Повышать эффективность перевозок
Северная железная дорога обслуживает семь областей Северо-Запада России, Республику Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ. На ее долю приходится более четверти перевозок лесных грузов России. Железнодорожники Северной обеспечивают работу Архангельского торгового порта и космодрома «Плесецк», отвечают за жизнеобеспечение нефтяников и газовиков Ямала. В зоне дороги пересекаются магистральные нефтепроводы Ухта - Ярославль - Кириши и Сургут - Ярославль - Полоцк. В Ярославле берет начало Балтийская трубопроводная система. Это придает железной дороге высокую привлекательность для инвестиций.
 В.А. БИЛОХА, начальник Северной железной дороги
Около 9,5 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, а также такие промышленные гиганты, как ОАО «Северсталь», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Воркутауголь», ОАО «Интауголь», и ряд других крупных компаний пользуются услугами Северной железной дороги. По дороге, являющейся важным звеном транспортного коридора Кузбасс — Северо-Запад, перевозятся нефть, каменный уголь, черные металлы, лес, строительные материалы, удобрения, бумага.
Модернизация инфраструктуры
Одной из главных особенностей последних трех лет, безусловно, является преодоление кризисных и посткризисных явлений в экономике страны, которые коснулись всех без исключения видов деятельности. Железнодорожный транспорт, естественно, не стал исключением. Сложившаяся экономическая ситуация потребовала коренного пересмотра организации производственных процессов, усиления борьбы с непроизводительными затратами, снижения трудоемкости, повышения личной ответственности исполнителей за соблюдением технологической дисциплины. Это позволило коллективу Северной железной дороги обеспечить стабильную работу, уверенно справиться с большинством производственных задач, выполняя при этом комплексные мероприятия по наращиванию пропускных и провозных способностей инфраструктуры на основных направлениях магистрали, повышению качества эксплуатации подвижного состава и рациональному использованию трудовых ресурсов. Дорога устойчиво осваивает растущий грузооборот.
Улучшение экономической ситуации в стране способствовало достижению положительных результатов производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» и позволило увеличить инвестиционную программу компании. Это, в свою очередь, дало возможность продолжить реализацию ранее начатых проектов и программ, направленных на развитие производственных и эксплуатационных мощностей, в том числе на Северной железной дороге. По сравнению с прошлым годом значительно возросла инвестиционная программа магистрали, увеличено финансирование проектов обновления основных фондов.
 Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин вручает свидетельство победителя в отраслевом соревновании
Ключевым этапом начала значимых преобразований в организации эксплуатационной работы дороги стала реконструкция крупнейших, обеспечивающих свыше 20% всей погрузки магистрали. Череповецкого и Вологодского железнодорожных узлов. Было открыто движение по вторым путям участка между станциями Буй и Вологда протяженностью 130 км. Введен в эксплуатацию вновь построенный главный путь между станциями Лоста и Вологда I, выполнены работы по удлинению приемо-отправочных путей на станциях Вологда II и Кошта. Для разделения грузовых и пассажирских потоков на станции Вологда наряду с реконструкцией приемо-отправочных путей введена новая пассажирская платформа для приема поездов с западного направления.
Крупные капитальные вложения были направлены на завершение в полном объеме технологического перевооружения участка Паприха-Кошта, реализацию первого этапа проектов развития станций Череповец I и Вологда I. Так, на станции Вологда I выполнены работы по реконструкции производственных помещений, выносу инженерных коммуникаций, реконструкции верхнего строения пути, уложены дополнительные пути и стрелочные переводы, установлены новые опоры контактной сети. Это позволило значительно увеличить пропускную способность Вологодского узла.
В текущем году будет переустроена северная горловина станции Вологда I. Это исключит враждебность маршрутов пропуска по станции грузовых и пассажирских поездов.
Выполненные в Вологодском узле работы позволили значительно повысить его технологическую безопасность, увеличить пропускные способности, создать условия для дальнейшей модернизации инфраструктуры.
 Мост через Северную Двину
Следующим этапом развития Вологодского узла является строительство еще одного главного пути на перегоне Вологда I — Вологда II. Также предстоит приступить к строительству дополнительных главных путей по объемлющей схеме на станции Лоста.
Будет также продолжено развитие Череповецкого железнодорожного узла. Здесь будет закончено удлинение приемо-отправочных путей на станции Череповец I, что позволит беспрепятственно принимать на станцию длинносоставные грузовые поезда, уложены дополнительные соединительные пути и реконструирована станция Череповец II.
Тенденция восстановления объемов перевозок грузов диктует необходимость дальнейшего развития пропускных и перерабатывающих способностей магистрали, а также совершенствования технологии эксплуатационной работы. Опыт работы в докризисный период наглядно показал потребность в значительном усилении мощности участка Вологда — Череповец за счет строительства еще одного главного пути, а также в интенсификации развития параллельных ходов Ярославль-Главный — Сонково и Вологда — Обозерская — Маленьга.
 Ремонтное депо Вологда. Цех ТР-1 на станции Лоста
В связи с этим в текущем году продолжаются работы по реконструкции земляного полотна на участке Маленьга — Обозерская. Этот участок, расположенный в болотистой местности Архангельской области, характеризуется сложными геологическими особенностями. Неустойчивость земляного полотна накладывает ограничения на весовые нормы грузовых поездов. Мероприятия по стабилизации земляного полотна, проводимые для снятия существующих ограничений веса поезда по состоянию пути и земляного полотна, включают в себя устройство контрбанкетов, водоотводов, инженерных сооружений, а также реконструкцию неустойчивых насыпей на болотах с применением разрядно-импульсной технологии.
Опыт проведения путевых работ с использованием новой технологии усиления основной площадки земляного полотна георешеткой «Неовеб», применяемой на нашей магистрали, был распространен на полигоны других дорог.
В целях определения инфраструктурных возможностей широтного хода дороги для освоения грузовой базы строящихся железнодорожных линий к нефтегазоконденсатным месторождениям Ямала и проекта «Урал промышленный — Урал полярный» совместно с проектным институтом Росжелдорпроект и ОАО «ИЭРТ» (Гипротранстэи) разработана концепция развития объектов железнодорожной инфраструктуры направления Лабытнанги — Чум — Котлас — Коноша». Итоги показали значительный рост грузооборота на данном направлении. Прогноз роста объемов перевозок полностью подтвердился.
Текущий год также дает основания для оптимизма: ожидается рост погрузки за счет интенсивного развития добывающей и перерабатывающей промышленности Республики Коми. В частности, во втором полугодии в районе станции Усинск ожидается ввод в эксплуатацию крупного нефтеперерабатывающего завода. По данным грузоотправителей, возрастет погрузка на входящих в это направление станциях: Ветласян — на 10% (ООО «Лукойл-УНП», нефтеналивной терминал), Сыктывкар — на 11% (ОАО «Монди-Сык- тывкарский Л ПК», бумага, лес), Воркута и Инта — соответственно на 3 и 2,1 % (за счет вы воза каменного угля), Харп-Северное Сияние — на 14% (за счет роста погрузки железной руды).
 Станция Данилов
Дополнительная грузовая база в среднесрочной перспективе будет обеспечена за счет вывоза угля коксующихся марок с Усинского угольного месторождения, разрабатываемого Новолипецким металлургическим комбинатом.
Кроме того ОАО «Газпром» в рамках создания системы магистральных газопроводов Ухта — Бованенково ведет строительство повышающих газовых компрессорных станций в районе станций Воркута, Инта, Марков. Сыня. Малая Пера и Чикшино. В рамках строительства системы магистрального газопровода Ухта — Торжок аналогичные работы развернуты в районе станций Сосногорск, Синдор, Микунь, Урдома, Костылево, Сухона, Грязовец.
 Замена стрелочного перевода
Ввиду опережающего роста объема перевозок на направлении Лабытнанги — Чум — Котлас — Коноша намечено провести крупномасштабную модернизацию инфраструктуры. В частности, в ряду первоочередных мер планируется осуществить усиление и модернизацию земляного полотна, верхнего строения пути и объектов путевой инфраструктуры, реконструкцию перегонов с оснащением их микропроцессорной автоблокировкой с тональными рельсовыми цепями АБТЦМ. Намечено построить разъезды на однопутных перегонах Амшор — Марков, Бугры Полярные — Ошпер, Собь — Харп-Северное Сияние, начать проектные работы по титулу перегонов Шор — Сивая Маска, Чум — Никита, Ошпер — Кочмес, В планах дороги — обновление оборудования и устройств электрификации и электроснабжения, строительство главного пути на перегоне Сейда — Пышор, техническое перевооружение устройств связи и информационных систем, модернизация ремонтного и эксплуатационного блоков локомотивного комплекса. Намечены строительство и реконструкция ряда вокзалов и служебно-технических зданий, развитие станций и объектов вагонного комплекса. В частности, на станции Котлас-Узел будет построена петлевая развязка.
 Укладка георешетки
Инновационные технологии управления перевозками
Сегодня без применения современных информационных технологий невозможно добиться высокой эффективности перевозочного процесса, обеспечить его безопасность, повышение производительности труда и управляемости бизнес-процессов, снижение эксплуатационных расходов и в конечном итоге высокое качество услуг, предоставляемых потребителям продукции железнодорожного транспорта. Для успешного освоения растущих грузопотоков наряду с развитием мощностей линейных подразделений необходимо широкое внедрение в управление перевозочным процессом инновационных информационных технологий. С этой целью на дороге создается современный диспетчерский центр (ДЦУП), который будет введен в действие в ближайшее время. Специалисты дороги и разработчики ОАО «НИИ АС» подготовил и детальные планы работ по внедрению информационных технологий в практику управления перевозками, провели обследование всех полигонов внедрения, определили необходимые для реализации проектов ресурсы, выполнили монтаж элементов табло в здании ДЦУПа. В настоящее время эта масштабная работа перешла в завершающую стадию.
 Проект реконструкции диспетчерского центра в Ярославле
Важнейшим элементом ярославского диспетчерского центра является проект «Техническое перевооружение рабочих мест диспетчеров с размещением табло коллективного пользования в Дорожном центре управления перевозками Северной железной дороги» (ДЦУП Северной дирекции управления движением). Он предусматривает создание обновленной системы управления перевозочным процессом на дороге с переходом от управления «по факту» к превентивному управлению на полигоне сетевых направлений Кузбасс — Северо-Запад и Юг — порты Северо-Западного региона, в которые входят участки дороги.
Табло коллективного пользования (ТКП) в Ярославле по своему информационному насыщению не имеет аналогов на сети железных дорог России. Технологически оно разделяется на зоны общего внимания и зоны контроля отдельными диспетчерами. На табло в режиме реального времени выводится аналитически обработанная информация, необходимая для контроля поездной ситуации, состояния устройств инфраструктуры, оперативного анализа показателей качества работы направления, планирования работы локомотивного парка. Эти данные представляются в виде укрупненных групп визуальных объектов.
В нижнем ряду табло отображаются: схема поездного положения (мнемосхема) с иллюстрацией поездной ситуации (расположение поездов на станционных путях и перегонах); положение и занятость станционных путей, блок-участков перегонов, положение поездных светофоров; состояние переездов, устройств автоматического контроля технического состояния (КТСМ) и схода (УКСПС) подвижного состава; наличие напряжения в контактной сети; информация о предупреждениях, а также следующие информационные блоки:
«Стык» (контроль выполнения передачи поездов и вагонов по стыковым пунктам с соседними дорогами, подход к стыкам с других дорог); «Локомотивы» (контроль наличия локомотивов на крупных станциях и в депо по сериям, состоянию и депо приписки); «Станция» (контроль работы станции с поездами с выделением цветом внутрисуточных темпов); «Бригады» (контроль наличия и состояния локомотивных бригад на станциях оборота); «Наличие вагонов на станциях» (контроль наличия вагонов на промежуточных станциях под выгрузку, порожних, с простоем более одних суток); «Работа диспетчерского участка» (показатели работы каждого диспетчерского участка с выделением отклонений цветом); «Целевые показатели качества работы направления» (контроль показателей направления).
Кроме того, на табло выводятся интегрированные индикаторы работы выделенных станций, индикаторы состояния основных устройств СЦБ, диспетчерской централизации и диспетчерского контроля, энергоснабжения на станциях. Отображаются укрупненный профиль пути с указанием руководящих уклонов в каждом направлении, ограничений по весу и скорости поездов, привязкой проходных, входных светофоров к элементам профиля. Цветом выделяются ограничения скорости (текущие и планируемые на текущие сутки) с привязкой к километровым отметкам.
В верхнем ряду табло показаны зоны контроля отдельными диспетчерами, в том числе:
- подробные схемы диспетчерского контроля крупных станций направления с указанием положения стрелок и сигналов, свободности и занятости путей, номеров поездов, готовности поездных и маневровых маршрутов;
- краткая текстовая информация о срабатывании устройств УКСПС, КТСМ с указанием перегона, пути, типа устройства, километра и пикета;
- выходные формы по запросу поездного диспетчера в своей зоне доступа.
В технологии управления перевозками на Северной железной дороге с использованием табло коллективного пользования (ТКП) предусмотрено широкое применение современных автоматизированных систем управления. В их числе: «Сигнал-Л» (наличие локомотивов на полигоне, станциях оборота, смены локомотивных бригад); «Сигнал-Бриг» (дислокация локомотивных бригад на полигоне, станциях оборота, смены локомотивных бригад, контрольные данные по отдыху или сверхнормативному отдыху бригад); КАСАНТ (выдача данных об отказах технических средств инфраструктуры); КАСАТ (оперативный контроль технологической дисциплины) и др.
По пометкам, инициируемым на табло системами автоматизированного ведения графиков исполненного движения (ГИД) и исполненной работы станций (ГИР), устанавливаются проблемные места, где возникли или намечаются нарушения технологического процесса, и принимаются оперативные меры по их устранению. Трансляция на табло ГИР станции служит эффективным инструментом оперативного взаимодействия служб, участвующих в организации работы технических станций, и наиболее полного и качественного использования находящихся в их распоряжении технических средств.
Резервы повышения веса поезда – в действие
Одним из важнейших резервов повышения эффективности перевозок является организация вождения тяжеловесных, а также поездов повышенного веса и длины. Развитию этой технологии на дороге уделяется особое внимание.
 Длинносоставный поезд
Для освоения растущих объемов перевозок на дороге используются различные способы интенсификации использования перевозочной мощности линий. Так с середины прошлого года на Северную магистраль начали поступать современные тепловозы серии 2ТЭ70 мощностью 6000 кВт. В связи с этим в кратчайшие сроки была проведена подготовка локомотивных бригад, ремонтного персонала и разработана технология эксплуатации новых локомотивов с грузовыми поездами весом 5200 т на участке Воркута — Сосногорск протяженностью около 700 км. Она предусматривает пропуск таких поездов без перелома весовых норм до портов Северо-Запада и в ОАО «Северсталь». Наряду с новыми тепловозами в вождении этих поездов участвуют и локомотивы 3ТЭ10.
 Тепловоз 2ТЭ70
Для сравнения: весовая норма поездов, установленная для тепловозов 2ТЭ10, на участке Воркута — Инта составляет всего 4400 т, Инта — Сосногорск — 4800 т. Это требует пополнения маршрутов на станциях Инта и Сосногорск. Вождение же грузовых поездов весом 5200 т тепловозами 2ТЭ70 и 3ТЭ10 на полигоне дороги позволяет ликвидировать изменение весовых норм по всему маршруту следования.
На участках Обозерская — Лоста и Свеча — Шарья — Лоста — Череповец — Кошта с 2008 г. организовано движение соединенных поездов весом до 12000 т. С этой целью находящиеся здесь в эксплуатации электровозы ВЛ80С оборудованы интеллектуальной системой автоматизированного вождения поездов с распределенными по составу локомотивами ИСАВП-РТ, а электровозы ВЛ80 — двухдиапазонными радиостанциями. Для повышения эффективности использования локомотивов и рабочего времени локомотивных бригад на участках применяется интенсивная технология работы на удлиненных плечах обслуживания.
На объединенном полигоне Северной, Октябрьской и Горьковской железных дорог Балезино—Бабаево и Балезино—Обозерская организован пропуск поездов повышенного веса 8000 т трехсекционными электровозами серии ВЛ80С. Практически все машинисты грузового движения локомотивных депо Буй, Шарья, Лоста и Череповец имеют право вождения таких поездов. Планируется и дальше развивать эту технологию. Для вождения поездов весом 6500т на участке Орехово — Данилов в эксплуатационном локомотивном депо Ярославль-Главный подготовлено 35 трехсекционных электровозов ВЛ11 и ВЛ11М.
С учетом внедрения новых технологий вождения поездов пересмотрен порядок проведения технического обслуживания ТО-2 и экипировки локомотивов на Сосногорском и Сольвычегодском регионах дороги. Локомотивы приписки депо Печора, следуя с поездами четного направления, проходят экипировку на станции Воркута, а при остатке времени до следующего ТО-2 менее 28 ч — и этот вид обслуживания. Такой же порядок — на станции Сосногорск — предусмотрен и для локомотивов, ведущих поезда нечетного направления.
Локомотивы приписки депо Котлас, следуя с поездами четного направления, проходят экипировку и, при остатке времени менее 24 ч, обслуживание ТО-2 на станции Сосногорск. В нечетном направлении такая же технология предусмотрена на пункте технического обслуживания локомотивов станции Кулой, когда до следующего ТО-2 остается менее 50 ч. Во избежание отцепок от транзитных поездов тепловозы при заходе в депо для экипировки, если не требуется производство ТО-2, снабжаются топливом, песком, водой и маслом до полной вместимости. Организовано обслуживание локомотивов бригадами депо Кулой на удлиненном плече Кулой — Микунь (468 км) и депо Котлас на участке Сольвычегодск — Коноша (379 км).
Подготовка к вводу скоростного сообщения
В настоящее время на дороге развернулась комплексная модернизация участка Александров — Ярославль-Главный. направленная на достижение стратегической цели — повышение скоростей движения пассажирских поездов до 140 км/ч.
На ряде перегонов участка, в частности Козьмодемьянск — Полянки, необходимо провести планово-предупредительную выправку пути, а в отдельных случаях и его капитальный ремонт. Требуется коренная реконструкция станций Сильнипы и Ростов-Ярославский. В Ростове необходимо удлинить островную пассажирскую платформу, приемо-отправочные пути, построить путепровод, вынести все стрелочных переводы из кривых участков, в пределах станции Сильницы уложить кривые. На станциях Ярославль-Главный, Полянки, Ростов-Ярославский предусмотрены ремонт переездов, пешеходных переходов и строительство ограждения вдоль железнодорожных путей. Всего запланировано реконструировать более 46 км пути.
 На встрече с губернатором Ярославской области
В апреле 2011 г. в Ярославле состоялась рабочая встреча президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина и губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова, по итогам которой был подписан протокол по вопросам взаимодействия сторон. Правительство области подтвердило намерение проводить работу по увеличению размеров субсидии ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» при установлении тарифов на пригородные перевозки ниже экономически обоснованного уровня с учетом выделения дотации из федерального бюджета. Достигнута договоренность о сотрудничестве при реконструкции старейших вокзалов региона — Ярославль-Московский и Рыбинск и реализации совместных мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров на железнодорожных вокзалах и привокзальных площадях региона.
Стороны обсудили вопросы подготовки к ускоренному движению поездов в сообщении Ярославль—Москва. Выполненные на сегодняшний день работы позволят повысить скорости движения пассажирских поездов до 140 км/ч. В результате пассажиры смогут добраться до Москвы всего за 2 ч 55 мин, что на целый час быстрее, чем сейчас. Более того, Департамент пути и сооружений ОАО «РЖД» планирует совместно с Северной железной дорогой готовить проекты модернизации пути на участке Александров - Ярославль-Главный с переустройством кривых для реализации на ряде перегонов скоростей до 160 км/ч. Разработаны мероприятия, позволяющие сократить время следования пассажирских поездов на маршруте Москва — Ярославль до 2 часов 30 минут.
По хозяйству пригородных пассажирских перевозок уже осуществлены значительные капитальные вложения, что позволило ввести в эксплуатацию пассажирские платформы и осуществить модернизацию электропоездов с установкой антивандальных кресел для пассажиров.
 Новый вокзал в Галиче
В дальнем пассажирском сообщении ведется работа по улучшению качества обслуживания пассажиров. Завершено строительство железнодорожного вокзала вместимостью 100 пассажиров с автобусными кассами в г. Галич, на станции Ярославль-Главный возведен цех ТО-3 пассажирских вагонов.
В рамках развития систем связи завершено строительство волоконно-оптической линии связи и линейного тракта на участке Сосногорск — Воркута. Реализация этого проекта с одновременным завершением технического перевооружения участка Инта — Воркута (внедрение системы диспетчерской централизации «Тракт») позволит осуществить управление отдаленными и трудными в климатическом отношении участками Сосногорского региона из ярославского ЦУПа. Продолжается строительство волоконно-оптической линии связи на участке Микунь- Вендинга.
 На станции Иваново
В целях повышения безопасности производственных процессов осмотра и ремонта поездов в вагонном хозяйстве пункты технического обслуживания грузовых вагонов на станциях Буй, Ветласян, Микунь, Приводино и Усинск оборудуются системой централизованного ограждения поездов с укладкой кабельных линий для увязки постов электрической централизации и ПТО. На станциях устанавливаются современные пульты управления стрелками и сигналами. На предприятиях Ярославского и Сольвычегодского регионов вводятся телевизионные системы обеспечения безопасности и физической зашиты.
Завершается первый этап реконструкции локомотивного депо на станции Сольвычегодск. Здесь будет введена в эксплуатацию автоматизированная паровая котельная, расположенная в отдельном здании и работающая на газовом топливе. Данный инвестиционный проект решает целый комплекс задач, в том числе по обеспечению теплом не только локомотивного ремонтного депо, но и других предприятий Сольвычегодского узла.
 Станция Сильницы
При реализации проектов развития инфраструктуры, совершенствования техники и технологии на дороге особое внимание уделяется строительству технологического жилья. Возведены малоквартирные дома на станциях Некоуз, Ираель, Кизема, Малошуйка, Мантурово. Урдома, Шалакуша.
Опережающее развитие железнодорожного транспорта является необходимым условием дальнейшего устойчивого развития экономики страны. Инвестиции, направляемые на Северную магистраль, позволяют обеспечить текущие потребности в обновлении основных фондов и реализовать планы развития железнодорожной инфраструктуры регионов тяготения дороги на перспективу.
г. Ярославль |