August 17 2025 05:37:25
Навигация
Последние статьи
· Противолодочный «пож...
· Космическая эпопея п...
· Образование взаймы
· Влада Лесниченко. Же...
· Дешевая энергия? Про...
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Противолодочный «пожарник»
Противолодочный «пожарник»

Репортаж с борта Бе-12П-200

Это событие произошло почти два года назад, во время первой международной выставки гидроавиации «Геленджик-96». Случайно это или нет, но спустя тридцать лет после начала трудового пути в “большой’’ авиации, осенью 1996-го мне впервые довелось полетать на гидросамолетах, в том числе и на амфибии Бе-12П-200, еще проходившей заводские испытания. Этот класс самолетов считается довольно малочисленным, по сравнению с сухопутными машинами, а Бе-12, оставшихся в строю, и вовсе можно пересчитать по пальцам.

Советский гидросамолет Бе-12П-200 описание

Из бывших противолодочных машин четыре переделали в пожарные.

Одну переоборудовали в летающую лабораторию Бе-12П-200, предназначенную для отработки устройств забора и слива воды амфибии Бе-200. На летающей лаборатории исследовались нагрузки на корпус лодки, отрабатывали водозаборное устройство на режиме глиссирования и методику сокращения времени заполнения баков водой.

Как и положено, гражданские самолеты “лишились” катапультных кресел и спасательных парашютов. Ставшее ненужным оборудование заменили на аппаратуру управления забором и сбросом огнегасящей жидкости. С бывшей боевой машины сняли все вооружение и магнитометр, предназначавшийся для поиска подводных лодок вероятного противника. В общем-то, он не мешал, но поводом для удаления этого “аппендикса" стал отнюдь не переход на мирные рельсы, а предполагавшийся экспорт Бе-12П.

Дело в том, что в случае отказа одного из двигателей, мощности оставшегося АИ-20Д не хватало для продолжения взлета. Для решения этой задачи предложили на месте магнитометра установить дополнительный ТРД РУ-19-300. Напомним, что подобными двигателями давно комплектуются самолеты Ан-24 и Ан- 26. Со временем идея экспорта из-за отсутствия денег потихоньку заглохла, а РУ-19-300 так и остался на складе.

На месте грузоотсека разместили два бака для огнегасящей жидкости общим объемом свыше 6 м3, каждый из которых имеет створки и дренажные каналы по бортам лодки для сброса воды.

На мою просьбу о полете, руководство ТАНТК имени Г.М. Бериева без проволочек ответило согласием. Благожелательно отнеслись к этому ведущий инженер по испытаниям В.И. Калашников и экипаж. После короткого инструктажа во время встречи с командиром К.В. Бабичем (кстати, экипаж Константина Валерьевича поднимал в воздух первый Бе-12П), вторым пилотом Н.Н. Охотниковым, штурманом Ю.Н. Герасимовым и борт-радистом А.С. Новицким я оказался на борту “Чайки”.

Миновав входную дверь, по узкому проходу попадаешь в просторную кабину штурмана, кресло которого расположено в плоскости симметрии самолета. Сзади него находятся два вертикальных тоннеля, поднявшись по которым на второй этаж оказываешься в кабине пилотов. После посадки летчиков кресла сдвигаются вперед, закрывая входные тоннели. В потолке кабины прорезаны люки для аварийного покидания самолета и выхода на его палубу.

Следует отметить, что мест для пассажиров, хотя я оказался на борту не для прогулки, не предусмотрено. Однако экипаж помнил о своем пассажире и предложил отдельное "кресло" в виде пенопластового поплавка справа от штурмана, ставшее моим рабочим местом в течение 45-минутного полета. Отправляясь в командировку с предчувствием возможного полета на Бе-12, я все же оставил дома шлемофон, прекрасно зная о высоком уровне шума на борту амфибии. Спасибо экипажу, предусмотрительно захватившему “ЗШ" - защитный шлем. Любой полет, особенно на гидросамолете - это новые впечатления.

Пока спускались со слипа и рулили по воде на режиме малого газа шум двигателей не замечался, но как только летчики послали РУДы вперед, в кабину ворвался оглушительный грохот и пришлось надевать "ЗШ”. В воздухе, в дополнение к излишнему шуму стала повышаться температура в кабине. Пот так и лил с меня, правда, немного выручил вентилятор, включенный штурманом. Погода в день полета стояла настолько хорошая, что не позволила ощутить все прелести взлета и посадки даже при небольшом волнении. Более того, полет на режиме глиссирования при заборе воды воспринимался лишь по незначительным вибрациям лодки.

Остается только сожалеть, что в прибрежных населенных пунктах самолеты-амфибии не используются в качестве транспортного средства. Ведь для этого есть все условия, в том числе и техника.

Николай Якубович
1998

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Трамп ведет себя как д...
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Статьи
А вот что скажу. Да, т...
Ну и еще дополню, коне...
Кличка "Сударь" больно...
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО...
[i]«Что является основ...
Фотогалерея
Чего тут молодцеватого...
Из письма читателей: ...
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Отдельные страницы
Знатная древность! Инт...
Как пишут перебежчиков...
Сейчас огромное количе...
Увы, все проходит... х...
Вроде бы бесхитростный...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,307,715 уникальных посетителей