May 06 2024 19:20:05
· Заправщики горючим в...
· Бронетехника Японии ...
· Полевая артиллерия и...
· Шпроты - Русский рыб...
· M1A1/M1A2 Abrams бле...
· ВВС Китая, 80-е годы...
· Танки: улучшения осн...
· Непосредственная ави...
· Учения сухопутных во...
· 1982 - Ливан: наглая...
· Свидетель великого о...
· Живая тропка
· Корабли за порогом п...
· Зеленые Каракумы
· Джанго освобожденный...
Статьи » Науки - все » Объект TrES-4 планета или миф?
Объект TrES-4 планета или миф?

Еще один внесолнечный рекордсмен

Любители астрономии в последние годы просто купаются в изобилии прямо таки фантастических открытий - планеты у далеких звезд открывают чуть ли не ежедневно и порою прямо оптом! При этом, ученные сообщают прямо таки умопомрачительные подробности! Что весьма удивительно, так как ни один такой объект визуально не наблюдаем, и все эти открытия - плод чистой математики. Ничтожное отклонение от нормы в поведении далекой звезды - и вот получите, новая экзопланета, прямо горяченькая, со сковородки!

Здесь интересно и другое, господа ученые спешат сообщить все это миру через всякие социальные сети, а не на специализированных ученых советах и симпозиумах. Нет, там они конечно тоже делают свои доклады, но согласитесь - в социальных сетях все выглядит намного завораживающе, если еще оформить соответствующими иллюстрациями... Вот, например, информация об объекте TrES-4 - прежде чем попасть на страницы научного и крайне красочно иллюстрированного журнала, была сто раз размещена во всех соцсетях, во всех мессенджерах...

Объект TrES-4 это экзопланета или ошибка, или просто выдумка?

Открыватели экзопланет продолжают находить объекты, выбивающиеся из наших представлений о возможных параметрах этого класса небесных тел. После самой тяжелой планеты, в 12 раз превышающей по массе Юпитер, наступил черед настоящего гиганта, диаметр которого почти в два раза больше, чем у крупнейшей планеты Солнечной системы.

Как и предыдущие рекордсмены, этот был открыт международной группой наблюдателей "Трансатлантический экзопланетный обзор" (Trans-atlantic Exoplanet Survey) и получил обозначение TrES-4. Он был найден методом транзита — по изучению изменения блеска звезды GSC 02620-00648, находящейся в 1400 световых годах от Солнца, во время прохождения объекта по ее диску. Предыдущая экзопланета TrES-З, обнаруженная аналогичным способом в рамках данного проекта, расположена на небе всего лишь в полуградусе от последнего открытия, в том же созвездии Геркулеса.

Будучи на 70% крупнее Юпитера, новая планета, тем не менее, сравнима с ним по массе. Это означает, что она имеет плотность около 0,2 г/см3 — в пять раз меньше плотности воды, установив, таким образом, рекорд и по этому показателю. Столь низкая плотность объясняется высокой температурой газового гиганта, которая, в свою очередь, вызвана сравнительно небольшим расстоянием между ним и центральной звездой (около 7 млн. км, в 8 раз меньше среднего радиуса меркурианской орбиты). Из-за действия приливных сил на таком расстоянии планета почти наверняка повернута к звезде одной стороной, и ее освещенное полушарие разогревается примерно до 2000°С. На один оборот по своей орбите у TrES-4 уходит три с половиной дня.

При такой низкой плотности и высокой температуре часть верхней атмосферы планеты, для удержания которой недостаточно ее притяжения, должна постоянно уноситься в космос, образуя "хвост", подобный кометному. Этот факт, равно как и многие другие необычные свойства TrES-4, не вписывается в теоретические представления, которыми оперируют ученые-планетологи. Одно из возможных объяснений — экзопланета находится на современной орбите сравнительно короткое время; однако в таком случае не совсем понятно, как она на ней оказалась и по какой орбите она двигалась раньше.

Звезда, вокруг которой вращается новооткрытая планета, также достаточно необычна. По спектральному классу и по возрасту она похожа на наше Солнце, однако в несколько раз тяжелее него и поэтому быстрее эволюционирует, "сжигая" в своих недрах водород и превращая его в гелий. Не исключено, что в настоящее время она находится на стадии "субгиганта" — объекта, почти исчерпавшего водородное термоядерное горючее и постепенно переходящего на гелиевое. Когда этот переход закончится, звезда станет полноценным красным гигантом — большой и относительно холодной (3-4 тыс. К) звездой; ярчайшим представителем данного класса на нашем небе является Арктур (α Волопаса).

Источник: Largest Transiting Extrasolar Planet Found Around A Distant Star. LOWELL OBSERVATORY NEWS RELEASE - August 6, 2007

Редакция ПРЕТИЧ предупреждает: совсем недавно, по историческим меркам вчера еще, все европейское научное сообщество вообще отрицало существование метеоритов - "Камни с неба? Не смешите! Вы невежи - такого быть не может принципиально! Математика доказывает!"... Потом, ученные мира были уверены, что на Марсе есть каналы... там засуха, но в целом - жить можно. А Венера им представлялась этаким тропическим курортом, джунгли... жить можно! Сегодня ученные снова говорят то, что просто является просто предположением или гипотезой, но говорят с видом - "Это доказано Наукой!"... А изменение блеска звезд... да есть масса прочих причин тому.

***