Хронология англо-аргентинского, Фолклендского конфликта
Хотя война не объявлялась, это бы настоящая война. Отборные английские части были брошены против значительно более слабых и хуже вооруженных аргентинских подразделений. И, несмотря на это, а также на помощь США, легкой военной "прогулки" не получилось.
Фолклендские (Мальвинские) острова расположены в Южной Атлантике в 600 км от побережья Аргентины и 12 тысячах километрах от Великобритании. Архипелаг включает в себя два крупных острова - Восточный Фолкленд (Соледад) и Западный Фолкленд (Гран-Мальвина) , а также около 200 мелких . Население до начала конфликта составляло около двух тысяч человек и сформировалось главным образом в результате смешения шотланцев, англичан, аргентинцев, французов, голландцев и др. Административный центр был городок Порт-Стэнли. На архипелаге отсутствуют леса, преобладают вересковые луга и торфяные болота. Здесь очень много морской птицы, тюленей, рыбы. Огромны запасы морского рачка-криля. Предполагается, что на континентальном шельфе имеются крупные месторождения нефти и газа, превосходящие нефтяные запасы Северного моря. Велико стратегическое значение островов, которые расположены на морских путях, связывающих Южную Атлантику с Тихим океаном. Основное занятие местного населения - овцеводство. Овец на архипелаге свыше 600 тысяч, разводят их на больших фермах. Крупнейшим собственником пастбищ является английская компания "Фолкленд айлендскомпани", действующая на островах с 1816 г . Этот небольшой клочок земли в южной Атлантике и стал причиной войны между Англией и Аргентиной в результате длительного спора о принадлежности Фолклендов.
История этого конфликта имела долгую и бесславную историю. Что бы финал фолклендской авантюры был полностью ясен и осмыслен (чего не хватило марокканским военным), следует обратиться к самим истокам.
По одной версии, согласно аргентинским источникам, острова были открыты в 1620 г ., испанцем Эстебаном Гомесом, капитаном самого крупного корабля испанской флотилии "Сан-Антонио". Согласно другой версий, острова были открыты гораздо позже, в 1639 г . во время экспедиции испанца де Комарго, повторившего путешествие Магеллана. Если следовать английским источникам, архипелаг был случайно открыт англичанином Джоном Дэвисом - капитаном корабля "Желание" из экспедиции Т. Кавендиша. Судно во время бури потеряло связь с флотилией и было отнесено к островам . Английский пират Ричард Хоукинс в 1694 г . сделал описание северного побережья архипелага. Первая основательная попытка исследовать архипелаг была предпринята голландским мореплавателем. Себальдом Веертом. Недолго думая, Веерт назвал острова Себальдинскими. В январе 1760 г . английский корабль "Уэлфер" под командованием Джона Стронга открыл пролив, разделявший западный и восточный острова, назвав его именем лорда Фолкденда, тогдашнего казначея британского флота (назвать пролив в честь финансового воротилы – это стоило британской короне солидную сумму). Несколько позднее уже весь архипелаг получил название Фолклендские острова. Выгодным географическим положением не преминули воспользоваться. В ХVШ в. в район островов зачастили мореплаватели из Франции, отправлявшиеся к архипелагу из порта Сен-Мало, что и дало основание назвать архипелаг - Мальвинским. Это название в настоящий момент официально используется в Аргентине и других латиноамериканских странах. В 1764 г . на Мальвинских островах высадилась французская экспедиция, возглавляемая известным мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем. Оценив окружающую территорию, он основал на восточном побережье острова Соледад постоянное поселение Порт-Сен-Луи и официально провозгласил острова собственностью Франции. Первое подобное покушение на собственность британской короны не могло пройти безнаказанным. В1765 г. английский мореплаватель Джон Байрон высадил вооруженный отряд на Восточном Фолкленде, основал форт Порт-Эгмонт и провозгласил острова собственностью британской короны. В 1766 г . новая английская экспедиция значительно укрепила позиции Англии на архипелаге и построила в Порт-Эгмонте ряд фортификационных укреплений. Испания тоже не осталась в стороне от дележки и в свою очередь заявила о принадлежности островов ей. Разгорелся мощный спорт. Сами они не были необходимо ни одной из сторон, но блюдя государственные интересы и личные амбиции никто не хотел уступать. Франция, занятая в тот период в Семилетней войне с Англией и Германией, уступила архипелаг Мадриду за 25 тыс. фунтов стерлингов. Как было заявлено испанскому послу в Париже, "главная - цель французского правительства заключилась лишь в том, чтобы острова не были захвачены англичанами". Однако англичане продолжали оставаться на островах. В 1770 г . губернатор Буэнос-Айреса направил в Порт-Эгмонт экспедицию во главе с Ф. Рубалькавой. Англичане не сдавались. Тогда из Буэнос-Айреса была направлена военная эскадра де Мадарриаги, которая заставила английский гарнизон под командованием капитана У. Мэлтби покинуть Порт-Эгмонт. Отношения между Испанией и Англией обострились настолько, что назревал вооруженный конфликт. Были проведены переговоры и Испания согласилась вернуть Великобритании Порт-Эгмонт при условии отказа Лондона от суверенитета над архипелагом. Но англичане остались верны себе и выведя из Порт-Эгмонта в 1774 г . свой гарнизон, они тут же объявили, что считают острова собственностью империи. Из-за сложных политических отношений Англия не сумела уделить должного внимания проблемам островов, чем не преминули воспользоваться испанцы. На острова, объявленные составной частью вице-королевства Рио-де-ла-Плата, начали прибывать переселенцы из Испании и Южной Америки, которые занимались рыбной ловлей, охотой на китов и морского зверя. В начале XIX в. Великобритания попыталась снова захватить территорию Ла-Платы.
25 мая 1810 г . в результате выступления народных масс Буэнос-Айреса была свергнута власть испанского монарха и создано первое местное правительство, получившее не очень красивое название в современном звучании - Правительственная хунта. В 1816 г . Объединенные провинции Ла-Платы провозгласили свою независимость от Испании. Позднее, в 1826 г . была принята конституция, объявившая о создании Аргентинской республики. Мальвинские и все другие испанские острова в зоне континентального шельфа были объявлены владениями республики. В ноябре 1820 г . аргентинский фрегат "Эроина" под командованием капитана Дэвида Джуитта прибыл на Мальвинские острова и там был поднят флаг Аргентинской республики. Первым губернатором Мальвинских островов стал аргентинский коммерсант французского происхождения Луи Вернет, в функции которого входил контроль за соблюдением законов республики и порядка охоты и рыбной ловли. В эти годы началось массовое заселение архипелага переселенцами с континента. Тогда же произошел первый серьезный конфликт между США и Аргентиной. В августе 1831 г . у берегов острова Соледад были задержаны три американских китобойных судна - "Брейкуотер", "Харриет" и "Суперьор", которые вели незаконный лов рыбы. На американские корабля был наложен арест. На шхуне "Харриет" Л.Вернет отплыл в Буэнос-Айрес для того, чтобы проинформировать о случившемся инциденте правительство республики. Однако в столице капитан судна Хилберто Девисон обратился к консулу США Слэсиму. К архипелагу по приказанию командующего ВС США в Южной Атлантике был направлен корвет "Левийгтон", стоявший на якоре в Рио-де-Жанейро. Под угрозой применения военной силы были эвакуированы почти все жители островов. После этого американский капитан Дункан официально объявил Фолклендские (Мальвинские) острова свободной территорией.
В ноте посла Аргентины в Вашингтоне государственному секретарю США 2З сентября 1834 г . отмечалось, что "налет Дункана не только представлял собой неспровоцированное нападение, на дружественную нацию, в то время безоружную и сравнительно слабую, но явился также ... причиной европейского завоевания в Америке, оправданного дипломатическим представителем Соединенных Штатов в ноте, которую он вручил правительству Аргентина 10 июля 1832 г ." Действиями США незамедлительно воспользовались англичане. В декабре 1832 г . Лондон, несмотря на договор 1825 г . "О дружбе и торговле", направил Аргентине ноту, в которой указывал на принадлежность архипелага британской короне. В 1832 г . к архипелагу был отправлен английский корвет "Клио" под командованием капитана Онелоу. 3 января 1833 г . английский военный корабль вошел в Пуэрто-Соледад и высадил десант. Англичане изгнали из Соледада военного и гражданского губернатора Х.М.Минедо и остававшихся там аргентинских поселенцев. Аргентинское правительство заявило решительный протест по поводу захвата островов, 16 января министр иностранных дел Аргентины Мануэль Висенте Маса направил ноту английскому правительству, в которой отстаивал суверенитет Аргентины над островами на том основании, что его страна является законным правопреемником владений испанской короны. Действия Англии встретили недоумение и осуждение в других южноамериканских странах. В частности, Боливия выразила резкий протест по поводу оккупации Мальвинских (Фолклендских) островов и призвала к восстановлению там аргентинского суверенитета. Однако Великобритания, пользуясь поддержкой Вашингтона, игнорировала эти требования. В это время в Аргентине шла упорная борьба между унитариями, выступавшими за создание сильного централизованного государства, и федералистами, отстаивавшими принципы федеративного государственного устройства. Это противостояние, закончившееся установлением в марте 1829 г диктатуры Х. Росаса, ослабило страну, которая не смогла оказать должного вооруженного сопротивления англичанам. Когда стало известно, что правительство не в состоянии справиться с территориальной проблемой, в Аргентине развернулось партизанское движение. В августе 1833 г . аргентинец Риверо с небольшим отрядом высадился на архипелаге, но спустя шесть месяцев отряд был разгромлен, а сам Риверо брошен в тюрьму. Аргентина никогда не признавала территориальных прав Великобритании на архипелаг и в течение полутора веков добивалась восстановления своего суверенитета дипломатическим путем. Не добившись больших успехов в дипломатии, она решила действовать силовыми методами. Предпринятую ею 2 апреля 1982 г . высадку войск на островах она сочла закономерным актом восстановления национального суверенитета.
"Строить империю - это тяжелая работа. Разбирать ее - даже более трудная задача. Возиться с ее последними осколками - дело почти невозможное. Британцы создали громадную империю, и им удалось вновь собрать воедино большинство кусков более успешно, чем другие..." писал еженедельник "Экономист" в марте 1977 года. В 1977 году Лондон согласился обсудить с Аргентиной вопрос о суверенитете Фолклендских островов. В феврале 1977 года английский министр по иностранным делам и делам Содружества Роуленд совершал челночные поездки между Буэнос-Айресом и островами. Другое дело, что Лондон в действительности не собирался отказываться от владения островами. Высказывался благоприятный прогноз относительно нефтедобычи на шельфе. Но главное богатство островов - это криль, годовой улов которого был равен по содержанию протеина всему мировому улову рыбы. Предлагался конкретный план переработки водорослей в химикаты, которые могли бы принести Англии значительную валютную выручку. В докладе содержался и намек - лишь намек - на равное обстоятельство, обусловливавшее ценность островов, - их стратегическое значение не только для Англии, но и для США: в докладе указывалось на необходимость расширения аэродрома, с тем чтобы его взлетно-посадочная полоса могла принимать тяжелые самолеты. Острова приобретали большое значение в связи с разрабатывавшимися в Вашингтоне и Лондоне планами создания в Южной Атлантике нового военного блока (своего рода филиала НАТО) с участием Чили, Аргентины, ЮАР. Независимо от судьбы этого проекта острова представляли несомненную стратегическую ценность для контроля над Южной Атлантикой. Один из помощников президента США генерал Дэниел Грэм заявил в 1980 году в Буэнос- Айресе, что президент США Рейган приветствовал бы договор, подобный НАТО, связывающий страны Южной Америки с Южной Африкой. Впрочем, у Лондона были собственные причины для того, чтобы не допускать попыток оспорить его суверенитет над островами: на берегах Темзы хотели продемонстрировать всему миру, и прежде всего третьему миру, что Англию рано списывать со счетов. Публикация в "Санди таймс" от 22 марта 1987 г . содержала прозрачный намек на то, что вторжение аргентинских вооруженных сил на Фолкленды готовилось по крайней мере на протяжении шести месяцев, о нем было известно британской разведке и оно никак не могло явиться неожиданностью. Другое дело - возможно, Лондону требовалось нечто похожее на Перл-Харбор для того, чтобы потом с видом невинной жертвы преподнести "урок" - и "урок" не только Аргентине... В 1954 году британский генштаб проявлял большую трезвость, чем 30 лет спустя. Адмиралтейство, реалистически оценивая соотношение затрат на оборону островов и их ценность, предлагало покинуть Фолкленды и предоставить аргентинцам свободу действий. Не обошлось без курьеза. Во время заседания кабинета лорд Тунисский, отвечавший за "координацию обороны", передал первому лорду адмиралтейства Джеймсу Томасу карту Атлантики с приколотой запиской, в которой просил показать место, где расположены злосчастные Фолклендские острова. Первый лорд, не колеблясь, обвел на карте район, как оказалось, удаленный от Фолклендов на несколько тысяч миль. Вернемся к событиям 1982 года. Требовалось время, чтобы армада кораблей покрыла 12 тыс. км, отделяющих фолклендские острова от Британских. На протяжении этого периода в Лондоне для отвода глаз подыгрывали государственному секретарю США А. Хейгу в его "посреднических челночных" метаниях между Буэнос-Айресом, Вашингтоном и Лондоном. Англия прямо не отвергала и инициатив латиноамериканских стран, направленных на мирное урегулирование конфликта. Шовинистическая кампания в Англии тем временем достигла своего апогея. Заметим, разгулу шовинизма противились лишь коммунисты, левая часть лейбористского руководства и некоторые видные церковные деятели (например, архиепископ Р. Рэнси. В парламенте только 33 депутата проголосовали против курса правительства. Кстати, в руководстве лейбористов проявились разногласия: если А. Бенн решительно выступал против использования силы для урегулирования конфликта, то Д. Хили поддерживал политику давления на Аргентину. В конце концов, когда курс кабинета на военное решение вопроса уже не мог вызывать сомнений, лидер партии М. Фут отказался - дабы не брать на себя ответственность - от участия в военном кабинете и конфиденциальных консультациях (как принято в кризисных ситуациях) с ним как лидером оппозиции. В стране сознательно разжигали джингоистские страсти - случай, конечно, был уникальный. Лучший предлог повести наступление не столько на Аргентину, сколько на развивавшийся у британцев комплекс неполноценности, трудно было придумать. Поначалу, в первой половине мая 1982 года, многим не было ясно: ограничится ли дело лишь демонстрацией, "дипломатией канонерок" в опереточном варианте, как это было на Ангилье, или Лондон все же решится на вооруженное столкновение. Однако узкому кругу - военному кабинету и штабам - было уже все ясно. Англия объявила 200-мильную "зону войны" вокруг Фолклендских островов.
Первыми подразделениями спецназа, вступившим в фолклендский конфликт, были аргентинские "Бузо тактике" — аналог американских «морских котиков». Они прибыли в порт Лейт (Южная Георгия) среди рабочих предпринимателя Серджио Давидофора, который закупил по дешевке ржавеющее оборудование простаивавших китобойных судов. Аргентинские рабочие должны были вывесить национальный флаг, вспыхнет конфликт между аргентинцами и местной полицией и тут на помощь соотечественникам придет помощь с «Большой земли». Их их планы полностью оправдались - губернатор Хант действительно выслал в Лейт судно с 23 морскими пехотинцами. Они должны были опустить флаг и навести порядок. Теперь пришла очередь Аргентине.
1 апреля
12 аргентинских аквалангистов высадились с подводной лодки "Санта Фе" в заливе Йорк и провели разведку побережья.
3 апреля
В ночь со 2-го по 3-е апреля на пляж высадились первые регулярные части - рота морской пехоты. Без единого выстрела они захватили маяки на мысе Пенброук, аэропорт и здание таможни. Морской штаб в Муди Брук тоже был захвачен бесшумно. Видно кто-то из аргентинских генералов читал товарища Ленина и его гениальный план «почта и телеграф» - местные почта и радиостанция сдались без боя. Следующим пунктом была резиденция губернатора Фолклендов, но там их встретил яростный огонь англичан. При первых выстрелах был убит командир аргентинцев.
Вооруженные одним лишь легким стрелковым оружием, английские морские пехотинцы заставили противника применить минометы. Аргентинцы уже контролировали ситуацию, и не видели необходимости в более радикальных действиях. Оборона одиночных изолированных пунктов сопротивления длилась до 14.00, когда губернатор принял решение сдаться в плен. Коммандос приняли капитуляцию и после передачи пленных прибывшим подразделениям на следующий день вернулись в Аргентину. Их командир оказался единственным, кто погиб с аргентинской стороны во время захвата островов.
1-й батальон аргентинской морской пехоты высадился на Южной Георгии и с помощью "Бузо тактике" занял остров, несмотря на неожиданно сильное сопротивление 23 англичан, которые сбили два вертолета.
3 апреля 1982 г . премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер объявила в Палате общин, что накануне аргентинские вооруженных силы атаковали и захватили Фолклендские острова. Так начался вооруженный конфликт между Великобританией и Аргентиной, именуемый Фолклендской войной.
Развертывание вооруженных сил Великобритании и выдвижение их в Южную Атлантику осуществлялось тремя эшелонами. Первый составили корабли и суда, находившиеся в местах, наиболее приближенных к району боевых действий. В дальнейшем были сформированы и направлены туда второй (18 апреля) и третий (10 мая) эшелоны. Прибытие последних кораблей и судов в Южную Атлантику закончилось 16 июня. Таким образом, мероприятия по развертыванию сил. судя по сообщениям западной прессы, продолжались, около 80 суток. За это время в район Фолклендов было переброшено до 50 боевых кораблей и свыше 40 вспомогательных судов. На их борту находилось 40 самолетов «Си Харриер» и «Харриер-GR.3», а также более 130 вертолетов. Общее соотношение сил сторон, развернутых к началу военных действий, составляло: корабли основных классов — 1:1 и самолеты — 1:7 в пользу Аргентины; пусковые установки ПКР зенитные пакеты на кораблях — 7:1 в пользу Великобритании.
Английские противолодочные авианосцы "Гермес" и "Инвинсибл" прибыли в район конфликта с 20 палубными самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) "Си Харриер" FRS1 и 20 вертолетами "Си Кинг" и "Линкс" на борту. Состав авиагруппы постоянно увеличивался. На контейнеровозе "Атлантик конвейер" и по воздуху в Южную Атлантику было дополнительно переброшено 8 палубных самолетов "Си Харриер", 15 самолетов ВВС "Харриер" GR3, а также 11 эскадрилий вертолетов "Линкс", "Уосп", "Си Кинг" и "Уэссекс" разных видов и модификаций. В общей сложности на кораблях авианосной группировки во время конфликта базировалось 166 летательных аппаратов, в том числе 43 СВВП.
Располагая промежуточной американской военной базой на о. Вознесения в 6300 км от Фолклендских (Мальвинских) о-вов, англичане перебросили туда 10 бомбардировщиков "Вулкан", 18 самолетов базовой патрульной авиации "Нимрод", 15 самолетов- заправщиков "Виктор". Для увеличения продолжительности патрулирования в целях обеспечения ПВО и ПЛО 13 самолетов "Нимрод" были в срочном порядке оборудованы системами дозаправки топливом в воздухе. Такими же системами были оснащены семь транспортных самолетов С-130 и все бомбардировщики "Вулкан".
Для борьбы с надводными кораблями и разведывательными самолетами англичане вооружили самолеты "Нимрод" ракетами "Гарпун", "Мартел", "Сайдуиндер" и торпедами "Стингрей". Кроме того, все СВВП были оборудованы бортовыми приемниками предупреждения о радиолокационном облучении со стороны передней полусферы, автоматами сбрасывания дипольных отражателен и ИК ловушек. Аппаратура РЭБ была также установлена на бомбардировщиках "Вулкан". Английские самолеты могли применять бомбы с лазерными системами наведения, противорадиолокационные ракеты "Шрайк" и другое современное оружие.
К началу конфликта в боевом составе аргентинских ВВС находилось около 200 самолетов. Из них против кораблей могли действовать около 80 реактивных истребителей и штурмовиков типа "Скайхок", "Мираж" и "Даггер". Функции разведчиков выполняли устаревшие американские самолеты "Нептун" и "Геркулес" (10 единиц). Последние, кроме того, действовали в качестве транспортных и заправщиков. Самолеты, базировавшиеся на авианосцах, взлетали с сухопутных аэродромов: после потопления крейсера всем кораблям ВМС Аргентины, кроме двух подводных лодок, было приказано возвратиться в базы. Наиболее боеспособными и современными были самолеты французского производства "Супер Этандар" (пять машин), однако в результате эмбарго со стороны Франции на поставку вооружения эти самолеты располагали боекомплектом ракетного противокорабельного оружия, исчисляемого всего шестью ракетами "Экзосет" АМ39.
Основные силы авиации были переброшены к началу боев на южные континентальные авиабазы, находившиеся в 700- 960 км от административного центра Мальвинских о-вов Порт-Стэнли. Разведывательные самолеты действовали с авиабазы Комодоро- Ривадавьа, штурмовики ВВС "Мираж", "Даггер" и А-4Р "Скайхок" - с авиабазы Рио-Гальегос, самолеты ВМС "Супер Этандар" и А-4Q "Скайхок" - с авиабазы Рио-Гранде.
5 апреля
С базы на острове Вознесения вылетел самолет с группой из 12 человек "СБС". В окрестностях Георгии английские коммандос выпрыгнули на парашютах в костюмах аквалангистов. Их подобрала подводная лодка "Оникс", в которой им еще две недели пришлось ждать новых приказов.
20 апреля
Подводная лодка "Оникс" всплыла на поверхность, прикрываясь айсбергами. Разведывательная группа направилась к берегу на надувных лодках "Джемини". Предстояло оценить аргентинские силы, занявшие главный район острова — Гритвикен.
21 апреля
Три вертолета "Уэссекс" с фрегата "Антрим" и корабля снабжения "Тайдерспринг" попытались высадить новую группу разведчиков на северо-западной оконечности острова Фортуна Глетчер. К сожалению, две машины разбились из-за снежной бури, а третья эвакуировала людей на корабль. Несмотря на это, в конце концов коммандос приземлились на острове, но оказались там ночью в трудной ситуации. Порывистый ветер до 80 км/ч срывал палатки, и солдатам угрожала смерть от холода. Пришлось эвакуировать людей со второй попытки. Днем пять очередных лодок с группами солдат по 3 человека направились с "Антрима" в направлении Георгии, и вновь неудача: только три группы добрались до берега. В двух лодках отказали моторы. Из одной, которую отнесло в открытое море, забрали людей, а вторую течение потащило к северу на полуостров Шторм.
Выйдя на сушу, коммандос 3 дня вели разведку, а затем их эвакуировал вертолет. Одновременно еще две группы высадились с ледокола "Эндюранс" в 15 км от Гритвикена. Они должны были на надувных лодках пересечь залив Кумберленд и разведать местность на противоположной стороне. Шторм заблокировал действия, и людей вернули.
23 апреля
Очередной группе удалось проникнуть в район Гритвикена. Через 2 дня корабли начали обстрел аргентинских позиций, при корректировке огня разведчиками СБС с берега. Англичане, располагавшие к тому времени полными разведданными, пошли в решающую атаку.
25 апреля
В 9.00 под прикрытием вертолетов на берег вышли 30 коммандос САС, а затем рота морской пехоты. После преодоления минных полей, в которых разведчики предварительно проделали проходы, англичане ворвались в город. Несмотря на сильное сопротивление, через час он был захвачен. Силы атакующих вопреки правилам были меньше, чем у оборонявшихся, но решительность и сильная поддержка со стороны корабельной артиллерии привели к окончанию аргентинского господства над Южной Георгией, продолжавшегося 23 дня.
Первое подразделение англичан высадилось на самих Фолклендах 18 апреля. Это была разведгруппа СБС, прибывшая на подводной лодке. Разведчикам предстояло найти участки берега, пригодные для высадки десанта, составить план прибрежных минных полей и аргентинских укреплений.
1 мая
Вертолет "Си Кинг" с авианосца "Гермес" высадил в районе залива Сан Карлос специальную группу САС. Она получила приказ найти артиллерийские огневые точки и пункты ПВО противника, установить трассы движения патрулей и систему охраны полевых аэродромов и складов боеприпасов.
2 мая
Потопление британской атомной субмариной "Конкерор" аргентинского крейсера "Хенераль Бельграно".
4 мая
Пара самолетов "Супер Этандар", взлетевшая с авиабазы Рио-Гранде, получила предварительное целеуказание от самолета-разведчика "Нептун", барражировавшего к юго- западу от островов. На каждом самолете под правой консолью крыла находилась ПКР "Экзосет", а под левой - сбрасываемый топливный бак. Пару сопровождали еще три самолета "Супер Этандар". Один из них также нес ПКР "Экзосет" и мог быть использован в качестве резервного. Два других самолета были оснащены подфюзеляжными баками и могли обеспечить заправку топливом в воздухе.
На экранах индикаторов высветились отметки двух целей: эсминца УРО "Шеффилд" и фрегата "Плимут". После ввода данных целеуказания по каждой цели с дистанции 37 км был выполнен пуск двух ракет "Экзосет". Самолеты тотчас же выполнили резкий разворот со снижением до 30 м и вышли из зоны действия ЗРК GWS30, которым вооружены все английские эсминцы УРО типа "Шеффилд". Активная радиолокационная ГСН одной из ракет захватила "Шеффилд" на дистанции 12- 15 км , высота ее полета снизилась до 2- 3 м . Визуально ПКР заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт на 1,8 м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива загорелись электрические кабели, краска. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса.
После четырехчасовой безуспешной борьбы за корабль командир приказал его покинуть. К тому времени экипаж потерял 20 человек погибшими и 28 ранеными.
В конечном итоге, пожар на "Шеффилде" был потушен подошедшими кораблями. Вскоре эсминец взяли на буксир и повели к Южной Георгии, надеясь провести там ремонт, но из этого ничего не вышло. 10 мая корабль затонул на глубине 200 м . Аргентинские летчики заставили себя уважать и взяли реванш за потопление крейсера "Хенераль Бельграно".
5 мая
После затопления английского фрегата "Шеффилд" английское командование решило выяснить, на каком аэродроме они базируются. В районах Рио Галлегос и Коммодоре Ривадавия на южном отрезке аргентинского побережья и Рио Гранде на Огненной Земле высадились три разведывательные группы САС. Коммандос установили, что наибольшую угрозу для королевского флота представляют самолеты, стартующие с Рио Галлегос. На авианосец "Гермес", где находилось руководство САС, передали данные о примерном расписании приземления аргентинских самолетов и системе ПВО аэродрома. Штаб САС решил провести диверсионную операцию.
8 мая
Утром 8 мая на континенте высадили с подводной лодки "Оникс" боевую группу САС. Ночью 20 коммандос напали на аэродром. Было уничтожено 5 "Супер Этандаров" и повреждена взлетная полоса. Было уничтожено и рыбацкое судно «Нарвал», которое служило для морской разведки аргентинцев. После авианалета прилетели вертолеты и на борт судна спрыгнули коммандос СБС. Экипаж был обезоружен и посажен на вертолет, а "Нарвал" взорван и пошел ко дну.
11-го мая
8 коммандос САС высадились на Фолкленде. Они должны были на лодках преодолеть 800-метровый пролив Тамар, разведать аэродром на острове Пибл и найти площадку для вертолета со штурмовой группой. Из-за плохой погоды коммандос проникли на Пибл только 13 мая. В намеченном месте ночью приземлились три вертолета "Си кинг" с коммандос. В 2.30 ночи ухнули орудия фрегата "Гламорган". Под прикрытием пулеметного и минометного огня англичане ворвались на летное поле. Быстро заложенная взрывчатка уничтожила 6 самолетов-истребителей "Пухара", транспортник "Скайвэн" и 4 вертолета "Пума". Кроме того были взорваны склады боеприпасов и горючего, а также радиолокационная станция. Рейд прошел почти без потерь — только 2 коммандос получили легкие ранения.
Очередная акция САС имела целью отвлечь внимание аргентинцев от подготовки главных сил к десанту под Сан Карлос. Два вертолета высадили 45 солдат в окрестностях Гус Грин. После часового форсированного марша с 40 кг снаряжения у каждого они имитировали атаку. В результате огневого маневра у противника сложилось впечатление, что на них наступает по меньшей мере батальон. Тем временем коммандос взорвали по дороге хранилища авиационного горючего, а группы СБС высадились вблизи Сан Карлос. Они немедленно приступили к разметке площадок для вертолетов. Одна из групп уничтожила радиолокационную станцию, контролировавшую устье залива Аякс. Под прикрытием СБС начала прибывать первая волна десанта, ставшего началом возвращения острова. Последний раз коммандос использовали во время подхода войск к оборонительной линии вокруг Порта Стэнли. Рота "Д" САС приземлилась на вертолетах прямо в аргентинские окопы на плоскогорье Кент.
На аргентинской стороне также действовали подразделения специального назначения сухопутных сил. 601-я рота коммандос охраняла аэродром на острове Пибл после рейда САС. Она провела атаку на английские позиции ПВО в районе горы Усборн и уничтожила несколько вертолетов. Рота организовывала засады, руководила огнем артиллерии с передовых наблюдательных пунктов, 14-го июня рота сдалась английским войскам.
602-я специальная рота перед началом боевых действий была поделена на две группы. Первая оказалась окруженной среди английских соединений и с большими потерями достигла Порта Стэнли, где капитулировала вместе с другими аргентинскими войсками. Вторая группа завязала бой с патрулем из 19 английских морских пехотинцев. За 30 мин из 12 аргентинцев двое погибли, 6 было ранено. Вся группа попала в плен. На английской стороне лишь двое получили ранения.
13 июня
Ранним утром 13 июня вперед пошли разведчики. В полной тишине они прокрались к позициям врага. Убедившись, что никто не ожидает атаки, они дали товарищам сигнал к началу действий. Перед операцией все задачи были строго распределены. Гурки должны были обойти аргентинские позиции на горе Тамблдаун и атаковать укрепления с тыла. Особое значение придавалось нейтрализации аргентинских артиллерийских батарей, контролировавших подступ к горе Маунт Вильям. Тем временем шотландским гвардейцам предстояло отвлечь внимание противника с помощью прямой атаки на Тамблдаун. Связав силы аргентинцев, предполагалось облегчить непальцам наступление на Маунт Вильям — позицию, блокирующую доступ к столице Фолклендов.
14 июня
Гурки пошли в атаку ночью в 1.00 14 июня. Все это настолько замедлило темп атаки, что местность, которую планировалось достичь в 2.00, они заняли только в 4.30. С аналогичными проблемами столкнулись и гвардейцы. Атака запаздывала, в любую минуту мог начаться рассвет. В последнюю минуту удалось выйти на исходные позиции и двинуться в наступление, которое прошло в соответствии с планом. Застигнутые врасплох аргентинцы практически не оказали сопротивления, а малейшие его попытки были быстро ликвидированы. Коммандос из аргентинской 602-й роты сошли с Маунт Вильям и послушно промаршировали в лагерь для военнопленных. Аргентинцам, отступившим к Порту Стэнли, предложили капитулировать. Они охотно согласились. Гурки могли возвращаться на свою базу в Англии. Они доказали, что на самом деле являются элитными солдатами, способными выполнить любой приказ и столкнуться с любым противником. Перед посадкой на транспортное судно "Уганда" 1-й батальон принял участие в церемонии похорон на кладбище в Дарвине. Они предали земле тело своего капрала Буддхапарасада Лимбу, убитого аргентинским снайпером.
Как писал известный специалист по военным вопросам, профессор Королевского колледжа в Лондоне Лоренс Фридмэн, хотя война не объявлялась, это бы настоящая война. В 1982-1983 годах английские военные расходы впервые после 1968-1969 годов превысили ассигнования на образование. Отборные английские части были брошены против значительно более слабых и хуже вооруженных аргентинских подразделений. И, несмотря на это, а также на помощь США, легкой военной "прогулки" не получилось. Аргентинцы потопили крупные английские военные корабли-ракетоносцы "Шеффилд", "Ковентри", "Дридент", "Антилопа", вспомогательные суда ВМС "Сэр Галлахад", "Сэр Тристрам", огромный контейнеровоз "Атлантик конвейер". Были серьезно повреждены ракетный эсминец "Глазго" и фрегат "Аргонавт", ракетоносцы "Плимут" и "Глэморган". Общие потери английской стороны превысили тысячу человек.
***
|