August 17 2025 10:15:31
Навигация
Последние статьи
· Малый самолет Авиати...
· Смена репертуара: Ил...
· Противолодочный «пож...
· Космическая эпопея п...
· Образование взаймы
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Смена репертуара: Ил-18, Ил-20, Ил-38
Смена репертуара: Ил-18, Ил-20, Ил-38

Завод №30 — «Знамя Труда»

Какав связь существует между самолетами «Авиатика МАИ-890», Ил-18 и МиГ- 29? Никакой!? Не спешите...

Первый прототип пассажирского самолета Ил-18 с обозначением Л5811 («Л» — линейный) и большой надписью «Москва» впервые поднялся в воздух 4 июля 1957 года. Такой был очень нужен Аэрофлоту. Потому очень скоро его запустили в производство. Выбрали завод «Знамя Труда» на Ходынке, по соседству с ОКБ имени Ильюшина. Там и раньше выпускались многие машины с маркой «Ил». Еще в 1956-м на заводе начали готовиться к производству «восемнадцатого».

Первые пять, установочной серии, выпустили к концу 1957-го. Параллельно завод продолжал собирать уже привычные ИЛ- 14: никогда не бывает так, чтобы одна машина мгновенно сменяла другую.

Сборка первых самолетов Ил-18 на заводе Знамя Труда
В сборочном цехе завода «Знамя Труда». Сборка первых экземпляров Ил-18. 1958 год

Для любого завода «смена репертуара» очень трудна. А если учесть, что Ил-18 не только гораздо больше по размерам, чем Ил-14, но и качественно поднялся на новый уровень сложности, то особенно понятна необычность новой задачи. Огромное количество оборудования — гидравлика, пневматика, длина электрокабелей возросли на порядок. Протяженность заклепочных швов составила буквально километры. Именно на Ил-18 пришлось заниматься клепкой больше, чем на любой машине до и после нее. Конечно, эта трудная и кропотливая работа была значительно механизирована.

Кто строил самолет? Виктор Григорьевич Шарапов в ту пору был начальником агрегатного цеха завода. Потом — начальником сборочного цеха. Через его руки прошло большинство из 569 Ил-18 завода. Он рассказал мне:
— Выпуск Ил-18 с 1958 года стал единственной работой завода (в том же году был собран последний Ил-14). Спрос на эти самолеты был очень велик. Если в 1958—1960 годах из цехов выходили четыре машины в месяц, то с 1961-го производство развернулось на максимум своих возможностей. Каждый месяц завод передавал заказчикам шесть самолетов. Не следует, однако, считать, что завод освоил, затем «гнал» одну и ту же конструкцию.
На первых экземплярах Ил-18 устанавливались двигатели НК-4 конструкции Н. Кузнецова. Позже их сменил двигатель А. Ивченко АИ-20 — они и стали основными серийными. И те, и другие поначалу отличались ненадежной работой. Случались пожары силовой установки, но конструкторы самолета быстро разработали простое и эффективное устройство, которое предохранило Ил-18 от такой опасности. Появились система поддува нейтрального газа (НГ), титановая накладка на главном лонжероне.
Бывало — загоревшийся двигатель отрывался и падал, а самолет благополучно приземлялся в аэропорту назначения.
Часто в сборочный цех заходил Сергей Владимирович Ильюшин. И если у строителей его детища возникали какие-либо трудности или пожелания, то на следующий день на заводе появлялась группа конструкторов-разработчиков. Она вместе с заводскими специалистами находила выход из любой ситуации.

1959 год аэропорт Внуково и пассажирский самолет Ил-18Б
Ил-18Б. Внуково. 1959 год

Развитие самолета Ил-18 привело к появлению модификаций, которые либо устраняли недостатки своих предшественников, либо способствовали расширению возможностей машины.

Ил-18А — первая серийно выпускавшаяся модель (1958—1959 годы) — двигатели НК-4 или АИ-20 мало отличался от прототипа — Ил-18 «Москва».

Ил-18Б — развитие Ил-18А с большим взлетным весом. Производился в 1959— 1960 годах. Большее (по сравнению с Ил-18А) число пассажиров.

Ил-18В — первая (и наиболее массовая) модификация самолета, выпускавшаяся в 1960—1965 годах. Произведена перекомпоновка пассажирского салона, улучшена вентиляция, увеличен взлетный вес. Для машин на экспорт производили другую отделку, надписи на языках других стран, ставилось специальное оборудование.

Ил-20 — самолет радиотехнической разведки, созданный на основе Ил-18Д. Различная разведаппаратура размещалась в контейнерах снаружи. В пассажирском салоне были оборудованы места для операторов.

Ил-38 — базовый патрульный противолодочный самолет. Специальное оборудование и вооружение выдали необходимость значительного изменения планера самолета (положение крыла было смещено на 4 шпангоута вперед). В отсеках вооружения стало возможно разместить гидроакустические буи, противолодочные торпеды, мины. Среди наиболее заметных особенностей — поисковая РЛС, антенна которой размещалась в обтекателе под фюзеляжем, и датчик детектора магнитных аномалий — в длинном хвостовом коке. Базой для Ил-38 послужил Ил-18Д.

Хмурым мартовским утром 1969 года завод выпустил последний пассажирский Ил-18. Но сборочная линия не опустела. На ней остались Ил-38, специализированные версии на базе планера Ил-18: самолет радиоэлектронной разведки Ил-20. Позже — специальный самолет дальней связи Ил-22. Все три машины продолжали выпускаться мелкими партиями (15—20 в год) вплоть до середины 70-х годов. И сейчас еще на наших и зарубежных аэродромах можно услышать характерный низкий гул АИ-20 и увидеть Ил-18.

Теперь понятна связь между Ил-18, «Авиатикой МАИ-890» и МиГ-29? Их выпустил завод № 30 — «Знамя Труда», большой мастер и, как говорится, на все руки.

Летно-технические данные Ил-18Д

Размах крыла 37,4 м
Длина фюзеляжа 35.0 м
Площадь крыла 140 м2
Вес пустого 34000 кг
Вес взлетный максимальный 64000 кг
Дальность с максимальным запасом топлива 6500 км
Максимальный объем топлива 30 000 л
Максимальное число пассажиров (при полетах на малую дальность) 110 чел
Экипаж 5 чел (командир, второй пилот, штурман, радист, бортмеханик)
Скорость крейсерская на высоте 8000 м - 625 км/ч
Двигатели 4 х АИ-20М (4250 э.л.с. каждый)

Взлет пассажирского самолета Ил-18В, СССР история создания
Ил-18В на взлете

Сергей Цветков

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Трамп ведет себя как д...
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Статьи
А вот что скажу. Да, т...
Ну и еще дополню, коне...
Кличка "Сударь" больно...
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО...
[i]«Что является основ...
Фотогалерея
Чего тут молодцеватого...
Из письма читателей: ...
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
В 1970 г. Леонард Хасл...
Отдельные страницы
Знатная древность! Инт...
Как пишут перебежчиков...
Сейчас огромное количе...
Увы, все проходит... х...
Вроде бы бесхитростный...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,308,809 уникальных посетителей