Полное описание и разборка советской дрели из Каз-ССР
Эта дрель была мною куплена в конце 70-х годов, когда я весьма активно занимался авиа- и судомоделизмом. Стоила она в те годы 7 рублей, что для такого рода инструмента - очень дешево!
За многие годы она славно поработала, иной раз она и сегодня меня выручает... И нареканий к ней нет. Хотя и прошло примерно 45 лет...
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Надо сказать, что за все эти годы я ни разу ее не разбирал, ни разу не смазывал... Так что, что есть, то есть.
Внешний осмотр
Эта ручная дрель имеет вот такую характерную форму. Размеры: 250 мм на 100 мм и на 60 мм. Корпус выполнен из алюминия или какого-то сплава. Окрашена серебристой молотковой эмалью.
Конструкция простая: ручка для упора и ручка для вращения диска с зубчатой передачей (внутри. Вращающийся по оси вал, на который накручивается патрон.
Работа с этой дрелью соответственно простая - в патрон вставляется сверло и затягивается рукой, потом проводится сверление - дрель прижимается к объекту, и рукой, по часовой стрелке вращается ручка дрели.
На дрели видим логотип производителя - это ПЗМD или Петропавловский Завод Малолитражных Двигателей, Казахской ССР - об этом предприятии в конце статьи.
Обратная сторона дрели. Здесь одно углубление - в нем виден впрессованный стальной стержень. Второе отверстие - для смазки внутреннего механизма.
Разборка ручной дрели
Откручиваем один винт и снимаем ручку - стальная полоса и свободно проворачивающаяся по оси собственно ручка, из черного карболита.
Теперь можно снять и центральный диск, который сидит на впрессованном стальном стержне - оси. Этот диск изготовлен из стали и посередине окрашен в красный цвет.
С обратной стороны мы видим тот же красный цвет... По краю шестерня для конической прямозубой передачи. Она смазана, но смазка давно высохла... По центру ступица, с краю отверстие и рядом значок в виде буквы Т - там винтом крепится поворотная ручка...
Внутри корпуса дрели мы видим по центру стальную впрессованную ось (впрочем, она может быть установлена в процессе отливки). Затем вторая маленькая коническая шестерня, которая с помощью штифта зафиксирована на валу. Тот проходит через корпус (подшипников нет). С одной стороны на валу нарезана резьба (для патрона).
Здесь тоже засохшая смазка... Но все достаточно чисто...
Внутри корпуса есть вот такое типа клеймо - АК7... ну вот мы и узнали, из чего сделан корпус: АК7 (он же АЛ9) - это силумин или сплав алюминия, в котором присутствует кремний, марганец, магний, медь, железо, цинк и никель.
Сверлильный патрон
Патрон - это стандартного типа сверлильный патрон, трехкулачковый, затягиваемый от руки. Максимальный диаметр зажимаемого сверла - 10 мм. Когда я работал на заводе, специально стачивал на токарном станке хвостовики сверле большего размера под этот патрон.
Разбираем этот патрон - первый этап...
Достаем содержимое - три кулачка с пружинами и основание... Все просто и понятно.
На этом разборка закончена. Все промывается в бензине, удаляется засохшая смазка, пыль, грязь... смазывается все по новой, собирается в обратном порядке.
Да, чуть не упустил - не забудьте две такие шайбы на стальную ось накинуть - в них упирается ступица большого диска с шестерней по краю...
Краткие итоги и выводы
Итак, мы имеем изделие Советских времен, бытовое, не для профессиональной работы. Это то, что В.В. Путин назвал "галошами". Дрель ручная - высокое качество и удобство работы, все это не вызывает сомнений. Она долговечная, надежная. И не дорогая - весьма доступная, по тем временам. Был ли этот товар в числе того самого пресловутого дефицита? Вряд ли - дефицита на эти инструменты не было.
Сегодня, когда широкое распространение получили различные электрические дрели самых разных размеров и типов, шуруповерты и дремели, актуальность такой ручной дрели упала, но не исчезла. Она порою незаменима в некоторых видах мебельных работ, для реставрационной деятельности, а также в моделизме.
Кроме того, есть и смежные "специальности". Например, в конце 80-х и начале 90-х годов я использовал ее в самодельном станке для намотки медного провода на каркасы для трансформаторов, дросселей, катушек индуктивности (отдельным узлом был механический дисковый счетчик - для точного счета витков).
История завода ПЗМД
Весной 1942 года ГКО СССР принял решение о строительстве в Петропавловске Казахской ССР завода по производству малолитражных двигателей, основой нового предприятия стала часть эвакуированного из Москвы завода им. С. Орджоникидзе. А уже в сентябре 1942 года завод дал первую продукцию. С тех пор завод рос и осваивал новые модели двигателей и различной прочей механики... К началу 80-х годов ХХ века завод ПЗМД завод был машиностроительным гигантом, одним из значимых в Каз-ССР, имеющий полноценный штат конструкторов, лабораторий, и всех прочих работников разных профессий. Продукция завода шла во все уголки Советского Союза, а также в более чем 20 зарубежных стран, в том числе в развитые капиталистические... Завод пережил все невзгоды, но распад СССР и независимость Казахстана он пережит не смог...
К руководству пришли некомпетентные люди, крайне далекие от машиностроения, но очень ловко "конвертирующие" деньги предприятия в свои личные карманы...
Для начала завод разделили на несколько частей и передали в чьи-то частные руки - так пилить проще... Стало два основных предприятия: “Северный машиностроительный завод” и “Завод сельскохозяйственной техники”... оба могли выпускать хорошую и конкурентоспособную продукцию, но деньги уходили в неизвестных направлениях... На развитие и поддержание предприятий не выделялось ничего, долги по зарплатам рабочим достигали многих миллионов тенге... На заводе ПЗМД в 80-е годы трудилось более 3 тысяч человек. А в годы независимости всего лишь 3-3,5 сотни человек... остальным дали пинка под зад (как говорят в народе). Но и это вскоре кончилось. От некогда машиностроительного гиганта ничего не осталось.
В 2019 году было решено создать на базе руин ПЗМД ТОО "Петропавловский электротехнический завод", по выпуску трансформаторов. А в мае 2020 года началась реконструкция завода (одного большого цеха), на это дело было привлечено примерно 10 миллиардов тенге. Сперва планировался запуск завода в июне 2021 года, и даже обещали выпустить в 21 году несколько тысяч трансформаторов. Однако, пуск завода состоялся 27 мая 2022 года. Завод приступил к производству энергосберегающих распределительных трансформаторов и комплексным трансформаторным подстанциям. Завод оснащен новейшим импортным оборудованием и работает по западным технологиям. Он входит в группу компаний Alageum Electric...
Несмотря на весь блеск и шум, это предприятие, безусловно, только тень от былого значения и мощи советского завода... да и масштабы поскромнее - здесь запланированы примерно 350 рабочих мест, что, конечно же, неплохо, но - это капля в море...
Завод ПЗМД еще с начала 60-х годов выпускал ручные дрели. Было два вида ручных дрелей, и каждый вид имел несколько модификаций. Все это уже История... которую некоторым не терпится забыть, вычеркнуть из памяти или оболгать. Как в Казахстане, так и в России, увы.
Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru Алма-Ата
06.05.2023 |
May 10 2023 10:19:10
July 18 2023 07:03:36
November 10 2023 18:23:19