THALAMUS II Постиндустриальный фестиваль КультФронта
15 мая 2005 года. Клуб "ТИР", Псков
Солнечный день 15 мая для многих жителей Пскова вышел необычным. Ещё с полудня в городе стали появляться люди, облачённые в белые комбинезоны с надписью «THALAMUS II» на спине. Эти люди перемещались, как правило, в сторону клуба ТИР, неся с собой синтезаторы, компьютеры, а также весьма обычные музыкальные инструменты. Сам клуб, оформленный как симпатичный сарай, к вечеру стал преображаться. Со сцены убрали барабаны – стало ясно, что рокенрола не будет. Нас ждал постиндустриальный фестиваль, и речь не столько о музыкальном стиле, сколько о нашей эпохе. Россия. Начало XXI века. Эпоха мёртвой индустрии. Организатором, как и в первый раз, стал КультФронт НБП. Задача ставилась сверх-политическая: показать, что зреет в творческих лабораториях русской молодёжи. КультФронт также представил выпущенный им совместно с лейблом ZHELEZOBETON CD, посвящённый первому фестивалю THALAMUS "Рождение": его составили треки участников – Kryptogen Rundfunk, Ритуальная Биоинженерия и Хладна.
Фестиваль должен был пройти на неделю раньше – он посвящался Победе. Это был единственный крупный пролёт, всё остальное было организовано и выполнено на «ура». Достаточно сказать, что форменных комбинезонов, которые были пронумерованы из расчёта на каждого участника фестиваля, осталось не надетых всего 2 – из 19. Т.е. явились практически все, а кое-кто задвинул ради призывно манящего Пскова более пафосные мероприятия типа концерта в «Олимпийском» (догадайтесь кто, если москвич был один!). Дух единения охватил всех ещё во время общих прогулок по древнему городу. Магия звука и света снизошла к вечеру в тёмный подвал тира. И началось. «Шумы России» открыли вечер словами «Сейчас вы услышите голоса мёртвых…» и под noise/dark-ambient на экране возникли странные образы (VJ Юрий Элик командовал здесь и дальше), а порой и человеческие лица, в шум стали вплетаться голоса, повеяло запредельной жутью – но тут на сцену выбралась девчонка в платье в горошек. И заголосила, разбавив хор мёртвых воплями не менее жуткими. «Мы ещё живы»,– промелькнула общая мысль, публика воспряла. И не зря, на сцену вышли два парня в белом облачении, на груди номера 01 и 02, перед ними – старые советские синтезаторы. То была группа «EKRAN», а на экране появились советские диафильмы на научно-фантастические темы, очень красиво нарисованные. Классическую электронику 70-х годов ребята представили в виде вязкого elektro-ambient - гул и вибрации атмосферы планет и открытий, доброй науки и верных помошников-роботов, всё это очаровывало романтические души, хотя музыка оставалась беспощадно-напряжённой до финала. И вот на красном экране загорелись белые буквы «Majdanek Waltz». Питерцев сменили четверо рязанцев, электронику – акустическая гитара, бас-гитара и баян. Стражи Традиции остались в чёрном; медленные, неизбывной тоской наполненные песни разражались вдруг такими пронзительно щемящими трелями, будто военный оркестр вдали играет что-то одновременно радостное и грустное. Под занавес несколько песен было сыграно быстро и ритмично, на предпоследней вокалист, доселе невозмутимый, зашёлся в крике, его скрутило с микрофонной стойкой вместе, микрофон вырубился – крик продолжался вживую, апофеоз. «Любовь – как удар кнута…» Стойку вернули на место, последняя песня – вокалист отпускает из рук микрофон, и тот на штанге медленно, словно башенный кран, уплывает от него к зрителям – финал. Со стороны казалось, что певец у микрофонной стойки подвинул его к нам взглядом.
А следом был «Cisfinitum» – проект москвича Евгения Вороновского. Когда облачённый в белое музыкант вышел на сцену и начал расставлять свои приборы, всем стало ясно – вернулась электроника. Да не совсем, кто знает Евгения – те в курсе (как участники фестиваля, которым он днём играл пьесы Баха), что он скрипач-виртуоз, а его инструмент уникален. Это тирольская скрипка времён И.С. Баха не только снабжена по инициативе Евгения электронным звукоснимателем, она ещё и оснащена midi-интерфейсом! А значит, он с её помощью может управлять любым современным синтезатором, что и делал на концерте, перемежая скрипичные трели необычными звуками. А музыка парила высоко, шумовой drone-ambient сопровождался громовыми синтезаторными раскатами, величественными до оторопи. Соборы и огромные здания высились, а вовсе не дрожал маленький тесный клуб. Довольно абстрактный видеоряд гипнотизировал течением красок и форм. Стонала, пела и грохотала (midi!) скрипка, кудесник в белом командовал приборами и ногами, и руками – но, не касаясь их (ну на «Терменвоксе» ещё дедушка Ленин играл, так что возврат к основам), однако момент истины настал, когда Женя взял микрофон. Вот тут и прояснилось, чем отличаются Москва и Питер. Интеллигентную сдержанность северян москвич сломил безудержной мощью, не выносящей предела ни в чём. Фестиваль – не состязание, работа была общая, но основной удар назывался Cisfinitum.
Работу в белом продолжил «Lunar Abyss Deus Organum», но чтобы удержать фестивальную высоту очередной команде питерцев, заявившей первоначально двоих, пришлось позвать третьего – в белом же респираторе и с ноутбуком. Шаманы расположились на полу сцены и завели рассказ о карельской природе, сопровождая его видеорядом сосен, камней и озёр и вплетая в электронные колебания народные напевы и голоса птиц. Постепенно напряжённость возросла, сгустились тучи, мрачная атмосфера возобладала, у сцены скрутило в быстром танце нескольких гопников, но через минуту те сбежали, огорошив меня вопросом: “THALAMUS – это тоталитарная секта?!”, а их место заняли девушки в чёрном, их ведьминский танец заворожил музыкантов – те разразились под конец ритмичным трансом, финальный аккорд фестиваля получился танцевальным – намёк на продолжение? На ночные псковские улицы вышли уже не подобранные чьей-то волей музыканты, а Команда, родившая Смерч. Второй THALAMUS окончен – кто был, тот не забудет.
Докладывал Пятнадцатый
THALAMUS II Post-industrial festival of CultFront
May 15, 2005. Club "TIR", Pskov
The sunny day of May 15 turned out to be unusual for many residents of Pskov. Since noon, people began to appear in the city dressed in white overalls with the inscription “THALAMUS II” on the back. These people moved, as a rule, towards the TIR club, carrying with them synthesizers, computers, and also very ordinary musical instruments. The club itself, decorated like a nice barn, began to transform by evening. The drums were removed from the stage - it became clear that there would be no rock and roll. A post-industrial festival awaited us, and it was not so much about the musical style as about our era. Russia. Beginning of the 21st century. The era of dead industry. The organizer, as for the first time, was the Cult Front of the NBP. The task was set as super-political: to show what is maturing in the creative laboratories of Russian youth. KultFront also presented a CD it released together with the ZHELEZOBETON label, dedicated to the first
THALAMUS festival "Birth": it consisted of tracks from participants - Kryptogen Rundfunk, Ritual Bioengineering and Khladna.
The festival was supposed to take place a week earlier - it was dedicated to the Victory. This was the only major flight; everything else was organized and completed with a bang. Suffice it to say that only 2 of the 19 uniform overalls, which were numbered for each festival participant, were left unworn. Almost everyone showed up, and some pushed for more pretentious events like a concert at the Olimpiyskiy for the sake of inviting Pskov (guess who, if there was only one Muscovite!). The spirit of unity embraced everyone even during general walks around the ancient city. The magic of sound and light descended in the evening into the dark basement of the shooting gallery. And so it began. “Noises of Russia” opened the evening with the words “Now you will hear the voices of the dead...” and under the noise/dark-ambient strange images appeared on the screen (VJ Yuri Elik commanded here and there), and sometimes human faces, voices began to intertwine in the noise, a whiff of incredibly creepy - but then a girl in a polka dot dress came out onto the stage. And she began to scream, diluting the chorus of the dead with no less terrible screams. “We are still alive,” the general thought flashed, the audience perked up. And it was not in vain that two guys in white uniforms appeared on stage, with numbers 01 and 02 on their chests, and in front of them were old Soviet synthesizers. It was the EKRAN group, and Soviet filmstrips with science-fiction themes, very beautifully drawn, appeared on the screen. The guys presented classic electronics of the 70s in the form of viscous elektro-ambient - the hum and vibrations of the atmosphere of planets and discoveries, good science and faithful robot assistants, all this charmed romantic souls, although the music remained mercilessly tense until the finale. And then the white letters “Majdanek Waltz” lit up on the red screen. The St. Petersburg residents were replaced by four Ryazan residents, electronics - an acoustic guitar, a bass guitar and a button accordion. The Guardians of Tradition remained in black; slow songs filled with inescapable melancholy suddenly burst into such piercing, aching trills, as if a military orchestra in the distance was playing something simultaneously joyful and sad. Towards the end, several songs were played quickly and rhythmically, on the penultimate one the vocalist, hitherto unperturbed, began to scream, he was twisted with the microphone stand together, the microphone turned off - the screaming continued live, an apotheosis. “Love is like the blow of a whip...” The stand was returned to its place, the last song - the vocalist lets go of the microphone, and it slowly floats away from him on the boom, like a tower crane, towards the audience - the finale. From the outside it seemed that the singer at the microphone stand moved him towards us with his gaze.
And next was “Cisfinitum” - a project by Muscovite Evgeniy Voronovsky. When the white-clad musician took the stage and began arranging his instruments, it became clear to everyone that electronics had returned. Well, not really, those who know Evgeniy are aware (like the festival participants, to whom he played Bach’s pieces during the day) that he is a virtuoso violinist, and his instrument is unique. This is a Tyrolean violin from the time of J.S. Bach is not only equipped with an electronic pickup at Evgeniy’s initiative, it is also equipped with a midi interface! This means that with its help he can control any modern synthesizer, which is what he did at the concert, interspersing violin trills with unusual sounds. And the music soared high, the noise drone-ambient was accompanied by thunderous synthesizer peals, majestic to the point of shock. Cathedrals and huge buildings towered, but the small, cramped club was not shaking at all. The rather abstract video sequence hypnotized me with the flow of colors and shapes. The violin moaned, sang and rumbled (midi!), the magician in white commanded the instruments with his feet and hands - but without touching them (well, grandfather Lenin also played the Theremin, so back to basics), but the moment of truth had come, when Zhenya took the microphone. This is where it became clear how Moscow and St. Petersburg differ. The Muscovite broke the intellectual restraint of the northerners with unbridled power that could not bear any limit in anything. The festival is not a competition, the work was shared, but the main blow was called Cisfinitum.
“Lunar Abyss Deus Organum” continued working in white, but in order to maintain the festival heights, the next team from St. Petersburg, which originally announced two, had to call a third - in a white respirator and with a laptop. The shamans sat on the floor of the stage and started a story about Karelian nature, accompanying it with a video of pine trees, stones and lakes and interweaving folk tunes and bird voices into electronic vibrations. Gradually, the tension increased, clouds thickened, a gloomy atmosphere prevailed, several gopniks were twisted in a quick dance near the stage, but after a minute they ran away, dumbfounding me with the question: “THALAMUS is a totalitarian sect?!”, and their place was taken by girls in black, their witches the dance captivated the musicians - they burst into a rhythmic trance at the end, the final chord of the festival turned out to be danceable - a hint of a continuation? It was no longer the musicians chosen by someone else who took to the night streets of Pskov, but the Team that gave birth to Smerch. The second THALAMUS is over - whoever was there will not forget.
Fifteenth reported |