Многоцелевой Бе-200, гидросамолет СССР
Длительная работа нашего коллектива совместно со специалистами многих научно-исследовательских институтов привела к созданию современного самолета-амфибии А-40, вызвавшего большой интерес специалистов и посетителей авиационных выставок в Париже и Сингапуре. Основываясь на успехе А-40, мы начали проектирование многоцелевого самолета-амфибии, предназначенного для удовлетворения потребностей авиарынка. Новый самолет, получивший название Бе-200, проектируется для решения следующих задач: борьбы с лесными пожарами; транспортных грузовых и пассажирских перевозок; ведения поисково-спасательных операций; контроля экономической зоны; борьбы с загрязнениями водной поверхности; ведения ледовой разведки.
Внешне Бе-200 напоминает уменьшенный вариант А-40. Оба самолета имеют близкие аэродинамическую и гидродинамическую компоновки, оснащены современными двигателями и навигационно-пилотажным комплексом.
ПОЖАРНЫЙ ВАРИАНТ Бе-200 оборудован четырьмя парами специальных баков (емкостью по 3 м3 каждая), которые заполняются водой на близлежащем водоеме в процессе глиссирования по водной поверхности. Каждая из четырех пар баков при этом заполняется полностью, но количество заполняемых баков выбирается так, чтобы взлетный вес после забора не превышал 43 тонн.
Водяные баки расположены в средней части лодки. В нижней части баки имеют люки для сброса воды. За реданом лодки установлены два водозаборника, обеспечивающие забор воды в режиме глиссирования самолета. Водозаборники соединяются с баками трубопроводами, расположенными под полом лодки. В верхней части водяные баки имеют дренажные патрубки, обеспечивающие снижение давления в баках при заборе и сбросе воды.
Имея взлетный вес 36 тонн и запас топлива на взлете 12,2 тонны, самолет может доставить на очаг пожара за одну заправку топливом за 4,5—5 часов: при R = 100 км, L = 10 км — 350 т воды; при R = 200 км, L = 20 км — 250 т воды; при R=300 км, L = 30 км — 195 т воды. (R — удаление очага пожара от аэродрома; L — удаление очага пожара от водоема).
Наибольшая часовая производительность самолета-амфибии Бе-200 по доставке воды составляет: при L = 10 км — 110 т воды в час; при L = 30 км — 60 т воды в час; при L = 50 км — 40 т воды в час.
В ПАССАЖИРСКОМ ВАРИАНТЕ предусмотрена установка иллюминаторов прямоугольной формы в границах пассажирских салонов. Пассажирский салон имеет современное оформление и освещение отраженным светом. В салоне установлено 64 кресла с шагом 750 мм. Кресла фиксируются на рельсах и могут перемещаться вдоль салона для изменения шага установки. Каждое кресло имеет откидной столик. Секции багажной полки для ручной клади находятся по правому и левому бортам над пассажирскими креслами. На нижней части багажных полок размещены панели с индивидуальными вентиляторами, лампами для чтения и кнопками для вызова бортпроводника.
Впереди пассажирского салона расположен багажно-грузовой отсек, оборудованный съемными полками и сетками для размещения багажа. В конце пассажирского салона расположены туалет, буфетная стойка, багажные отделения и гардероб. Унифицированные кресла двух бортпроводников расположены соответственно в начале и в конце средней части-лодки.
В САНИТАРНОМ ВАРИАНТЕ взамен переднего багажного отделения и пассажирских кресел устанавливаются откидные сиденья и носилки на 40 больных. В отсеке для пострадавших предусмотрены рабочие места сопровождающих и установлена медицинская стойка.
В концевой части отсека оборудованы два туалета и бытовые стойки для хранения воды, продуктов питания и санитарного снаряжения.
Бе-200 ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МОНОПЛАН с высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Два турбовентиляторных двигателя Д-436 тягой по 7500 кг установлены на пилонах над обтекателями шасси над крылом, что исключает попадание в них поды при взлете и посадке. Гондолы двигателей установлены на бортовых обтекателях, вспомогательная силовая установка — в хвостовой законцовке правого обтекателя. Внутренние объемы обтекателей используются для размещения главных ног шасси в убранном положении, агрегатов и блоков систем самолета (СКВ, гидравлической, пневматической, системы электроснабжения и др.). Блоки электронного и электрифицированного оборудования самолета в основном размещены в пилотской кабине и в кормовом отсеке лодки.
Кабина экипажа, состоящего из двух пилотов, скомпонована из условий создания удобств экипажу для выполнения полетов с максимальной эффективностью и безопасностью. Каждый из пилотов, размещенных в кабине по стандартной схеме, имеет перед собой органы управления самолетом с уменьшенным ходом и меньшими усилиями по сравнению с обычными. На приборной доске размещены два цветных многофункциональных электронных индикатора вертикальной и горизонтальной обстановки, на которых отображается текущая пилотажно-навигационная обстановка.
На индикаторе вертикальной обстановки отображаются параметры тангажа, крена, приборной скорости, барометрической высоты, геометрической высоты, вертикальной скорости, критических углов атаки и перегрузки, директорные метки, сигналы высоты принятия решения, изображения ВПП и другая информация. На индикаторе горизонтальной обстановки отображаются навигационные данные и картографическое изображение или режим ПНП и другая информация.
На панелях приборной доски устанавливаются также резервные электромеханические приборы, которые индицируют основные пилотажно-навигационные параметры, необходимые для продолжения полета в случае выхода из строя системы электронной индикации. Центральный экран отображает параметры работы двигателей и бортовых систем.
Формирование структуры системы отображения информации подчинено идее реализации принципа «темной кабины», при которой в случае нормального функционирования бортовых систем отсутствует всякая сигнализация. Размещение остального оперативного оборудования на рабочих местах пилотов в соответствии с распределением функциональных обязанностей в зоне досягаемости и обзора, с учетом важности и частоты обращения к нему.
Для снижения шума в кабине обшивка фюзеляжа изнутри покрыта двумя слоями звукоизоляционного материала и облицована декоративными панелями. Особое внимание при проектировании уделено снижению нагрузки на пилотов, повышению автоматизации выполнения прежде всего противопожарных операций.
А. ЯВКИН, главный конструктор самолета-амфибии Бе-200 г. Таганрог |