Военно-Воздушные силы Китая, 1982 год
От редакции Претич: сегодня Китай демонстрирует сравнительно большие достижения в области разработки и производства современного вооружения, в том числе и военной авиации. Конечно, и здесь без труда прослеживаются откровенные заимствования от боевых машин России и США, Англии... Но сами темпы и растущий уровень технической сложности однозначно говорят, что близок тот день, когда КНР смогут все делать самостоятельно, станут "законодателями мод" и это должно серьезно настораживать, в т.ч. и Россию - китай много раз доказывал, они легко и просто меняют союзников, если им это выгодно!
Китайские ВВС, как отмечают западные военные обозреватели, являются одним из наиболее боеспособных видов вооруженных сил, которому Пекин отводит особое место в реализации своих экспансионистских планов на международной арене. Эта роль определяется, судя по сообщениям американского журнала «Эр форс», в первую очередь тем, что они располагают не только обычными средствами ведения войны, но и носителями ядерного оружия. Поэтому в планах модернизации китайской армии им отводится одно из ведущих мест.
Ниже, по сведениям, опубликованным в иностранной печати, приводятся некоторые данные об организации, составе, боевой подготовке и развитии китайских ВВС.
Организация и состав. Военно-воздушные силы включают бомбардировочную, штурмовую, истребительную, военнотранспортную и разведывательную авиацию. В них входят также зенитные ракетные и радиотехнические войска, зенитная артиллерия, которые вместе с истребительной авиацией составляют основу сил и средств противовоздушной обороны страны.
Общее руководство ими осуществляет генеральный штаб НОАК через командующего и главный штаб ВВС (находится в Пекине). Он руководит ВВС 11 военных округов, командующие которыми в оперативном отношении подчинены командующим войсками соответствующих округов.
Как сообщает зарубежная печать, главный штаб разрабатывает планы использования сил и средств, организует и контролирует боевую подготовку объединений, соединений и частей, решает вопросы обеспечения их техникой, оружием и материально-техническими средствами, определяет их количественный и качественный состав и т. д. Для этого в нем имеются следующие управления: оперативное, боевой подготовки, политическое, тыла, связи, учебных заведений, инженерно-техническое, кадров, организационное, гражданской авиации и метеорологической службы.
По свидетельству американского журнала «Эр форс», на вооружении военно-воздушных сил Китая насчитывается около 5300 боевых и 550 транспортных самолетов, 350 вертолетов, до 100 зенитных ракетных комплексов и несколько тысяч орудий зенитной артиллерии. Численность личного состава 490 тыс. человек.
Организационно ВВС сведены в авиационные корпуса, дивизии и отдельные полки. Основным тактическим соединением боевой авиации является дивизия, которая, как правило, строится в соответствии с так называемой троичной системой: в ней три полка по три эскадрильи, в каждой из которых три звена по три-четыре самолета (их количество зависит от рода авиации).
Бомбардировочная авиация — основная ударная сила ВВС. В ее составе насчитывается до 100 реактивных средних бомбардировщиков В-6 и около 450 легких В-5, а также некоторое количество устаревших поршневых машин. В-6 китайское военное руководство относит к категории стратегических, способных доставлять к целям ядерные бомбы мощностью до 3 Мт, а В-5 — к носителям тактического ядерного оружия.
Как отмечают японские специалисты, летно-технические характеристики самолетов двух указанных выше типов (радиус действия 2300 и 1000 км, бомбовая нагрузка 9 и 3 т соответственно) позволяют использовать их для нанесения бомбовых ударов по военно-экономическим и административно-политическим центрам, крупным группировкам войск и другим военно-стратегическим объектам советского Дальнего Востока и Сибири, Японии, государств Юго-Восточной Азии, Индии и т. д.
Штурмовая авиация предназначена для оказания непосредственной поддержки сухопутным войскам и нанесения бомбовых ударов по объектам противника в оперативной и тактической глубине. В ее составе около 500 истребителей-бомбардировщиков F-4, F-5 и штурмовиков А-5 (этот самолет разработан китайскими специалистами и ранее в зарубежной печати назывался истребителем-бомбардировщиком F-9). Последние вооружены двумя 30-мм авиационными пушками и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Они могут нести по две бомбы калибра 500 кг или по четыре калибра 250 кг. На каждый из них может быть подвешено четыре пусковые установки с 57-мм НАР.
Истребительная авиация является основным и самым многочисленным родом авиации ВВС Китая. На нее возложено решение задач противовоздушной обороны во взаимодействии с наземными силами и средствами ПВО и истребительной авиацией ВМС.
Рис. 1. Доставка управляемых ракет класса «воздух — воздух» с ИН головками самонаведения для подвески на истребители F-7
В ее составе свыше 4000 самолетов различных типов, из них 300 истребителей F-5, около 3000 F-6, 250 F-7 и 50 F-8. По сообщениям зарубежной печати, первые два являются устаревшими самолетами, у которых низкие тактико-технические характеристики (максимальная скорость полета 1200 км/ч, практический потолок до 19 000 м, наибольший боевой радиус 600 км), но довольно мощное пушечное вооружение (по три 30-мм пушки). В последнее время самолеты F-6 стали вооружаться ракетами класса «воздух-воздух»
Наиболее современными считаются истребители F-7 и F-8. Они имеют сверхзвуковую скорость полета (до М = 2), вооружены встроенными 30-мм авиационными пушками и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» с ИК головками самонаведения (рис. 1).
Разведывательная авиация насчитывает около 130 самолетов. В основном это специально приспособленные для ведения воздушной разведки боевые машины F-6 и В-5. Однако, по мнению западных военных специалистов, в случае необходимости к решению данной задачи может быть привлечено значительное количество других самолетов и вертолетов.
Военно-транспортная авиация (ВТА) предназначена для перевозок личного состава, грузов и боевой техники, а также для десантирования войск. В ней имеется около 550 самолетов различного типа и 350 вертолетов. Касаясь этого вопроса, английский журнал «Флайт» отмечает, что самолетный парк ВТА состоит главным образом из выпущенных авиационной промышленностью копий зарубежных самолетов устаревших конструкций (40-50-х годов). В частности, в журнале сообщается, что в ВТА насчитывается примерно 300 легких одномоторных, до 150 двухмоторных поршневых самолетов, небольшое количество средних турбовинтовых машин, а также 18 турбореактивных самолетов «Трайдент» (поставлены из Великобритании). Примерно такая же картина наблюдается и в составе парка вертолетов (наиболее современными из них считаются французские «Супер Фрелон», 13 машин).
Рис. 2. Самолет Боинг 707 китайской гражданской авиации...
Резервом ВТА является гражданская авиация, в которой, как сообщает зарубежная печать, имеется свыше 500 самолетов, причем большинство из них легкие и средние, но есть незначительное количество и тяжелых, в том числе десять Боинг 707 американского производства (рис. 2). Кроме того, в США заказаны три широкофюзеляжных самолета Боинг 747SP (фото внизу). Первый из них поступил в Китай в феврале 1980 года.
Иностранные специалисты, оценивая китайскую военно-транспортную авиацию, отмечают, что даже с учетом резерва она не способна осуществлять перевозки тяжелой боевой техники и особенно десантировать ее парашютным способом.
Как упоминалось выше, в ВВС входят зенитные ракетные и радиотехнические войска, а также зенитная артиллерия, части и подразделения которых размещены по всей территории страны. Их усилия сосредоточены на прикрытии наиболее важных военно-промышленных и административных центров и группировок своих сил от ударов воздушного противника. На вооружении зенитных ракетных войск и артиллерии состоит около 100 ЗРК средней дальности и несколько тысяч зенитных орудий калиброз 100, 85, 57 и 37 мм. Вдоль сухопутных и морских границ Китая создана глубоко эшелонированная система контроля воздушного пространства, ее радиолокационные посты (несколько сот) обеспечивают обнаружение воздушных целей на удалении 300—400 км (при полете их на больших высотах).
По сообщениям зарубежной печати, соединения и части ВВС на территории страны размещены неравномерно. Свыше 50 проц, боевой авиации и более 60 проц, сил и средств ПВО сосредоточено в приграничных с СССР и МНР военных округах. Наиболее сильная группировка создана в Шэньянском и Пекинском военных округах. Соединения и части боевой авиации внутренних военных округов страны являются стратегическим резервом и в случае необходимости могут быть переброшены в любой район Китая.
Для базирования авиации в Китае создана развитая аэродромная сеть.
Боевая подготовка и подготовка кадров. По оценке зарубежных обозревателей, командование НОАК планирует применять ВВС массированно, широко использовать маневр силами и средствами, наладить тесное взаимодействие как между отдельными родами авиации, так и с сухопутными войсками и ВМС. Эти принципы боевого применения отрабатываются в процессе плановой боевой подготовки соединений, частей и подразделений. Западная печать отмечает, что в ходе ее серьезное внимание уделяется совершенствованию техники пилотирования и самолетовождения, отработке тактических приемов при решении различных задач. Летные экипажи готовятся к действиям в соответствии с принадлежностью к тому или иному роду авиации. В частности, экипажи бомбардировочной авиации учатся наносить бомбовые удары по объектам в глубине обороны противника с малых и больших высот, летчики штурмовиков — по наземным целям на поле боя и в тактической глубине с применением бортовых авиационных пушек, авиабомб и неуправляемых ракет, а пилоты истребителей ПВО тренируются а перехвате воздушных целей, ведении ближнего воздушного боя с различными самолетами противника и т. п.
Одновременно значительное внимание уделяется наземной подготовке летного состава. Поэтому каждому учебному полету, как правило, предшествуют занятия в классах, на тренажерах, а также на аэродромах в кабинах самолетов или с использованием простейших макетов (рис. 4), что позволяет летчику отработать до автоматизма все свои действия в предстоящем полете.
Рис. 4. Экипажи одного из подразделений китайских ВВС, оснащенного штурмовиками А-5, повторяют на аэродроме порядок действий в воздухе (с использованием макетов самолетов)
Зарубежная пресса, освещая итоги поездок многочисленных делегаций западных военных специалистов в Китай, отмечает возросшую интенсивность боевой подготовки в его военно-воздушных силах.
Боевая учеба частей и подразделений ВВС, как и других видов вооруженных сил, широко используется китайскими средствами массовой информации для воспитания подрастающего поколения в милитаристском и антисоветском духе. Газеты и телевидение регулярно публикуют и показывают тренировки летчиков и расчетов батарей зенитной артиллерии и ЗРК по борьбе с боевой техникой, состоящей на вооружении Советской Армии. Все это прикрывается лживой пропагандой «об угрозе с севера».
Для подготовки кадров в Китае развернута широкая сеть военно-учебных заведений различного назначения. Летчики для ВВС обучаются в училищах (в большинстве случаев два года и четыре месяца), которые имеются в каждом из 11 военных округов (в Пекинском их три: в городах Шицзячжуан, Саньчабао, Динеин).
Некоторые сведения по подготовке летчиков были приведены во французском журнале «Дефанс интерарме» на примере авиационного истребительного училища в Шицзячжуан. Согласно сообщениям этого журнала, кандидатов в училище отбирают, как правило, из военнослужащих и лишь в редких случаях из гражданских лиц. В процессе прохождения медицинской комиссии к поступающим предъявляются общие требования о годности к летной работе по состоянию здоровья. Кроме того, существуют некоторые ограничения. Так, возраст гражданских лиц должен быть 16-18 лет, рост 165-178 см.
Сначала кандидаты занимаются на подготовительных курсах, по окончании которых сдают вступительные экзамены. Лица, успешно выдержавшие эти экзамены и удовлетворяющие физическим и идеологическим критериям отбора, в течение шести месяцев проходят курс начальной военной подготовки, а затем направляются в авиационное училище. Процесс обучения здесь подразделяется на три курса: теоретический, основной и практический.
Первый из них (продолжительностью четыре месяца) включает изучение основ аэродинамики, навигации, радиотехники, теории стрельбы, метеорологии и некоторых других предметов, знакомство с устройством самолета, парашютную подготовку. На все это затрачивается 490 учебных часов.
Основной курс длится один год. Его программа рассчитана на 770 ч занятий, из которых 150 ч отводится полетам на учебно-тренировочных самолетах Т-6 (из них в среднем около 60 проц. времени курсанты летают с инструктором).
Практический курс — это отработка полетов на учебно-боевых самолетах. После его завершения и успешной сдачи экзаменов (по технике пилотирования, политической и физической подготовке) выпускники направляются в авиационные части для дальнейшего обучения и прохождения службы.
Сильными сторонами китайских ВВС, по взглядам иностранных экспертов, являются: достаточно многочисленная группировка авиации, значительное количество наземных сил и средств ПВО, относительно развитая аэродромная сеть, обеспечивающая рассредоточенное базирование авиационных частей и подразделений. К слабым сторонам они относят наличие в составе авиации большого числа самолетов устаревших образцов, отсутствие управляемого ракетного оружия класса «воздух-земля» и низкий уровень автоматизации систем управления.
Развитие ВВС определяется общим курсом пекинского руководства на модернизацию вооруженных сил и предполагает, в частности, количественные и качественные изменения в их боевом составе и самолетном парке. Зарубежные обозреватели отмечают большую заинтересованность китайского руководства в получении современной технологии производства самолетов и двигателей, систем вооружения, навигационного оборудования, а также РЛС различного назначения.
Китай уже закупил технологию производства английских авиационных двигателей «Спей», заказал образцы двигателей у фирмы «Юнайтед эркрафт оф Кэнада лимитид» (Канада) и инерциальные навигационные системы фирмы «Литтон индастриз» (США). Не снят с повестки дня вопрос о приобретении в Великобритании самолетов «Харриер», ведутся переговоры о дополнительной поставке вертолетов «Супер Фрелон» из Франции и т. п.
Оценивая опыт самолетостроения и факты закупки образцов и технологии производства отдельных систем и агрегатов, западные специалисты делают вывод, что Китай может наладить серийное производство новых многоцелевых боевых машин собственной разработки. Отмечается, что авиационная промышленность страны выпустила партию новых истребителей F-12 и они проходят испытания. Самолет имеет дельтовидное крыло. Он может летать на скоростях М>2.
На базе американского самолета Боинг 707 в Китае создан транспортный самолет Ү-10 (Юнь-10), который совершил несколько пробных полетов по маршруту Шанхай — Пекин (серийное производство может быть начато до 1985 года). Он может перевозить до 180 человек. Дальность его полета свыше 8000 км, крейсерская скорость 970 км/ч, потолок около 12 000 м. Принятие новых самолетов на вооружение истребительной, штурмовой и военно-транспортной авиации в значительной степени расширит боевые возможности ВВС по перехвату воздушных целей, оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам и силам флота, переброскам личного состава и военных грузов.
Иностранные военные эксперты считают, что в настоящее время в Китае создана достаточно крупная группировка ВВС и сил ПВО, достигнуты определенные результаты при проведении комплекса мероприятий по повышению боевой готовности частей и соединений, обеспечению более высокой выучки личного состава, отработке вопросов управления и взаимодействия. Не останавливаясь на этом, пекинское руководство продолжает наращивать мощь ВВС, как и вооруженных сил в целом, прежде всего для проведения гегемонистского курса в отношении соседних стран и осуществления своих агрессивных замыслов.
Полковник А. Пустовалов, капитан 1 ранга В. Николаев, 1982 год
От редакции Претич: Нетрудно заметить, что практически все самолеты китайский ВВС являются либо копиями, либо переделкой советских боевых машин. Например, В-6 лицензионная копия советского Ту-16... F-5 это копия советского МиГ-17Ф... F-6 модернизированная копия советского МиГ-19... F-7 это копия советского МиГ-21... F-8 глубокая модернизация копии советского МиГ-21... Кроме того КНР копировали и западные самолеты, насколько им это удавалось.
*** |