 50 тыс. и гусеничный движитель — 40 тыс. марок.

В 60-х годах промышленностью были выпущены 250 легких бронированных машин SW-1 для войск пограничной охраны и 770 самоходных 90-мм противотанковых пушек «Ягдпанцер» собственной разработки (1966-1967), 316 самоходных ПТРК «Ракетенягдпанцер» с французскими ПТУР первого поколения SS-11 (1967-1968).

В конце 60-х — начале 70-х годов бронетанковая промышленность ФРГ характеризовалась наибольшей загрузкой производственных мощностей. В этот период темп выпуска танков «Леопард-1» достигал 600 единиц в год на одной сборочной линии, боевых машин пехоты «Мардер» — 30 машин в месяц на одной сборочной линии и 25 на другой (серийное производство было начато в конце 1969 года, всего выпушено 2146 единиц). Годовой фонд времени одного рабочего в отрасли составлял 2000 ч, а каждый образец бронетанковой техники обеспечивал полную занятость в течение года 20 рабочим. Это было важным пропагандистским аргументом для властей в условиях массовой безработицы в ФРГ.

С середины 70-х годов танкостроение ФРГ по уровню развития производства и высоким тактико-техническим характеристикам образцов прочно занимает передовые позиции в Западной Европе. В эти годы была осуществлена реконструкция отрасли: на предприятиях установлено новейшее оборудование, в том числе микрокомпьютеры и стояки с числовым программным управлением, обеспечено проектирование и контроль продукции с помощью ЭВМ, автоматизирована система управления производством, построены новые производственно-испытательные корпуса. Так, фирмой «Крупп-Мак машиненбау» (г. Киль) было затрачено 50 млн. марок на строительство производственно-испытательного корпуса площадью 14 тыс, м2, установку в нем нового, более производительного оборудования, включая 10-м мостовые краны новой конструкции грузоподъемностью 70 т, а также на модернизацию испытательного трека. Крупные производственно-испытательные корпуса для выпуска танков «Леопард-2» и ЗСУ «Гепард» были построены фирмой «Краусс-Маффей» на заводе «Аллах» в Мюнхене.

Реконструкция предприятий отрасли обеспечила освоение производства таких сложных систем оружия нового поколения, как ЗСУ «Гепард» (на шасси танка «Леопард-1 »), ЗРК «Роланд» и основного боевого танка «Леопард-2».

В начале 1975 года первая серия ЗСУ (122 единицы), разработка которых проводилась с I960 года, была запущена в производство, а в конце, 1976 года их первые образцы поступили в войска. Производство ЗСУ «Гепард» было полностью завершено в конце 1980 года. Всего в вооруженные силы ФРГ с. 1977 по 1980 год поступило 420 ЗСУ, 95 установок было экспортировано в Нидерланды и 55 — в Бельгию. По оценкам зарубежных специалистов, благодаря оснащению скорострельными пушками (550 выстр./мин на ствол) с высокой начальной скоростью снарядов (1175 м/с) и радиолокационными станциями обнаружения целей и орудийной наводки ЗСУ «Гепард» по эффективности огня эквивалентна 12 устаревшим американским 40-мм ЗСУ М42. По данным иностранной печати, стоимость одной ЗСУ «Гепард» (с запасными частями) составляет 7 млн. марок, из которых 60 проц, приходится на электронные компоненты (у танка «Леопард-1» эта доля только 5 проц.).

Совместно с Францией в ФРГ было освоено производство самоходного (на шасси БМП «Мардер») зенитного ракетного комплекса «Роланд». Всего с 1981 по 1983 год в ФРГ было выпущено 140 комплексов.

В октябре 1979 года с новой поточной линии сошли первые танки «Леопард-2». До конца 1986 года для бундесвера было произведено 1800 танков, а еще 445 — для вооруженных сил Нидерландов. Последние 35 танков для Швейцарии по плану должны были быть поставлены до середины 1987 года. Кроме того, Швейцария приобрела лицензию на производство танков «Леопард-2». Закупочная цена одной машины почти в 2 раза превысила цену танка «Леопард-1». По сообщениям иностранной прессы, каждый «Леопард-2» обходится западногерманским налогоплательщикам в 3 млн. марок. Цена же одной системы оружия «Леопард-2» (включая средства обучения и запчасти на три года эксплуатации), по данным зарубежных специалистов, составляет 4 млн. марок. Стоимость основных компонентов танка составила: башни 574 тыс. марок, системы управления оружием — 270 тыс., корпуса — 270 тыс., пушки — 213 тыс., двигателя — 170 тыс., трансмиссии — 110 тыс. марок.

Одновременно с реконструкцией предприятий в ФРГ были начаты работы по стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции. С этой целью разработаны семейства колесных бронированных машин на шасси серийного автомобиля «Унимог», которое используется также в грузовых автомашинах и седельных тягачах. С 1975 по 1977 год по заказу бундесвера отраслью было выпущено 408 колесных БРМ «Лукс», с 1979 по 1985-й — 990 колесных БТР TPz-1 «Фукс». С 1978 года западногерманские фирмы стали поставлять в страны Европы, Азии, Африки и Южной Америки модернизированный вариант колесного бронетранспортера UR-416 с герметичным съемным бронекорпусом. Всего с 1969 по 1986 год выпущено и экспортировано более 1000 изделий. В середине 1982 года начато серийное производство бронетранспортеров ТМ 170 (около 300 единиц), которые будут поставлены до конца 80-х годов войскам пограничной охраны. Для вооружения контингента сухопутных войск Великобритании в Западном Берлине предполагается закупить около 50 этих машин.

Канун 1987 года для бронетанковой промышленности ФРГ был ознаменован резким спадом производства. Практически завершилась крупная программа по выпуску основных боевых танков «Леопард-2». Контракт на поставку 900-1800 танков в Саудовскую Аравию так и не был заключен. Продолжается лишь производство небольших партий колесных бронированных машин для войск пограничной охраны и на экспорт, а также выполнение небольших заказов бундесвера. С июня 1986 года в сухопутные войска ФРГ стали поступать первые (из 300 заказанных) минные заградители «Скорпион», производство которых осуществляется фирмой «Краусс-Маффей» на базе гусеничной бронированной машины М548 семейства М113 с темпом десять единиц в месяц.

Основная проблема, стоящая сегодня перед бронетанковой промышленностью ФРГ, заключается в том, как загрузить производственные мощности в ближайшие семь — десять лет. Пытаясь поддержать отрасль в рабочем состоянии, руководство бундесвера, прикрывшись мифом о «возрастании советской военной угрозы» и необходимостью в связи с этим усиления 10-й танковой дивизии, выдало фирмам «Краусс-Маффей» и «Крупп-Мак машиненбау» заказ стоимостью 842 млн. марок на начало производства части шестой (дополнительной) серии танков «Леопард-2» (всего 250 машин). Выпуск первой партии этой серии (150 единиц) предполагается начать с 1988 года, а в последующем может быть заказано еще 100. Со второй половины 1987 года (также по контракту с вооруженными силами ФРГ) началось производство бронированной гусеничной машины «Визель». Они будут вооружены ПТУР «Тоу» или 20-мм автоматической пушкой. Всего с 1988 по 1992 год в парашютно-десантные войска должно поступить около 350 этих машин. С 1988 года фирмой «Вегман ваггонфабрик» планируется начать выпуск 342 гусеничных шасси для РСЗО MLRS европейского производства (из них 200 предназначены бундесверу) с темпом выпуска четыре единицы в месяц.

Анализируя динамику стоимости жизненного цикла бронетанковой техники, военные специалисты ФРГ пришли к выводу, что если в прошлые, годы соотношение, затрат на НИОКР, производство и эксплуатацию было равно примерно 1:3:6, то в настоящее время благодаря «электронизации» и усложнению оружия оно достигло показателя 1:5:10. Подчеркивается, что эти изменения требуют, с одной стороны, удешевления разработок и производства бронетанковой техники, а с другой - большего внимания к ее модернизации и ремонту. Поэтому значительную часть средств, выделенных на 1987 год по статье бюджета министерства обороны «Закупки бронетанковой техники» (1150 млн. марок), предполагается израсходовать на модернизацию танков М48, основных боевых танков «Леопард-1» (1300 единиц) и БМП «Мардер» (1 000 машин).

Программой модернизации предусматривается перевооружить танки М48 105-мм пушкой, усилить бронезащиту башни, установить новую систему управления огнем и дизельный двигатель, оснастить танки «Леопард-1» 120-мм гладкоствольными пушками, внести изменения в конструкцию башни, усилить защиту от ОМП, перевооружить БМП «Мардер» 25-мм пушкой.

В июле 1986 года министерство обороны ФРГ выделило ведущим фирмам «Даймлер-Бенц», «Краусс-Маффей», «Крупп-Мак машиненбау» и «Тиссен — Хеншель верке» средства (около 33 млн. марок) на первый этап разработки нового поколения боевых машин 90-х годов.

Согласно расчетам специалистов бундесвера, в будущем для сухопутных войск потребуется 1700 самоходных 120-мм противотанковых пушек (поставки в войска ожидаются с 1994 года), 800 самоходных противотанковых и противовертолетных установок «Жираф» (с 1995-го). 2500 перспективных БМП (с 1996-го и 2000-го), 1300 основных боевых танков «Леопард-3». Однако финансовые средства были выделены на разработку только первых трех из упомянутых выше типов боевых машин. Одновременно рассматривался вопрос о сокращении выпуска 120-мм самоходных противотанковых пушек в связи с производством дополнительной, шестой серии танков «Леопард-2», а также об уменьшении требуемого количества перспективных БМП при условии модернизации и сохранения в войсках всех 2136 БМП «Мардер».

Будет ли в дальнейшем разрабатываться перспективный танк «Леопард-3», зависит, как считают военные специалисты ФРГ, в значительной степени от достижений научно-технического прогресса в различных областях. По их мнению, не исключается возврат к ранее намеченному пути (от которого отказались в 1984 году) - дальнейшей проработке концепции основного боевого тапка «Леопард-2».

Имеющийся портфель заказов на бронетанковую технику не удовлетворяет аппетиты владельцев западногерманских фирм, которые оценивают ближайшие перспективы развития отрасли как проблематичные. Согласно заявлениям представителей фирм, темп выпуска шестой серии танков «Леопард-2» будет очень низким и составит лишь девять единиц в месяц на двух производственных линиях, в то время как при выполнении заказа для Нидерландов он достигал 35 машин в месяц.

С целью обеспечения нового притока заказов крупнейшие фирмы - производители бронетанковой техники начали инициативные разработки перспективных образцов боевых бронированных машин. В этих разработках и планировании производства специалисты фирм отрасли намерены учесть негативный опыт неравномерного поступления заказов на бронетанковую технику и неритмичную в связи с этим работу заводов. Они предполагают обеспечить более равномерную загрузку мощностей предприятий за счет повышения гибкости производственной системы при использовании нового, более производительною оборудования и перспективных материалов, а также при широком применении в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции.

Боевая бронированная машина Пума - дорогая безделушка
Образец перспективной многоцелевой бронированной машины «Пума»
(учитывая как легко ВС РФ уничтожает Леопард-2 и американский танк Абрамс, этот БМП стоимостью 9 миллионов евро на Украину не рискнули отправлять)

Так, в разработанной и испытываемой фирмами «Краусс-Маффей» и «Диль» многоцелевой перспективной гусеничной бронированной машине «Пума» (в варианте самоходного миномета она показана на фото выше) нашли широкое применение агрегаты и детали, разработанные гражданскими отраслями промышленности: дизельный двигатель, элементы трансмиссии и т. д.

В рамках проекта этой бронированной машины разработано семейство (более 20 вариантов) гусеничных боевых машин массой от 10 до 28 т, в состав которого входят легкие танки с 90-мм и 105-мм пушками, БТР, БРМ, БМП, самоходный ПТРК с ПТУР «Тоу», 120-мм самоходный миномет, минный заградитель, легкие ЗСУ, БРЭМ и самоходные противотанковая и противовертолетная установки. Проводятся также разработки аналогичных вариантов боевых бронированных машин на различных колесных шасси (включая шасси гражданских седельных тягачей). По мнению зарубежных специалистов, эти разработки обеспечат значительное упрощение и удешевление производства бронетанковой техники, будут способствовать удовлетворению спроса на военную технику.

Многие западногерманские компании возлагают надежды на экспорт бронетанковой техники, учитывая то обстоятельство, что ограничения на экспорт оружия (особенно в районы Юго-Восточной Азии) были за последние годы существенно ослаблены.

В качестве экспортного варианта фирмой «Краусс-Маффей» на базе бронетранспортера TPz-1 «Фукс» создана легкая (массой 17 т) ЗСУ «Вайлдкэт», которая вооружена двумя 30-мм скорострельными пушками и оснащена радиолокационной, инфракрасной или лазерной системой наведения на цель. В настоящее время проходят испытания 20 прототипов ЗСУ.

В ФРГ частные фирмы начали инициативные разработки по созданию качественно новых танков начала будущего века. В настоящее время на испытательном полигоне бундесвера № 91 в округе Меппен проходит огневые испытания опытный 68-т танк PzKW-2001 с электромагнитной пушкой. Он спроектирован как двухсекционная боевая машина: в передней части располагается главное оружие и энергетическая установка, а в задней — экипаж и магнитодинамическая аккумулирующая система.

Фирмой GIT в Эсселе исследуются возможности создания танка-робота, получившего наименование «Вольф», с использованием новых принципов управления (применение программных языков нового поколения — ПРОЛОГ, ЛИСП, ЕСП).

Разработка западногерманскими танкостроительными фирмами новых образцов бронированной техники, последующее их производство и поступление, в войска позволят значительно повысить мощь бундесвера — ударного кулака НАТО в Центральной Европе

Майор И. Воеводин
«ЗВО» №11 1987 г.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Надо понимать, что алк...
Отвар сирени печень оц...
[b]При метеоризме[/b] ...
С барсучьим жиром плев...
И по эти поры нет на п...
Фотогалерея
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Отдельные страницы
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,344,399 уникальных посетителей