August 14 2020 18:27:04
Навигация
Последние статьи
· Фолиевая кислота - т...
· Глицин озон - Glycin...
· Шпора пяточная - деф...
· Речь Патриарха Алекс...
· Сельская - вареная к...
· 1918 - Декрет о своб...
· Работа в СССР — фото...
· ЗиС-3 76-мм дивизион...
· Хрущев и строительст...
· Канадский гамбит: Ка...
· Отзыв об «Отзовике» ...
· Японская рисованная ...
· Самолет пакистанских...
· Инструкция по выбору...
· Инструкция по выбору...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Вариант Пудовкина - о творчестве выдающегося русского и советского кинорежиссера
Вариант Пудовкина - о творчестве выдающегося русского и советского кинорежиссера

Вариант Пудовкина - о творчестве выдающегося русского и советского кинорежиссера

 

 

В «Броненосце «Потемкин» Эйзенштейн не прослеживает судьбы отдельных людей, герой фильма — революционная масса. Это был возможный, но, разумеется, не единственный способ подхода к теме революции. Подобная масштабность, эпичность вообще была свойственна литературе и искусству первых лет Советской власти — вспомним хотя бы «Железный поток» А. Серафимовича, где индивидуальные образы так же едва намечены, а центральным героем стал народ, «поток».

 

Режиссер В. Пудовкин на съемке

Режиссер В. Пудовкин на съемке

 

Иначе трактовал революционную тему Всеволод Илларионович Пудовкин. Он пришел в кино сложившимся человеком: имел инженерное образование, был на фронте первой мировой войны, в плену, имел опыт трудовой деятельности. Кинематографические знания он получил в мастерской Кулешова.

 

В своих трех знаменитых фильмах — «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928) Пудовкин показал революционную эпоху, раскрыл ее пафос через конкретные судьбы людей в революции.

 

Фильм «Мать» представлял собой экранизацию одноименного романа М. Горького, правда, создатели картины не придерживались строго фабулы первоисточника; и, хотя центральным персонажем по-прежнему остается Ниловна, простая русская женщина, душой и сердцем почувствовавшая правоту дела сына и его друзей, большевиков-подпольщиков, финал ленты иной: на демонстрации она принимает из рук убитого знаменосца красный флаг, ведет за собой массы.

 

«Мать» режиссера В. Пудовкина

«Мать» режиссера В. Пудовкина

 

Пудовкин применял в кино принципы актерской системы Станиславского. Подобно Протазанову, Пудовкина можно назвать «актерским режиссером». Но не только и не столько этим определялись высочайшие художественные достоинства его произведений. Пудовкин создавал такой кинематограф, в котором возможности актеров и мастерство режиссера, оператора и художника дополняют друг друга, органично сливаются в одно целое. Вот тому лишь один пример.

 

...Павел (в его роли выступил талантливый актер МХАТа Н. Баталов) бежит из тюрьмы весной, в пору ледохода. Физически ощутима радость героя от обретенной свободы, и радость эта разрядом отдается в зрительском сердце. Это ощущение эмоционально усиливают кадры ледохода. Монтируя планы побега, ледохода и рабочей демонстрации, режиссер получает классическую метафору: ледоход — это образ революции, ее неудержимого движения...

 

«Конец Санкт-Петербурга». Реж. В. Пудовкин

«Конец Санкт-Петербурга». Реж. В. Пудовкин

 

Сюжет «Конца Санкт-Петербурга» — это судьба деревенского парня, которого нужда гонит в город. Парень поступает на завод и по темноте, неопытности выдает своего земляка, старого рабочего, и его товарищей, готовивших забастовку. Начинается война, и парень одевает солдатскую шинель. Жизнь учит его уму-разуму, классовой солидарности. В конце фильма парень — в ряду бойцов, штурмующих Зимний дворец.

 

Как видим, здесь в центре внимания авторов — снова индивидуальная судьба. Правда, в фильме много событий и слишком большой временной период он охватывает, поэтому режиссерская работа здесь заметнее актерской. Но в другом своем фильме, «Потомке Чингис-хана», Пудовкин снова, как и в «Матери», стремится создать индивидуализированные и психологически сложные образы.

 

«Потомок Чингис-хана». Реж. В. Пудовкин

«Потомок Чингис-хана». Реж. В. Пудовкин

 

События картины происходят в Монголии. Интервенты, найдя у нищего пастуха Баира древнюю грамоту, объявляют его потомком Чингис-хана и решают сделать подставной фигурой, марионеткой. Баир, присмотревшись к своим хозяевам, понимает, что ему не по пути с ними, и бежит к партизанам. В финале мы видим его во главе красных конников, которые атакуют интервентов. Режиссер монтажом соединяет атаку кавалерии с мощными порывами ветра, от которого сгибаются деревья и несется по земле туча пыли и сора. Атака красных конников — это буря, сметающая все и всех. «Буря над Азией» - под таким названием фильм Пудовкина и шел за границей.

 

 

Источник: И. Вайсфельд, В. Демин, Р. Соболев «Встречи с X музой».

Москва. «Просвещение». 1981

 

 

PRETICH.ru

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Последние комментарии
Новости
Национализм - самое гн...
Где-то читал, что Соко...
[b]ya.os-vika:[/b] Ни...
[b]Морковкин:[/b] В...
[b]Vip-Tip:[/b] Доц...
Статьи
Тоже полезная статья -...
Хорошая статья - польз...
Американские самолеты ...
Нравятся мне такие дре...
Отзовик и по качеству ...
Фотогалерея
Lexa-SU не уподобляйте...
А еще были ништяк - бл...
Так это уже после разв...
А сейчас казаки - одна...
Сперва не понял... ока...
Отдельные страницы
Толян: — В результа...
Oskar: Вроде бы все ус...
У них другой менталите...
Oskar: Жулики, что тут...
[b]АЛАШ ОРДА:[/b] ...
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google



Счетчики
Казахстанский компьютерный портал




Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

7,225,905 уникальных посетителей