Одежда - это тоже оружие
В вооружении средневекового воина латам и щиту придавалось не меньшее значение, чем копью и мечу. С появлением и совершенствованием огнестрельного оружия, пули которого пробивали металлические пластины и кольчуги, одежда воина перестала играть роль непосредственной защиты, и военной форме была отведена иная функция. Для управления войсками на поле боя потребовалась яркая, хорошо видная на фоне местности форма — и на смену железным доспехам приходят мундиры всех цветов радуги.
Но вот появились магазинные винтовки, пулеметы и скорострельные пушки, и оказалось: нет лучшей мишени, чем солдат в ярко-красной, голубой или ослепительно белой форме. Впервые эта истина была понята во время англо-бурской войны (1899—1902 гг.), когда англичане, выряженные в алые мундиры и наступавшие сомкнутыми рядами, понесли огромные потери.
После этой войны стало ясно, что военный мундир должен отвечать своему первоначальному назначению — служить солдату защитой, но защищать его не прочностью своего материала, а цветом.
Инициатором изменения цвета формы в русской армии стал, как ни странно, журналист Николай Евграфович Попов (1878—1929). В самом начале русско-японской войны 1904-1905 гг. некоторые дальновидные офицеры предложили заменить белоснежные мундиры мундирами цвета хаки. Осуществить эту идею и решил Попов, собиравшийся ехать на фронт в качестве военного корреспондента.
Использовав обширные деловые связи своего отца, он уговорил нескольких крупных московских фабрикантов бесплатно поставить красители цвета хаки для всей армии, действовавшей в Маньчжурии. Любопытства ради заметим, что это был тот самый Попов, который стал одним из первых русских авиаторов, сподвижником М. Ефимова, С. Уточкина, А. Кузьминского и др.
А. КОСТИН, журналист
*** |