Возможности самолетов тактической авиации по непосредственной авиационной поддержке
Судя по сообщениям зарубежной печати, военные эксперты агрессивного империалистического блока НАТО оценивают возможности использования различных боевых самолетов тактической авиации для решения задач по оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, исходя из критериев-эффективности. При этом все рассматриваемые самолеты они условно подразделяют на ряд классов (групп), основными из которых являются следующие:
— штурмовики и истребители-бомбардировщики; специально разработанные для действий по наземным целям на поле боя; — многоцелевые тактические истребители, предназначенные в основном для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине боевых порядков противника; — истребители воздушного боя и перехватчики; — легкие учебно-боевые самолеты.
Штурмовики и истребители-бомбардировщики. Типичными их представителями в ВВС стран НАТО являются самолеты А-10 «Тандерболт-2», «Ягуар» и «Альфа Джет».
По мнению иностранных военных специалистов, быстрота реагирования авиационных частей и подразделений, оснащенных американскими штурмовиками А-10, на запросы сухопутных войск обеспечивается главным образом за счет дежурства в воздухе и выполнения нескольких (до четырех) боевых вылетов каждым из них в сутки без дозаправки топливом с полевых аэродромов, расположенных вблизи от линии фронта (до 150 км).
Штурмовик А-10 с имеющимся на нем оборудованием может вести боевые действия преимущественно днем в простых метеоусловиях и сложных (СМУ, при высоте нижней кромки облачности не менее 270 м и горизонтальной видимости 2 км). Выход на цели и их опознавание экипаж осуществляет только визуально и с помощью авиационных наводчиков.
Боевая загрузка самолета общим весом до 7250 кг, включающая 30-мм пушку, фугасные, осколочные и зажигательные бомбы и бомбовые кассеты, значительное количество неуправляемых авиационных ракет (НАР) и до шести УР «Мейверик», как , подчеркивается в западной прессе, позволяет уничтожать практически любые объекты, в том числе и малоразмерные подвижные цели.
Для преодоления ПВО противника самолет оснащен аппаратурой предупреждения экипажа об облучении РЛС и сбрасывателями дипольных отражателей. Однако в зарубежной военной печати отмечается, что большие размеры самолета и необходимость набора высоты для опознавания и атаки целей с пикирования делают его весьма уязвимым для средств ПВО, несмотря на бронирование наиболее важных элементов. Помимо этого, для эффективного использования большой и разнообразной боевой нагрузки штурмовик будет вынужден выполнять несколько заходов на цель, что, по мнению натовских специалистов, значительно повысит вероятность его поражения средствами ПВО противника.
В связи с имеющимися недостатками и ограниченными возможностями штурмовика А-10 на нем проводится ряд доработок. Кроме того, уже создан и испытывается его двухместный всепогодный вариант.
Истребитель-бомбардировщик «Ягуар» способен действовать с полевых аэродромов длиной 1200 м. Длина его разбега с грунтовой ВПП с полной боевой нагрузкой (4500 кг) составляет около 900 м. Это позволяет базировать части, вооруженные такими самолетами, довольно близко от линии фронта, чтобы обеспечить быстроту реагирования на заявки сухопутных войск при оказании им непосредственной авиационной поддержки.
Всего создано пять модификаций этого самолета: А и Е — для ВВС Франции, S (GR.1) и В — для ВВС Великобритании, «Ягуар Интернэшнл»—для продажи в другие страны. Все они могут выполнять полеты днем и ночью, но способностью наносить удары по неподвижным объектам в СМУ обладают только французские «Ягуар-А» и английские «Ягуар-S и -В», которые имеют современное прицельно-навигационное оборудование, обеспечивающее автономный выход самолетов на цели. На некоторых из них намечается установить бортовые РЛС.
Основное вооружение истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» (две 30-мм пушки, фугасные бомбы, авиационные бомбовые кассеты «Белуга» и НАР) позволяет им разрушать деревоземляные оборонительные сооружения, поражать живую силу и боевую технику на поле боя. Противорадиолокационные ракеты «Мартель», предназначенные для подавления ПВО противника, могут нести и применять только машины серии А.
Чтобы повысить точность удара по малоразмерным целям, на самолетах «Ягуар-А» устанавливается контейнер с лазерным дальномером-целеуказателем, а на «Ягуар-S» имеется встроенная аппаратура данного предназначения.
Легкий штурмовик «Альфа Джет» ВВС ФРГ
Легкие штурмовики «Альфа Джет» могут нести подвесные пушечные установки, обычные авиационные бомбы и ПАР (максимальный вес их боевой нагрузки превышает 2 т), что позволит применять их для поражения живой силы, некоторых бронированных и других целей на поле боя. Однако удары они могут наносить только визуально, то есть главным образом днем и лишь в простых метеорологических условиях. Преодолевать противодействие ПВО противника самолеты «Альфа Джет» будут преимущественно за счет выполнения полетов на малых высотах.
Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо»
Многоцелевые тактические истребители. Типичными их представителями являются самолеты F-111 и «Торнадо» (рис. 2), которые, по свидетельству иностранной военной печати, способны вести боевые действия в основном с постоянных аэродромов. Они будут базироваться, как правило, на значительных удалениях от линии фронта и быстроту реагирования на запросы сухопутных войск смогут обеспечить только за счет организации дежурства в воздухе вблизи района боевых действий. Высокая всепогодность этих самолетов достигается благодаря наличию точных автономных навигационных и бомбардировочных систем, которые позволяют им наносить удары по объектам на поле боя днем и ночью в сложных метеорологических условиях.
Боевая нагрузка самолета F-111 составляет около 11 т, а «Торнадо» — до 7,5 т. Вооружение обоих включает пушки, обычные и управляемые бомбы, бомбовые кассеты, управляемые ракеты. По взглядам натовских экспертов, это позволит уничтожать большинство целей при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки.
Преодолевать систему ПВО противника многоцелевые тактические истребители будут за счет выполнения полета на предельно малых высотах (при использовании аппаратуры автоматического полета с огибанием рельефа земной поверхности), нанесения ударов по целям управляемыми ракетами без захода в зону поражения ЗРК и ЗА объекта, постановки активных и пассивных помех радиоэлектронным средствам. При этом они будут лететь в разомкнутых боевых порядках с таким расчетом, чтобы обеспечить взаимное прикрытие от атак истребителей противника.
Удары по подвижным целям экипажи этих самолетов готовятся наносить с пикирования и кабрирования с трех-четырех направлений.
Несмотря на то что многоцелевые тактические истребители предназначены главным образом для поражения объектов в глубине обороны противоборствующей стороны, на решение задач непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, по сообщениям западной прессы, в настоящее время планируется выделять до 50%, боевых вылетов.
Истребители воздушного боя и перехватчики для непосредственной авиационной поддержки командование ВВС стран НАТО считает целесообразным использовать лишь после того, как в районе боевых действий будет завоевано превосходство в воздухе. Наиболее современными машинами этого класса в объединенных ВВС блока в настоящее время являются созданные в США самолеты F-15 «Игл» и F-16 «Файтинг Фалкон».
Согласно сообщениям западной прессы, истребители F-15 первых модификаций потенциально могут наносить удары но наземным объектам. Однако отсутствие на них соответствующего прицельно-навигационного и бомбардировочного оборудования значительно ограничивает или даже совсем исключает (особенно в СМУ) их применение для решения подобных задач. Об этом недвусмысленно заявляют некоторые американские руководящие деятели. В частности, бывший министр обороны США Браун однажды заметил, что опубликованные в печати данные о высоких боевых возможностях истребителей F-15 при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки носят рекламный характер.
В целом, по оценке специалистов ВВС США, этот самолет может нести значительное количество оружия, но не приспособлен для действий по наземным целям на поле боя. С учетом такого положения на самолете F-15 производились определенные работы и совершенствовалось его бортовое оборудование. В последние годы американская фирма «Макдоннелл Дуглас» на базе двухместного учебно-боевого F-15B создала ударный самолет и с августа 1980 года проводит его испытания.
Истребители F-16 в ВВС стран НАТО предназначены главным образом для действий по наземным объектам, в том числе при решении задач непосредственной авиационной поддержки. Пилотажно-навигационное, бомбардировочное оборудование дает возможность этим самолетам точно выходить на цели и поражать их (неподвижные и некоторые подвижные) на поле боя днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Вооружение F-16 (шестиствольная 20-мм пушка, УР «Мейверик», НАР, управляемые бомбы с лазерной головкой самонаведения и обычные бомбы), по мнению западноевропейских специалистов, позволяет поражать большинство объектов на поле боя.
Военные эксперты НАТО, оценивая в целом самолеты F-15 и F-16, считают, что при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам они по своим возможностям близки к истребителям-бомбардировщикам. Необходимая быстрота реагирования, по их мнению, может быть достигнута в основном за счет организации дежурства в воздухе, так как они не могут базироваться на грунтовых передовых аэродромах. Противодействие средствам ПВО противника самолеты F-16 будут оказывать путем постановки помех и энергичным маневрированием. Они способны вести активные оборонительные и наступательные воздушные бои с истребителями противника.
Учебно-тренировочные самолеты командование ВВС стран НАТО планирует применять для ударов по наземным целям при непосредственной авиационной поддержке наряду с упомянутыми выше боевыми машинами. Такие самолеты, способные нести оружие, в западной прессе часто называют учебно-боевыми или, как и «Альфа Джет», легкими штурмовиками. К ним относятся английский самолет «Хок», итальянские МВ.326, МВ.339, G.91T, испанский С-101 и другие, которые могут нести оружие и быстро реагировать на запросы сухопутных войск за счет базирования на полевых аэродромах вблизи линии фронта и несения дежурства в зоне ожидания.
Оценивая возможности различных самолетов по нанесению ударов по целям на поле боя, военные специалисты НАТО исходят из того, что привлечение для непосредственной авиационной поддержки наряду со специализированными боевыми машинами многоцелевых истребителей, истребителей воздушного боя и учебно-боевых самолетов должно позволить объединенным ВВС блока осуществлять широкий маневр силами и средствами при решении многочисленных задач, стоящих перед тактической авиацией.
Полковник в отставке Г. Осипов, кандидат военных наук, доцент 1982 г.
*** |