February 22 2025 08:46:21
Навигация
Последние статьи
· Похищение и убийство...
· «Макс Фактор» для из...
· Салемские ведьмы - м...
· ВМС Французской респ...
· Ричард Франклин Спек...
Иерархия статей
Статьи » Авиация » Полет братьев Райт - как это было
Полет братьев Райт - как это было

Первый шаг в небо

Первый в истории успешный полет человека на аэроплане состоялся 17 декабря 1917 года в Америке. Wright Flyer - так назывался самолет братьев Райт - должен был стать предметом гордости американцев, национальной реликвией. Какая там реликвия! Почти через сорок лет престарелый и измотанный долгой патентной войной доктор Орвилл Райт поддался на уговоры спохватившихся соотечественников и согласился вернуть Wright Flyer из Лондонского научного музея в Соединенные Штаты.

Планер, на котором в 1902 году братья Орвилл и Уилбур Райт совершали полеты, обладал почти всеми элементами их будущего самолета. Чтобы стать полноценным самолетом, ему не хватало только мотора с пропеллером. Поэтому уже осенью того же года братья начали проектировать аппарат с мотором. Но так как автомобильные компании не приняли заказ на их двигатель (якобы из-за невыполнимых требований), Райтам пришлось строить мотор самим. На удивление всем, он получился удачным. При опробовании в феврале 1903 года мотор развивал даже большую мощность, чем они рассчитывали, - целых 12 лошадиных сил. Подходящим был и вес - всего 91 килограмм. Трудной задачей для братьев оказалось проектирование и изготовление пропеллеров - теории, позволявшей их рассчитать, еще не существовало. Но и эту задачу Райты решили успешно. Два изготовленных собственноручно пропеллера были установлены у задней кромки крыльев и приводились во вращение цепной передачей. Шасси уже готового самолета, названного Flyer («Летун»), представляло собой полозья, скользящие по деревянному рельсу. Из-за малой мощности мотора для взлета самолета был необходим сильный встречный ветер. Поэтому для выполнения полетов братья привезли свое детище на берег Атлантического океана в местечко Килл Дэвил Хилл, Китти Хоук, Северная Каролина.

Право первого полета 14 декабря 1903 года выпало по жребию старшему брату - Уилбуру. Проскользив по уложенному на склоне холма рельсу 35-40 футов, самолет оторвался от земли и набрал высоту сначала 6, а затем 15 футов. Счастливый Уилбур попытался взлететь еще выше, но, не имея навыков пилотирования, сделал это слишком резко. Аппарат свалился на левое крыло и зарылся полозьями в песок. Весь полет продолжался всего 3,5 секунды, а его дальность составила чуть более 100 футов.

Повреждения при падении оказались незначительными и были быстро исправлены.

Утро 17 декабря выдалось пасмурным. Не было никакой надежды, что порывистый ветер с океана утихнет. Братья переглянулись: хватит ждать! Деньги кончились, лететь нужно сегодня или сегодня же уезжать.

На этот раз Flyer повел в полет Орвилл, а Уилбур при разбеге поддерживал самолет под крыло. Соскользнув с рельса, аппарат поднялся в воздух и полетел сначала на высоте двух футов, потом поднялся до 10 футов. Но из-за неправильных действий рулем высоты клюнул носом и пошел вниз. Пролетев за 12 секунд 202 фута, Орвилл благополучно посадил самолет. За ним наблюдал Уилбур и еще пять человек, среди которых находился и специально приглашенный для этого фотограф. Окрыленный успехом младшего брата, во второй полет собрался Уилбур. За 13 секунд он пролетел 145 футов и мягко посадил самолет на песок. Третий полет совершил Орвилл. Через 15 секунд полета он посадил самолет в 200 футах от старта. В последнем, четвертом за этот день полете Уилбур Райт установил первые мировые рекорды продолжительности и дальности полета: за 59 секунд он пролетел 865 футов!

Оценивая свой первый полет 17 декабря 1903 года, Орвилл записал в дневнике: «Этот полет продолжался всего 12 секунд, но он был тем не менее первым в истории мира, при котором аппарат с человеком поднялся силой своего двигателя в воздух, пролетел вперед не уменьшая скорости и спустился в месте, одинаковом по высоте с местом старта». Перечитав эту запись, братья Райт не могли себе представить, что 17 декабря станет последним счастливым днем в их жизни.

Короткие сообщения о полетах братьев Райт американская публика приняла с недоверием. Тем более что за 10 дней до этого неудачную попытку подняться в воздух на аэроплане Aerodrome конструкции профессора Самуэля Пирпойнта Лэнгли предпринял Чарлз Мэнли. В обоих случаях самолет срывался с пусковой рампы и падал в реку Потомак. Газеты обрушились на профессора Лэнгли с издевками.

«Вашингтон Пост»: «Оказалось, что летающая машина, над которой субсидируемые государством ученые трудились 10 лет, так же не может летать, как пол танцевального зала!»

«Бостон Глоб»: «Вероятно, если бы аппарат профессора Лэнгли запустили кверху ногами, он взлетел бы».

Амброз Бирс, писатель: «Думаю, что аппарат профессора Лэнгли летать может, но лишь в среде более плотной, нежели мозги профессора!»

Робертсон, сенатор: «100 тыс. долларов народных денежек выбрасываются на химерические идеи воздушного летания только потому, что некоторые люди - к примеру, профессор, одержимый своими бреднями, - ухитряются поражать воображение генералов».

Учтя эти настроения, братья не стали афишировать свои полеты, а заявку в Национальное бюро патентов составили довольно скромную: «Мы, Орвилл Райт и Уилбур Райт из города Дейтоны, округ Монтгомери, штат Огайо, доводим до сведения всех, кого это касается, что нами произведены некоторые оригинальные и полезные усовершенствования летающих машин». Излишняя скромность их и подвела...

27 мая 1906 года братья Райт стали владельцами патента №821393 на «летающую машину». И тут на счастливцев набросились конкуренты, недруги и завистники. Все они пытались отнять и присвоить чужое изобретение.

Начались долгие и изнуряющие судебные тяжбы с французами Анри Фарманом и Клеманом Адером. Затем к ним добавились тяжбы с соотечественниками. Наиболее сложным был спор с Гленом Кертисом. Издерганный многолетней борьбой Уилбур не смог побороть свалившийся на него тиф и скончался в 1912 году.

Орвилл продолжал защищать их изобретение, но для этого понадобилось еще 30 долгих лет.

В декабре 1928 года самолет был перевезен в Лондон и выставлен в Научном музее. На Родину он вернулся только в 1948 году и 10 декабря был установлен на почетном месте в Северном зале корпуса искусства и промышленности Национального музея. На церемонии присутствовал президент США и наследники Райтов. Наследовать и делить им было уже нечего, кроме почета и памяти.

Валерий Михайлов

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Крейсера ВМС США В ...
Алмазными пастами прит...
Он часто возвращался к...
Скажите, ведь после до...
Для качественного стар...
Фотогалерея
ТРУДОВЫЕ РАПОРТЫ В ...
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Отдельные страницы
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,532,283 уникальных посетителей