Закончил школу, а дальше?
Сегодня, пожалуй, нет двух мнений о путях развития технического творчества. То, что ему можно и нужно учить, доказано многолетним опытом работы общественных университетов и школ, опытом практической деятельности сотен людей.

Однако на этом единство мнений заканчивается. Далее начинается дискуссионная часть проблемы: чему и как учить, кого учить, как и где организовать обучение. В пылу споров забывают о чрезвычайно серьезной проблеме — как наиболее рационально использовать приобретенный при обучении творческий потенциал, как его сохранить на долгие годы?
Между тем с каждым годом этот вопрос встает все чаще и чаще.
В самом деле, ежегодно общественные школы и университеты научно-технического творчества заканчивают сотни инженеров, научных работников, техников, рабочих. На их обучение энтузиасты-преподаватели затрачивают огромное количество времени и сил. А какова же практическая отдача всех тех, кто овладел основами современных методов технического творчества (МТТ)? Приходится признать, что она весьма мала по сравнению с затратами материальных средств и духовной энергии на обучение.
Хотим, чтобы нас правильно поняли. Среди тех, кто прошел обучение, есть десятки, а может быть и сотни, специалистов, которые весьма успешно применяют полученные знания на практике. В их активе большое количество изобретений, рационализаторских предложений. Если подходить формально, экономический эффект от внедрения всех этих технических решений многократно окупил материальные затраты на содержание всех школ. Но нельзя закрывать глаза на то, что немалая часть выпускников никакой практической отдачи от полученных знаний не дает, со временем утрачивает творческую форму, приобретенную в период обучения. Почему?
На наш взгляд, это вызвано двумя причинами.
Первая, наиболее существенная, — ослабление или вообще прекращение связи бывших слушателей со своей школой, с той творческой атмосферой, которая их окружала в период обучения. Окунувшись в повседневную практическую деятельность, они постепенно утрачивают приобретенный «поисковый режим», лишаются возможности получить своевременный и нужный совет, объективную оценку найденных технических решений и т. п. А ведь такого рода поддержка на первых порах их самостоятельной творческой деятельности просто необходима.
Вторая причина — нередко отсутствие у бывших слушателей возможности сразу же приступить к творческой деятельности. Иногда потому, что не могут выявить актуальную производственную задачу, которую наверняка смогли бы решить. Чаще — засасывают текучка, «бумажные дела».
Между тем многолетний опыт нашей работы показывает, что, если выпускнику школы удается сразу включиться в творческую работу, успешно решить хотя бы одну-две важные для производства задачи, получить за это моральное или материальное поощрение, — все это стимулирует его на дальнейший поиск и решение следующих задач, развивает в нем внутреннюю потребность всегда быть в поиске.
Предвидим, что по поводу выдвинутых причин утраты творческой формы нам могут возразить: практически везде есть «темники», или, как их иногда называют, «темники узких мест» — бери любую тему, формулируй задачу и решай ее.
Все это так. Но есть некоторые «но».
Мы, вероятно, не раскроем секрета, если скажем, что задачи «темника» в большинстве случаев — плод довольно субъективного мнения мастеров и технологов производственных участков. Значительная часть тем и задач включается в «темник» без должной экономической оценки важности их решения для производства в целом. И потому, листая такой «темник», нередко поражаешься мелкотемью, за которое и браться-то не хочется. Вот и отворачиваются от него те, кто подготовлен к решению достаточно сложных, серьезных технических задач.
Если же и выявляется тема с большим предполагаемым экономическим эффектом, она, как правило, включает несколько взаимосвязанных задач, для решения которых нужны серьезные и трудоемкие эксперименты. Чтобы провести их, требуются немалые материальные средства, да и времени нужно затратить довольно много. У изобретателя-одиночки далеко не всегда есть возможность осилить такой объем работ.
Наряду с этим сами «задачедатели» не проявляют особого энтузиазма, если видят, что задачу решает посторонний, не из их подразделения. Фактор престижа и ложного самолюбия играет здесь немалую роль. «Чужой» специалист часто не может рассчитывать на получение от них полной информации, нужной для успешного решения задачи.
И еще. Даже если задача и решена, «задачедатель» не спешит внедрять чужое предложение — нет материальной заинтересованности.
Вот и мыкается наш питомец, натыкаясь на барьеры рутины, непонимания. Не удивительно, что, попав в такие условия, некоторые наши выпускники опускают руки, зажженный нами во время обучения творческий огонек постепенно у них угасает.
Оценка сложившейся ситуации свидетельствует, что мало только научить инженера или техника современным МТТ. Нужно еще создать минимально необходимые условия, чтобы полученные им знания он мог претворять в жизнь.
Нас это беспокоило на протяжении нескольких лет. И чтобы выправить положение, мы на своем предприятии решили провести эксперимент, направленный на создание выпускникам школы благоприятных условий для полноценного творчества. Результаты, пусть пока еще предварительные, показали правильность выбранного направления. Поэтому мы и решили рассказать о нем.
По согласованию с администрацией и общественными организациями у нас была создана общественная лаборатория «Поиск». Работать в ней мы пригласили специалистов, завершивших обучение в нашей школе по программе «Современные методы поиска новых технических решений». Кстати сказать, все молодые специалисты, приходящие на наше предприятие после окончания вуза, обязательно проходят обучение по этой программе.
Назначение лаборатории — творческое участие ее сотрудников в решении задач совершенствования техники и технологических процессов, повышение технического уровня и качества продукции, выпускаемой предприятием, повышение эффективности производства, улучшение условий труда и, кроме того, что мы Считаем очень важным, — дальнейшее изучение и совершенствование методов поиска новых технических решений.
Планы работ лаборатории обязательно согласовываются с советами НТО и ВОИР, руководителями основных служб, утверждаются главным инженером предприятия.
Главное же и принципиально новое в характере работы лаборатории — тесная ее связь со службой ФСА предприятия. Члены лаборатории «Поиск» теперь регулярно подключаются к работам по ФСА на творческом этапе.
Таким образом, для специалистов — выпускников нашей школы — созданы условия для полноценной творческой деятельности. Они получили доступ к задачам конкретным, экономически обоснованным, в решении которых очень заинтересовано предприятие. К тому же практически всем решениям, выполненным на достаточно высоком уровне в рамках ФСА, дается «зеленая улица» внедрения. Все это очень важно психологически, да и материально неплохо поощряется, поэтому в творческом плане простой членов лаборатории исключен. Участие членов лаборатории в работах по ФСА имеет еще один аспект.
На большинстве предприятий, где внедрен или внедряется ФСА, создаются временные рабочие группы (ВРГ) из числа специалистов, имеющих отношение к анализируемому изделию. Но ведь практически все они или совсем не знают, или слабо знают современные МТТ. Поэтому на творческом этапе возникает много трудностей.
Нужно помнить и о том, что разработчики изделия, вошедшие в ВРГ, с трудом отказываются от тех решений, которые они ранее заложили в конструкцию. Мешает психологический барьер.
Иное дело, когда в состав ВРГ включаются члены нашей лаборатории. Формулирование и решение задач идут энергично, целенаправленно, с незначительными коррекциями со стороны методиста по ФСА. Им не нужны пространные объяснения. В таких условиях рождаются хорошие решения, сказывающиеся на высоком конечном результате ФСА.
Первая же работа по ФСА с участием членов лаборатории «Поиск» позволила снизить трудоемкость изготовления анализируемого объекта, повысить его надежность и качество за счет получения нескольких решений на уровне изобретений.
Наиболее существенный результат эксперимента — создание принципиально новой системы развития технического творчества, которая связала воедино школу технического творчества, общественную поисковую лабораторию и службу ФСА. Здесь теперь тесно сочетаются и переплетаются интересы государственного предприятия с работой, проводимой на общественных началах.
В. ШУВАЛОВ, ведущий конструктор А. БАРЫШНИКОВ, конструктор |