Автомобильные средства заправки горючим в армии США
Современный уровень технической оснащенности армии США, повышение скоростей движения и маневренности подразделений и частей вызвали, как отмечается в иностранной печати, значительное увеличение потребности сухопутных войск в горючем и повысили требования к гибкости и надежности системы обеспечения горючим.
По мнению американских военных специалистов, важное место в системе обеспечения войск занимают вопросы подвоза и заправки горючим боевых машин в полевых условиях. Для своевременного выполнения данных мероприятий в США большое внимание уделяют развитию автомобильных средств заправки. Судя по сообщениям иностранной прессы, основными направлениями совершенствования этих средств являются следующие:
— повышение проходимости топливозаправщиков до аналогичного показателя боевых машин и другой заправляемой военной техники; — применение унифицированного оборудования с целью обеспечения заправки всех видов военной техники, находящейся в сухопутных войсках, включая вертолеты и самолеты армейской авиации; — увеличение производительности раздаточных систем и количества раздаточных линий для сокращения времени заправки; — повышение требований к очистке горючего от механических примесей и воды; — секционирование цистерн для транспортировки различных сортов горючего в изолированных отсеках; — внедрение нижнего способа слива- налива цистерн; — применение для изготовления цистерн и другого оборудования легких нержавеющих сплавов и стеклопластиков, чтобы уменьшить их вес и более полно использовать грузоподъемность базовых шасси; — механизация и автоматизация основных рабочих операций, ремонт средств заправки в полевых условиях; — использование в качестве базового шасси автомобилей с многотопливными двигателями.
Американские специалисты считают, что автомобильные средства заправки войскового звена должны обладать высокой живучестью, иметь низкий силуэт и броневую защиту от огня стрелкового оружия. В иностранной печати отмечалось, что поражение одного топливозаправщика равнозначно потере в наступлении четырех-шести танков.
Рис. 1. Топливозаправщик М559
В настоящее время в звене бригада-батальон армии США наиболее широкое применение находят автомобильные топливозаправщики серии М49 (М49А1С, М49А2С, М49С) и М559, а также полуприцепы-цистерны (автоцистерны) серии М131 (М131А1, А2, АЗС, А4С и А5С) и М857. Их тактико-технические характеристики приведены в таблице.
Тактико-технические характеристики американских автомобильных средств заправки горючим
Наименование средств |
Общий вес с горючим. кг |
Вместимость цистерны, л |
Тип насоса |
Раздаточные рукава: количество |
Максимальная скорость движения по шоссе, км ч |
скорость подачи горючего, л/мин |
длина, м |
запас хода, км |
Топливозаправщик М49А2С |
10200 |
4542 |
Ротационный |
1 |
90 |
303 |
10.6 |
480 |
Топливозаправщик М559 |
20797 |
9463 |
Центробежный |
3 |
48 |
1135 |
7,6 |
650 |
Полуприцеп-цистерна М131А4С |
31000 |
18927 |
Центробежный |
2 |
84 |
852 |
15 |
480 |
Специальное оборудование топливозаправщиков серии М49 установлено на шасси автомобилей высокой проходимости (колесная формула 6X6). На всех машинах (кроме М49С) в качестве ходовых двигателей используются многотопливные модификации, работающие как на дизельном топливе, так и на автомобильных бензинах. Состав оборудования традиционен и включает: цистерну, топливный насос, фильтр-сепаратор, счетчик жидкости, трубопровод с запорной и регулирующей арматурой, комплект всасывающих и раздаточных рукавов, оборудованных раздаточными кранами или наконечниками для закрытой (под давлением) заправки. Имеются также средства пожаротушения и отвода статического электричества (два углекислотных огнетушителя и кабель, с помощью которого машина заземляется при заполнении цистерны или заправке техники).
Цистерна топливозаправщика М49А2С изготовлена из нержавеющей стали и имеет два изолированных отсека (вместимость по 2271 л), а стальные цистерны моделей М49А1С и М49С — по три (757, 1514 и 2271 л). Такая конструкция цистерн, по мнению американских специалистов, обеспечивает живучесть топливозаправщика и возможность транспортировки двух-трех сортов горючего.
В качестве средств перекачки горючего на машинах серии М49 применены ротационные насосы с приводом от двигателя автомобиля. Номинальная подача составляет 303 л/мин при частоте вращения вала 700 об/мин. Как отмечалось в зарубежной печати, узким местом являются фильтры-сепараторы, которые ограничивают производительность раздаточных систем при заправке до 189 л/мин, то есть не полностью используются возможности насосов. Конструктивно они представляют собой агрегат с фильтрующими и сепарирующими элементами и автоматическими устройствами. При прохождении топлива через фильтр-сепаратор на фильтрующих элементах оседают механические примеси, а на сепарирующих происходит отделение воды.
Автоматические устройства обеспечивают прекращение подачи горючего на заправку при выходе из строя указанных выше элементов или когда загрязнение фильтра-сепаратора достигает верхнего предела (максимально допустимое содержание примесей 10 мг/л); а также удаление воды, скопившейся после сепарации. Контроль за состоянием элементов фильтра осуществляется с помощью манометра, измеряющего давление на входе, выходе и во внутренней полости фильтра- сепаратора. Если разность между давлением на входе и выходе превышает 1,4 кгс/см2 или при внезапном спаде величины разности давления, фильтрующие элементы заменяются.
Рис. 2. Полуприцеп-цистерна М131А4С
Комплекты рукавов на топливозаправщиках серии М49 включают по одному раздаточному рукаву диаметром 38 мм и длиной 10,7 м и по два напорио-всасывающих рукава с таким же диаметром и длиной 3 м каждый. Раздаточный рукав оборудован краном, в сливном патрубке которого имеется сетка-фильтр грубой очистки. Запорно-регулирующая арматура топливозаправщиков обеспечивает выполнение следующих операций: наполнение цистерны горючим с помощью постороннего насоса верхним (через верхнюю наливную горловину) и нижним (через приемный патрубок) способами, а также наполнение ее горючим с помощью своего насоса; выдачу горючего из цистерны на заправку через фильтр и счетчик; слив горючего из цистерны как посторонним, так и своим насосами, а также самотеком.
Зарубежные специалисты считают нижний способ наполнения цистерны горючим более прогрессивным по сравнению с верхним, так как при последнем происходит усиленное образование зарядов статического электричества и паров. Возникает опасность воспламенения и одновременно происходит загрязнение горючего атмосферной пылью и осадками.
Управление запорной арматурой осуществляется из кабины, в которой размещена основная часть специального оборудования, органов управления и контрольно-измерительных приборов. Задвижки открываются и закрываются вручную, а донные клапаны — с помощью рычажного механизма.
Топливозаправщик М559 (рис. 1) поступил на оснащение сухопутных войск в начале 70-х годов и в настоящее время является основным средством заправки боевой техники армии США. В качестве базового шасси для него применен плавающий сочлененный автомобиль повышенной проходимости М520 «Гоуэр», благодаря чему М559 используется для перевозки горючего и заправки им боевой техники в районах, не доступных для обычных машин. Он служит также для заправки топливом самолетов и вертолетов армейской авиации.
Топливозаправщик М559 имеет цистерну из нержавеющей стали, центробежный насос и фильтр-сепаратор. При помощи раздаточной системы он может заправлять одновременно три единицы боевой техники со скоростью 190, 380 и 1130 л/мин. Кроме трех раздаточных рукавов (намотаны на барабаны), есть два напорно-всасывающих (диаметр 76 мм и длина 4,6 м каждого), которые размещаются в специальных пеналах. На борту топливозаправщика установлены также две бочки по 210 л для масла или специальных жидкостей.
В армии США все еще используются устаревшие полуприцепы-цистерны серии М131 (в основном последние модификации, рис. 2), буксируемые седельными тягачами. Внутренняя поверхность цистерн покрыта антикоррозийным покрытием, а у М131А5С цистерна выполнена из нержавеющей стали. Перекачка горючего осуществляется центробежным насосом. Для замены указанных образцов с середины 70-х годов в сухопутные войска поступают полуприцепы-цистерны М857, которые по сравнению с М131 имеют уменьшенные габариты, повышенную маневренность и устойчивость во время движения, а также большую производительность раздаточных систем. Загрузка горючим выполняется закрытым способом со скоростью до 3000 л/мин от внешнего насоса и 1400 л/мин от своего, имеющего привод от дизельного двигателя. На М857 есть три комплекта оборудования для заправки боевых и транспортных машин (со скоростью 270 л/мин), заполнения баков самолетов через заправочное устройство, расположенное над крылом (380 л/мин) и под крылом (1400 л/мин).
Заправлять боевую технику в полевых условиях с использованием указанных выше средств предусматривается двумя основными способами: путем подхода топливозаправщиков и полуприцепов-цистерн к машинам (в том числе к танкам) и наоборот. Американские военные специалисты считают, что при выборе способа необходимо учитывать возможность обстрела артиллерией или нападения противника с воздуха, сложившуюся боевую обстановку, характер местности, погодные условия, технические возможности используемых топливозаправщиков и другие факторы. Однако во всех случаях главным требованием остается максимальное сокращение сроков проведения заправки. В связи с этим большое внимание уделяется рациональному использованию топливозаправщиков в условиях боевых действий.
Так, считается, что топливозаправщики М559, придаваемые танковому батальону, закреплять за танковыми ротами нецелесообразно, а заправку танков осуществлять эшелонировано в двух выбранных для этих целей районах, куда те по мере необходимости будут прибывать с огневых позиций (по три единицы). При выдаче из четырех топливозаправщиков половины горючего остатки его передаются в два из них, которые могут продолжать работу, а два высвободившихся направляются на склад и подвозят горючее для пополнения запасов. В соответствии с расчетами американских экспертов, при использовании такой схемы работы время проведения заправки сокращается вдвое, а боеспособность танковой роты на огневом рубеже в этот период снижается только на 20 проц. Кроме этого, достигается гибкость в использовании топливозаправщиков.
По мнению американских военных специалистов, наличие в штатах частей и соединений сухопутных войск рассмотренных выше топливозаправщиков и полуприцепов-цистерн позволяет осуществлять своевременную заправку боевой техники в полевых условиях. Вместе с тем отмечается необходимость постоянного совершенствования указанных автомобильных средств в направлении повышения их мобильности, производительности раздаточных систем, удобства в эксплуатации, пожаробезопасности и экономичности.
Подполковник-инженер запаса А. Рожков, подполковник-инженер Н. Сыроедов Зарубежное военное обозрение, 1982 год
*** |