Кооператив назвали «Оби-нон»
Узбекскую трапезу без лепешки представить так же трудно, как русский обед без хлеба. Но если в российской деревне домашнее приготовление хлеба почти сошло на нет, то во многих yголках Узбекистана лепешки пекут до сих пор. Немало лепешечников живет в Янгиюльском районе, что в Ташкентской области. Одни пекут только для своей семьи, другие — и для себя, и на продажу. Прямо из печи — тандыра — на тележку, и вскоре горячие лепешки на рынке. Берут их нарасхват.

Казалось бы, работать лепешечникам да радоваться, однако до последнего времени жилось им не очень сладко. Если печь лепешки только для себя, особых хлопот нет. Если же работать на рынок, возникают трудности и с мукой, и с дрожжами, и с кунжутом, и с хлопковым маслом. К тому же и отношение к лепешечникам было какое-то двойственное. Не справляется хлебозавод с планом — разрешают торговать, «веытягивает» план — гонят с рынка.
Так было пока не объединились янгиюльские лепешечники в кооператив «Оби-нон» — так называется самый распространенный сорт лепешек. Сегодня в кооперативе 80 человек, 23 бригады — в каждой от двух до пяти человек. Организованы бригады в основном по семейному принципу, но вообще-то путь в кооператив никому не заказан.

Каждая бригада сама выпекает, сама и продает лепешки. Снабжением занимается председатель кооператива, хлебопек по специальности Тулкун Кимсанов. Он централизованно приобретает в потребкооперации все необходимое и распределяет по бригадам. На рынке кооператорам выделили целый ряд, украсив его фирменной эмблемой. Стоят лепешки от 14 до 18 копеек. Колебания в цене зависят не только от качества товара, но и от спроса: рынок есть рынок. Выручка — за вычетом налога, примерно 25 тысяч рублей в месяц — поступает в кассу кооператива. На вырученные деньги ежемесячно закупают 4 тонны угля, 35 тонн муки, 400 килограммов кунжута, почти столько же маргарина и 60 литров хлопкового масла. На все про все уходит около 16 тысяч рублей. Остается 9 тысяч. Они расходуются на аренду помещений, приобретение оборудования и его ремонт и, конечно, на зарплату кооператорам. В среднем каждый получает около сотни в месяц.

Надо заметить, поначалу в кооператив вступали с опаской. Непривычно это — сдавать выручку в общий котел, а потом получать зарплату. Причем, на руки выходит меньше, чем сдаешь. Но когда разобрались, преимущества кооперативного труда оказались ощутимыми: пошел трудовой стаж, появилась возможность вступить в профсоюз, гарантируется пенсия. Опять же, немаловажно, что отпали хлопоты с заготовкой топлива и продуктов. Теперь от желающих вступить в «Оби-нон» нет отбоя. Частных продавцов лепешек на рынке почти не стало — не выдерживают конкуренции. А кооператоры, войдя во вкус, собираются расширять производство, и не только лепешечное, но и взяться за приготовление блюд национальной кухни и кондитерских изделий. Но это все впереди. А пока...

Пока воскресный день на янгиюльском базаре самый горячий для лепешечников. С субботнего вечера замесила тесто Розия Маматкулова. В воскресенье Хайдар, ее муж, встал в четыре утра и затопил тандыр. В шесть часов их сын Хайрула надел белый халат и принялся раскатывать пышные «колобки». В восемь Хайдар вынул из тандыра первую партию готовых лепешек. Розия сложила их в корзину и двинулась на рынок к торговому ряду с вывеской «Кооператив «Оби-нон».
Фоторепортаж Марка Штейнбока 1987 год
***
От редакции Претич: сложно представить, что через год с лишним, этот гостеприимный и мирный народ будет расколот – начнутся жуткие погромы в Фергане 1989 года. Узбеки начнут сжигать дома и убивать турок-месхетинцев, насиловать женщин… не пощадят и своих, тех узбеков, кто не захочет вместе с ними участвовать в расправах. Кто будет прятать турок… Погибнут люди и других национальностей, хотя погромщики не трогали дома русских, немцев, казахов, туркмен… но попало всем.
Турок вывезли в РСФСР, в Казахскую ССР, Азербайджан. И из Узбекской ССР начался отток населения – уезжали русские, немцы, евреи, уезжали многие узбеки…
Ферганская область была отброшена на десятилетия назад - закрылись большинство предприятий и культурных учреждений: кинотеатров, музеев, библиотек... плачевное состояние образования и медицины - нет специалистов, всюду кадровый голод...
Вся республика по сей день чувствует эти последствия, и никакие программы возрождения не помогают. Как говорят мудрые старики - это наказание за грехи.
На самом деле, просто те причины, которые спровоцировали эти межэтнические столкновения, были просто усугублены погромами - они прошли "точку невозврата". Перестройка, которую бездарно проводил Михаил Горбачев со своим окружением, её негативные последствия многократно усиливались местными властями. А также такими вещами, как известное "хлопковое дело", которое по-сути так и не было завершено, и почти весь айсберг преступности (буквально мафия) так и остался не тронут...
Фергану и потом Узбекскую ССР и позже независимый Узбекистан покинули тысячи и сотни тысяч высококлассных специалистов, творческих и одаренных людей. Надо сказать - процесс этот не остановился, но продолжается и по сей день (как и в соседних республиках - в Казахстане, Киргизии, Таджикистане).
А новые времена не способствуют возрождению этого утерянного золотого генофонда страны.
*** |