Новое российское кино: Метро
Для съемок картины в павильоне был построен тоннель, идентичный настоящему метротоннелю, и закуплены настоящие вагоны метро. В отдельных сценах на декорации выливалось до десяти тонн воды.
Центр Москвы продолжает застраиваться, нагрузка на недра нарастает, что в конце концов выливается в прорыв воды в тоннель метрополитена. Происходит это в самый час пик на перегоне между самыми загруженными станциями. Целый состав, наполненный людьми под завязку, оказывается в эпицентре катастрофы, у спасателей есть лишь несколько часов, чтобы вывести пострадавших и загерметизировать опасный участок. Среди тех, чья жизнь находится под угрозой, врач Андрей с маленькой дочерью, случайно попавший в метро бизнесмен, весельчак-студент, страдающая астмой девушка, грузный курьер и бомжиха - всем им придется проявить свои лучшие качества, чтобы выбраться из смертельной ловушки.
Фильм
Термин «фильм-катастрофа» в российском кинематографе можно применять к трем фильмам из четырех. И их «катастрофичность» обычно вовсе не жанровая, а качественная. Что же до фильмов, на которых съел собаку Роланд Эммерих, то в новейшем русском кино вспомнить что-то значимое сложно. Разве что драму «72 метра», но она достаточно камерная, чтобы говорить о полномасштабной катастрофе в ее первоначальном смысле. С чем это связано? На мой взгляд, с двумя факторами. Во-первых, фильм, связанный с демонстрацией значительных, а главное, достоверных разрушений, не может быть дешевым - пенопласт, картон и вата вылезут на передний план, стоит лишь попытаться заменить ими подлинные объекты разрушения. Вторая причина - опасение проиграть Голливуду. Как известно, страх ошибки непременно к ней приведет. Наши кинематографисты предпочитали не рисковать ни деньгами, ни репутацией.
До сего дня. Очень хотелось бы, чтобы «Метро» пробило этот нелепый свод самоуничижения и запустило поток смелых работ, требующих самоконтроля и самоотдачи от режиссеров, постановщиков и актеров.
«Метро» получилось удивительно добротным фильмом. Собранные финансы (а картина обошлась в 10 миллионов долларов) позволили соорудить достойные декорации, тщательно продумать трюки и сцены разрушений, дополнить недостающие кусочки мозаики компьютерной графикой. Ну а смелости режиссеру Антону Мегердичеву и раньше было не занимать - он и в боевике себя попробовал, и первое российское фэнтези снял. Теперь вот фильм-катастрофа, но катастрофа удачная. Фильм в лучших традициях голливудских апокалиптических триллеров умело сочетает и сцены разрушения, и человеческие трагедии, и подвиги спасателей и простых машинистов, и чудесное спасение в последнюю секунду.
Да, поругать фильм обязательно найдутся желающие. Прорыва такого быть не может, станции придуманные, электричества под водой не бывает, любовный треугольник надуманный, «рояли в кустах» вылезают из-за каждого поворота. Но вспомните еще хоть одно настолько качественно сделанное у нас кино за последние годы. И не в жанре заумного, драматического, экзистенционального, «глубоко духовного», а в народном массовом кинематографе. Когда у нас выходил на экраны последний отечественный блокбастер - серьезный, качественный, годный для повторного просмотра? Достойный конкурировать с Западом? Разрушающий Москву не хуже «Крепкого орешка 5» или «Миссия невыполнима 4»?
По сравнению с голливудским кино меня смутила лишь некоторая несмелость в отношении к основным героям. Там, где в катастрофе Эммериха спаслось бы не более трех человек, наши ведут к финишу внушительную группу, очевидно, влюбившись в героев и не желая с ними расставаться. И с этим трудно поспорить, актеры действительно отыграли на отлично, несколько фальшивых ноток не слишком бросаются в глаза. В любом случае задел хороший, хочется пожелать нашему кино больше таких смелых рывков.
Интересно
Получив отказ от руководства московского метрополитена, съемочная группа отправилась в Самару, где местное метро не только предоставило возможность снимать в вестибюлях, на станциях и в тоннелях, но и выделило отдельный поезд, к которому была прикреплена камера для съемок движения состава.
Вывод
Не «Экипаж», но добротный жанровый крепыш, с хорошими актерами и качественными эффектами.
Данные: Метро. 2013 год, 132 минуты. Режиссер: Антон Мегердичев В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Анфиса Вистингаузен, Алексей Бардуков, Катерина Шпица
*** |