August 26 2025 16:40:43
Навигация
Последние статьи
· Без капусты не зимуем!
· Осенняя морока – гла...
· Тульский патронный з...
· Нужны ли танки России
· Штангензубомеры - ре...
Иерархия статей
Статьи » Музыка, театр, кино » Семиструнная гитара
Семиструнная гитара

Феномен Высотского

Нам бывает больно и обидно, что искусство игры на семиструнной гитаре в нашей стране предано забвению, что фабрики и заводы не делают больше семиструнных гитар, что издательства не выпускают ноты и что студенты не хотят учиться на ней играть. Все это кажется несправедливым, ведь созданный для нее за полтора века репертуар хотя и невелик, но бесценен; и уже сейчас мы стоим перед реальностью возвращения к нам музыки для семиструнной гитары с запада в исполнении Лайфа Кристиансена и Анны Кэммерлинг. Это превосходные профессионалы, их интепретация музыки Сихры, Высотского или Саренко по-своему интересна, но для полной достоверности здесь в России необходимо родиться, как необходимо родиться в Андалусии, чтобы адекватно передать “перец” музыки фламенко. Даже в самых удачных вариантах она звучит с акцентом.

С другой стороны, нам не менее обидно, когда слышатся требования “запретить” шестиструнную “космополитку” или “американку” в нашей стране (сейчас этого, может быть, уже и нет, но это дело недавнего прошлого), перестать “пропагандировать” западный репертуар и выстроить учебный материал музыкальных школ на основе только русской музыки. Шестиструнная гитара сталь же необходимый элемент русской культуры, что и семиструнная. И не так важно, кто, когда и где изобрел ту или иную гитару: важно, что на ней играли и играют исполнители и какую музыку пишут для нее композиторы. Например, сочинения Никиты Кошкина представляются нам не менее русскими, чем сочинения Михаила Тимофеевича Высотского. Только та культура по-настоящему богата, в которой есть место всему подлинному и талантливому, которая не решает постоянно вопрос, кого предпочесть, а кем можно пожертвовать.

Мы не должны забывать Высотского не потому, что он более “подлинный” или более “русский”, но потому, что он занимает свое место в истории музыки и без него культура наша обеднеет.

Не утихли еще недавние споры, кто же именно изобрел семиструнную гитару. Но для нас очевидна их бессмысленность. Свое существование музыкальный инструмент начинает лишь с возникновением канонизированных текстов, предназначенных для исполнения на нем, при условии существования музыкантов, принимающих этот текст именно в таком его качестве, и слушателей, принимающих подобное исполнение. В этом смысле существование семиструнной гитары началось с появлением Сихры. Именно он, будучи человеком глубоко и разносторонне образованным (профессиональный арфист) и хорошо знакомым с европейской музыкой, смог создать свою школу в самом широком смысле этого слова: воспитать плеяду творчески самостоятельных учеников, создать методику преподавания и, самое главное, концертный репертуар.

“Можно сказать, что история блестящего периода семиструнной гитары и начинается, и оканчивается именем А.О. Сихры, и что до настоящего времени его школа и сочинения, несмотря на полувековое расстояние, отделяющее нас от его смерти, остаются образцами классической игры на этом инструменте”.

Причем следует отметить, что репертуар, созданный Сихрой, не исчерпывается его собственными произведениями и обработкой народной музыки. Существенное место в нем занимали и обработки арий и сцен из популярных тогда опер, и переложения пьес, написанных для шестиструнной гитары (например, знаменитых Вариаций Сора на тему Моцарта из оперы “Волшебная флейта”).

Для полноты картины следует упомянуть и об издательской деятельности Сихры. Только при его жизни “Школа” переиздавалась им несколько раз, а в издаваемых им так называемых “журналах” было опубликовано свыше тысячи различных пьес для семиструнной гитары (подробное описание бурного младенчества семиструнной гитары (см.: Мусатов, 1966) . Конечно вся эта кипучая деятельность находила отклик и встречный интерес публики, но этот ее интерес постоянно и неустанно подкармливался.

И вот на таком фоне появляется скромный, “маленький” человек самого незаметного, какое только можно было себе тогда представить, происхождения, который встает рядом с гением Сихры, почти сравниваясь с ним в славе, и все-таки оставаясь навсегда в его тени. Истории хорошо известны подобные примеры. Время словно выбирает в человеческом море двух наиболее несхожих людей, чтобы явить миру новую идею в наиболее различных ее проявлениях.

“М. Т. Высотский по своим произведениям был художник-лирик, а А.О. Сихра — художник-мыслитель. В произведениях М. Т. Высотского сказывается художник-самородок, в произведениях А. О. Сихры, помимо таланта, высокообразованный музыкант.

В то время, как Высотский излагает тему и, переходя в фантазию, выражает, главным образом, свое настроение, часто бессознательно, творя картину за картиной, совершенно уклоняясь от темы, А.О. Сихра все время развивает музыкальную мысль темы, разрабатывая ее все шире и глубже" (Русанов, 1901, с.45).

Здесь Русанов словно укоряет Высотского за некоторые его вольности, противопоставляя им строгость стиля Сихры и не замечая, что у Сихры эта строгость носит порой известный налет механицизма, в то время как для Высотского народная песня — это форма мировосприятия и форма самовыражения.

(Продолжение следует) – увы, продолжения нет…

Анастасия БАРДИНА
Дмитрий БАЮК
1991

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Трамп ведет себя как д...
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Статьи
[b]Полярный исследоват...
Луковые новинки С 1...
Нам нравится «семейный...
Первый советский танк ...
Чтобы не храпеть Мн...
Фотогалерея
Уроки мужества Под ...
Чего тут молодцеватого...
Из письма читателей: ...
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
Отдельные страницы
Знатная древность! Инт...
Как пишут перебежчиков...
Сейчас огромное количе...
Увы, все проходит... х...
Вроде бы бесхитростный...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,364,215 уникальных посетителей