November 21 2024 09:55:20
Навигация
Последние статьи
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
· Борьба с пьяницами -...
· IP-телефония, мир со...
· Родство балтийский я...
Прообразы героев романа "Три мушкетера"

Прообразы героев романа "Три мушкетера"

 

Основным источником для романа "Три мушкетера" послужила напечатанная в Голландии в 1701 году книга Куртиля де Сандра под названием: "Мемуары господина д'Артаньяна, капитан - лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого".

 

Д' Артаньян, главный герой романа "Три мушкетера", - лицо историческое. Имена трех мушкетеров - Атоса, Портоса, Арамиса, - с которыми Дюма познакомился в книге Сандра, вызвали у него недоумение. Он предполагал, что с помощью этих псевдонимов Сандра скрыл имена хорошо известных лиц.

 

На самом же деле эти три героя действительно существовали.

 

Атос родился в провинции Беарн. Из скудных сведений о его жизни известно, что он был превосходным фехтовальщиком, умер в 1643 году - по всей вероятности, после одной дуэли, так как тело нашли близ рынка Пре-О-Клер, - излюбленного места дуэлянтов.

 

Портос - носил имя Исаака де Порто, он происходил из знатного рода, известного и в XIX веке, и служил в отряде королевских мушкетеров.

 

Третий персонаж - Арамис (Его настоящее имя Арамиц) - некоторое время жил в долине Баритон; он также числился в рядах мушкетеров. Из "Мемуаров" Сандра Дюма почерпнул многочисленные подробности нравов XVII века, взял имена своих героев, эпизод путешествия д'Артаньяна в Париж, интригу с миледи, похищение рекомендательного письма к Тревилю, дуэль в Пре-О-Клер, образы гвардейцев кардинала, вступление д' Артаньяна в полк Дезэссара; простую кабатчицу писатель превратил в очаровательный образ мадам Бонасье. Отсюда же были заимствованы и сведения, касающиеся служебной деятельности д'Артаньяна у Мазарини, поездка гасконца в Англию, его участие в аресте Фуке.

 

Из книги Редерера "Политические и любовные интриги французского двора" романист заимствовал историю с алмазами, посланными Анной Австрийской герцогу Бекингэму. Но неиссякаемая сила воображения при работе с данными источниками позволила создать на их основе произведение, глубоко своеобразное по художественной форме и характеру содержания.

 

Первая часть трилогии - роман "Три мушкетера" явилась органическим воплощением ранее сложившихся творческих принципов А. Дюма. В романе А. Дюма в причудливом виде отражены исторические события времен царствования Людовика XIII (1610-1643). История для Дюма являлась лишь богатейшим собранием фактов, на основе которых можно было создать увлекательный сюжет.

 


 

В некой Гасконской деревушке под названием Артаньян жил да был некий молодой человек по имени Шарль де Баац дель Кастельморо, мечтающий сделать военную карьеру в Париже, и в 1621-м году он отправляется завоёвывать столицу. К несчастью, в первый же день его жестоко избивают и забирают рекомендательное письмо к капитану королевских мушкетёров де Тревилю. В Париже он знакомится с гвардейцем роты Дэзэссара, гасконцем Порто, который знакомит его со своими друзьями-мушкетёрами Арманом де Силег д'Атос д'Отвеллем и с Анри д'Арамицем. Де Силег, прототип Атоса был сыном буржуа, уплатившего немалую сумму за титул, и не имел к аристократу графу де ля Фер ни малейшего отношения. О нём известно, что он родился в провинции Беарн и был убит на дуэли в 1643-м году.

 

Роман Анны Австрийской и герцога Бэкингема неизвестен истории, история с подвесками взята совсем из другого места, персонажи Миледи и мадам Бонасье целиком и полностью выдуманы , но де Бац действительно ехал с д'Арамицем в Англию в рамках секретного дипломатического поручения, и встречается с английской королевой Генриеттой.

 

Прототип д'Артаньяна сделал блестящую карьеру воина и дипломата, и умер в звании полевого маршала (примерный современный эквивалент генерал-майор), в 1673-м году.

 


 

В 2003 году Франция отметила 330 лет со дня гибели самого известного француза - капитана Королевских мушкетеров Шарля Д'Артаньяна. Сегодня его имя, как имя настоящего героя, стало легендой. Сколько же в ней правды?

 

На самом деле мушкетера звали Шарль де Батц де Кастельмор. По мнению историков, он родился в Гаскони, между городишками Тарб и Ош в замке Кастельмор. Точная дата его появления на свет неизвестна, так как списки крещенных до 1662 года пропали. Шарль Д'Артаньян был младшим из 7 или 8 детей в семье Бертрана де Батц де Кастельмора и Франсуазы Монтескью. О его детстве и юности сведений нет, но известно, что в 1640 году он, как и подобало молодым гасконским дворянам, пополнил ряды Французской гвардии. Кадеты - гвардейцы тогда не получали ни гроша, но военная подготовка была бесплатной и позволяла в дальнейшем претендовать на более высокие армейские чины.

 

Далее события развивались таким образом, что, похоже, из исторического Д'Артаньяна Александр Дюма смог создать сразу два персонажа - хитроумного гасконца и его антагониста графа Рошфора, приближенного кардинала Ришелье.

 

Итак, Шарль берет известное при дворе имя матери Д'Артаньян (младшая ветвь семьи Монтескью) и получает боевое крещение в походах против гугенотов в войнах "За веру". После чего он поступает в непосредственное подчинение к преемнику кардинала Ришелье, итальянцу Мазарини, и несколько позже стяжает славу и награды за "мужество, верность и отвагу".

 

С момента назначения личным курьером кардинала появляются подробные документы с упоминанием имени Шарля Д'Артаньяна. В Министерстве иностранных дел Франции до сих пор хранятся оригиналы указаний Д'Артаньяну по ведению переговоров с губернаторами крепостей об условиях сдачи. В этот период современники называют его "ставленником кардинала Мазарини", который, будучи курьером по специальным дипломатическим поручениям, выполняет тайные и особо рискованные миссии. Сам же Д'Артаньян успевает повсюду: так, при осаде Дюнкерка он заменяет одного из раненых командиров элитного воинского подразделения "Компании Мушкетеров".

 

В 1646 году в результате придворной интриги во главе "Компании" оказывается племянник кардинала Мазарини, не слишком склонный обременять себя служебными обязанностями.

 

В силу чего фактическим главой самого элитного подразделения страны становится приближенный кардинала - Д'Артаньян, что, собственно, означало возможность его прямого контакта с первыми лицами королевства. Случай не заставил себя долго ждать: на мушкетера возложили ответственность за парадное шествие свадебного королевского кортежа, путь которого проходил через Гасконь, что не могло не отразиться на его популярности.

 

Соотечественники Д'Артаньяна часами стояли вдоль дорог, чтобы увидеть сына бедной Гаскони, летящего на коне впереди аристократов из самых известных семей Франции. Два других исторических и одновременно авантюрных момента в карьере Д'Артаньяна - это арест зарвавшегося временщика Фуке, хранителя-расхитителя государственной казны, и сверхделикатная миссия по избавлению короля от нежелательного зятя. Относительно первого король лично отдал распоряжение Д'Артаньяну в строжайшей тайне. С 1670 года Д'Артаньян со всей очевидностью оказывается доверенным лицом короля, следуя часто личным устным указаниям монарха. Репутация Д'Артаньяна настолько безупречна, что, подчиняясь, ему верят на слово. Более того, в документах той эпохи его называют одним титулом "граф" (которым он никогда не был).

 

Относительно личной жизни Д'Артаньяна стоит заметить, что его похождения в романе Дюма не имеют никакого документального подтверждения. В возрасте 45 лет он останавливает свой выбор не на прекрасной галантерейщице мадам Бонасье, а на богатейшей вдове-аристократке 35-летней Шарлотте де Шанлеси. Несмотря на славу, репутацию и неотразимое обаяние капитана мушкетеров, вдова, опасаясь за свое состояние, согласилась на замужество только при условии заключения брачного контракта. На контракте, датированном 5 марта 1659 года, - подписи короля Людовика XIV, кардинала Мазарини и маршала де Грамона. Благоволение короля и королевы, их присутствие на крестинах старшего сына четы Д'Артаньян, а также обретенные статус и богатство - всего этого оказалось недостаточно для сохранения брака Шарля и Шарлотты.

 

Прямых доказательств причин разрыва между супругами нет, но косвенных предостаточно, и все они указывают на чудовищную ревность супруги. Как ни прискорбно, но капитан Королевских мушкетеров страдал от ее скандалов, как последний галантерейщик королевства... По мнению же некоторых историков, единственной любовью жизни гасконца была королева Анна Австрийская, портрет которой украшал дом капитана.

 

Весной 1672 года король, готовясь к войне против Голландии, назначает Д'Артаньяна губернатором города Лилля - важной стратегической точки для грядущей кампании, последней в жизни героя - 24 июня 1673 года он погибает при штурме Маастрихта. По обычаю, его хоронят вместе с другими павшими в районе поля боя. Король и придворные искренне оплакивают его, а поэт пишет эпитафию: "... Д'Артаньян и Слава покоятся вместе".

 

На сегодняшний день известны два подлинных портрета Д'Артаньяна. Первый - это гравюра, украшающая книгу Гатьена Куртиля де Сандраса, и второй, сделанный придворным художником ван дер Мюленом. Д'Артаньян был красив и благороден. Он одевался строго по испанской моде, предпочитая всем цветам черный, но как знак дворянства носил красные каблуки. Когда нотариус пришел делать посмертную опись имущества в его дом на улице Бак в модном Латинском квартале Парижа, то обнаружил весьма обширный гардероб. Некоторые из его костюмов были украшены бриллиантами...

 

А еще, по свидетельствам современников, Д'Артаньян был лучшим наездником королевства и своим видом "напоминал бога войны Марса". Предпочитал он прекрасных испанских жеребцов, которых покупал за немалые деньги.

 

О дуэлях.

 

Королевское правительство Франции неоднократно (например, Генрих IV в 1609 г.) пыталось запретить дуэли, но лишь первый министр кардинал Ришелье повел с ними решительную борьбу. В 1626 г. он издал (формально это сделал король Людовик XIII) указ, запрещающий дуэли под страхом смертной казни, ибо дворянство, по словам указа, "должно проливать кровь лишь на службе королю". За запретом дуэлей стояла, впрочем, и более широкая идея: дуэль, в сущности, есть акт частного правосудия, когда отдельное лицо, пусть и руководствуясь общепринятым кодексом чести, само определяет виновного, притом виновного в проступке против частного лица, и само берется его покарать; это право, кроме того, принадлежало лишь благородным. Ришелье же отстаивал исключительно королевское правосудие, в идеале общее для всех.

 

Дуэли времен королей Людовиков XIII и XIV сильно отличались от дуэлей времен Варфоломеевской ночи или Генриха III - они стали намного более мягче. Хотя по-прежнему они уносили много жизней французского дворянства, но прежней мясорубки уже не было...

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,122,719 уникальных посетителей