February 22 2025 08:31:42
Навигация
Последние статьи
· Похищение и убийство...
· «Макс Фактор» для из...
· Салемские ведьмы - м...
· ВМС Французской респ...
· Ричард Франклин Спек...
Иерархия статей
Статьи » Музыка, театр, кино » Лютня… и табулатуры
Лютня… и табулатуры

Беседы с Магистром музыки

Возможно в будущем исследователи исполнительского искусства вспомнят о 80-х годах нашего века как о “периоде аутентичности”. Аутентичность ("подлинность", “исходящее из первоисточника”) — в музыкальной практике выражается в том, что запыленные музейные образцы инструментов далекого прошлого — эпох Ренессанса и Барокко, вновь зазвучали со сцены. Появилось множество их современных копий, максимально приближенных к подлинникам, и традиции старинного музицирования стали доступными широкому кругу любителей.

Лютня старинный интересный инструмент средневековой европы

Маленькие ансамбли, в которых так обольстительно звучат клавесины, деревянные флейты, виолы и лютни, распространились по уютному континенту. Европа вовремя вспомнила свою славную историю. В наше время сверхскоростей и большого шума вызрела потребность в контрастных состояниях, к которым приводит умиротворенное и вместе с тем очень живое музицирование, пронизанное тихой радостью.

Аутентичность—это попытка по возможности точно воспроизвести стиль эпохи, развеять туман представления о красках и характере прошлого, услышать мир, как слышали его “они”. Усилиями многих благородных исследований мы приблизились к музыкальной правде минувших времен и удивленно обнаружили, что старинная музыка вовсе не так стара! Напротив, в наш мир впорхнула живая, озорная, вечно юная особа, не отягощенная излишней чувственностью, утверждающая земные радости и наполняющая нас оптимизмом.

Расширяя наше пространство, она неназойливо указывает, что в нем есть надежная опора и спасительный путь — вверх...

Устройство лютни и как на ней играть, как настроитьВ тембровой палитре старинной музыки нас, вне сомнения, особенно привлечет звук лютни. История ее восходит к незапамятной древности (сохранилось изображение Пифагора, играющего на небольшой лютне!) За много веков почитатели инструмента оставили нам огромный репертуар.

В начале ХVIII века, достигнув вершины совершенства, лютня гордо, достойно покинула сцену, переждала романтические страсти последующих поколений и, столь же обаятельная, вернулась в наш пестрый мир. Став предметом нежной любви, она объединила тысячи поклонников во многих странах мира в лютневые общества. А блестящие виртуозы-лютнисты восхищают нас сегодня ничуть не меньше, чем гитаристы.

Давайте же попытаемся проникнуть на неизведанную территорию аутентичной традиции, для этого из великого разнообразия стилей и инструментов выберем английскую лютню эпохи Ренессанса. Музыку для нее сохранили “таинственные” табулатуры. Напомним, табулатура — система записи, указывающая, где и как ноты играются на определенном инструменте (в отличие от современной нотной записи, как известно, являющейся универсальной и позволяющей исполнять музыку на любом инструменте данного диапазона).

Как выглядит табулатура? Шесть параллельных линий — это шесть первых струн. Цифра или буква над (или на) линии указывает лад, на который следует поставить палец левой руки. В итальянской табулатуре нижняя линейка означает первую, высокую струну. Во французской, где буквы в алфавитном порядке определяют лад (а, b, с, (иногда r вместо с), d, е, f и так далее) верхняя линия принадлежит первой струне.

Ритмический рисунок выписывается над линиями-струнами и почти совпадает с привычной нам записью.

Теперь о самом распространенном строе ренессансной лютни. Заметим, что лишь первая ее струна одинарная. Остальные, более низкие, образуют пары, настроенные в унисон или октаву. Итак, первые шесть струн, или корсов (от английского “course”), настраивались следующим образом: g, d, а, f, с, G.

На гитаре подобных интервалов между струнами достичь просто, — перестроив третью струну в fis. А в целом гитара будет звучать на большую терцию ниже.

Табулатура и ноты пьесы Tarleton’s Riserrectione Джона Доуленда для лютни

Этих кратких сведений вполне достаточно, чтоб “расшифровать” и сыграть прелестную пьесу Джона Доуленда (1562-1626) “Tarleton’s Riserrectione” прямо с лютневой табулатуры. Не забудьте перестроить соль в фа-диез! Мы облегчаем ваши первые шаги и приводим также привычную нотную запись этой пьесы для гитары. До встречи!

Магистр Музыки.
1991

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Крейсера ВМС США В ...
Алмазными пастами прит...
Он часто возвращался к...
Скажите, ведь после до...
Для качественного стар...
Фотогалерея
ТРУДОВЫЕ РАПОРТЫ В ...
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Отдельные страницы
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,532,223 уникальных посетителей