Рост производства трансмиссий с двойным сцеплением
Трансмиссии с двойным сцеплением не только повышают экономичность автомобиля, но и способствуют улучшению его динамических качеств. Ожидается, что в ближайшее время такие трансмиссии будут устанавливаться на 12 % автомобилей, выпускаемых в Европе, против 7% в 10 лет назад. Из всех районов мира именно Европа оценивается как наиболее перспективный рынок для трансмиссий с двойным сцеплением.

Большинство водителей в Европе привыкли к механическим трансмиссиям с ручным переключением, поэтому новый тип, являющийся дальнейшим развитием обычных механических трансмиссий и обладающий более спортивным характером, будет ими приветствоваться.
По всей вероятности 8-ми и 9-ступенчатые автоматические трансмиссии будут постепенно вытеснять менее совершенные автоматы в ближайшие 5 лет, что прежде всего связано с необходимостью повышения экономичности и экологичности автомобилей.
Согласно прогнозам, ручные механические трансмиссии составят примерно 68 % в 2016 году против 73 % в 2011 году, в то время как трансмиссии с вариатором - CVT (continuously variable transmissions) снизят свою долю на рынке с 2 % до 1 % через 5 лет.
Подобно автоматизированной ручной КПП, трансмиссии с двойным сцеплением являются механическими, но с возможностью работы в автоматическом режиме. В то время, как одно сцепление связано с какой-то определенной передачей - второе предварительно выбирает следующую передачу для последующего включения, позволяя производить переключение быстрее и более экономично по расходу топлива, чем в автоматической трансмиссии.
В 2003 году Volkswagen AG впервые применил 6-ступенчатую трансмиссияю с двойным сцеплением - double a «direct chift gearbox» - на моделях VW Golf и Audi ТТ, используя технологию, разработанную американским поставщиком компонентов - Borg Warner Inc.
В 2011 году VW объявил, что выпустил уже 3,5 млн. автомобилей, оборудованных трансмиссией с двойным сцеплением. Хотя VW и остается лидером на рынке, многие другие автопроизводители также занимаются созданием и производством таких трансмиссий.
Например, европейский Ford выпустил на рынок трансмиссию с двойным сцеплением, разработанную на СП совместно с немецкой компанией Getrag. Она в качестве опциона может устанавливаться на моделях C-Мах, Focus, Galaxy, S-Max, Mondeo и Kuga. Ford заявляет, что при этом расход топлива снижается на 10 % в сравнении с обычным автоматом.
Возможно, настоящее испытание качеств трансмиссии с двойным сцеплением произойдет тогда, когда Ferrari решится установить ее на моделях California и 458 Italia.
Хотя популярность этих трансмиссий растет, один их серьезный недостаток остается. И заключается он в их более высокой стоимости из-за более сложной конструкции. Поэтому в классах автомобилей А и В, где цена играет практически основную роль, применение трансмиссий с двойным сцеплением, вероятно, будет ограничено. Традиционная механическая КПП остается наиболее дешевым вариантом, что и будет предопределять ее широкое применение еще длительное время.
Несколько лет назад ожидалось, что трансмиссии CVT отвоюют часть рынка у традиционных автоматов из-за лучшей экономичности автомобилей, на которых они устанавливались. Но этого не случилось. Пока производители CVT рассчитывали на «теплый» прием на рынке, поставщики компонентов разработали 7-ми, 8-ми и даже 9-ступенчатые автоматические трансмиссии, которые дают хорошую экономичность в сочетании с плавной работой.
Таким образом, их производителям удалось сохранить свою долю рынка. Все это благодаря тому, что компании типа ZF сосредоточились на эффективности своей продукции (то есть обеспечении меньшего расхода топлива).
Крупнейшие мировые производители трансмиссий - ZF Friedrichshafen AG, Asian Seaki Со. и Mercedes вывели на рынок свои 7-ступенчатые автоматы в 2003 году. Азиатский гигант создал первый 8-ступенча- тый автомат в 2007 году, установив его на модель Lexus LS460. Тем временем ZF тоже разработал 8-ступенчатый автомат для BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Rolls-Royce и Bentley. Фирма ZF заявила, что 8-ступенчатая трансмиссия дает экономию топлива в 11 % по сравнению с 6-ступенчатой.
В 2011 году ZF создал 9-ступенчатый автомат, пригодный для установки на переднеприводные модели. Объявленное снижение расхода топлива (в сравнении с 6-ступенчатым автоматом) составляет 16 %.
Mercedes работает над своей собственной 9-ступенчатой трансмиссией. Она будет называться 9 G-Tronic (ранее была 7 G-Tronic). Она и будет, видимо, устанавливаться на моделях следующего поколения класса S...
До сих пор не стало ясно только то, что касается будущей гонки конструкций и технологий. До какого предела она будет продолжаться? Или уже разумный предел достигнут. Через год-два это прояснится. Но даже сейчас понятно, что борьба за экономичность повышает стоимость и возможную «головную боль».
По всей вероятности, в ближайшие пять лет производство трансмиссий с двойным сцеплением будет расти быстрее всего.
Александр Григорьев
*** |