Экспедиционная бригада морской пехоты в США
Морская пехота занимает особое место в вооруженных силах США. Она представляет собой мобильные, хорошо вооруженные войска, постоянно готовые к немедленной переброске по морю и воздуху в любой район земного шара для подавления национально-освободительного движения народов и защиты хищнических интересов американского империализма. Ее основное предназначение — участие в морских десантных операциях и ведение боевых действий на приморских направлениях как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно. В мирные дни морские пехотинцы, помимо выполнения жандармских функций, привлекаются для несения полицейской службы на кораблях и в береговых частях, а также охраны особо важных военных объектов.
Как отмечается в иностранной печати, в зависимости от масштабов, характера и интенсивности военных действий морскую пехоту предполагается использовать в составе следующих оперативных формирований: экспедиционных дивизий, экспедиционных бригад и экспедиционных батальонов. Подчеркивается также, что в связи с включением бригады в состав «сил быстрого развертывания» этому виду формирования уделяется все большее внимание. По своим боевым возможностям экспедиционная бригада способна самостоятельно или во взаимодействии с соединениями других видов вооруженных сил осуществлять высадку тактических и оперативно-тактических морских десантов (с целью оказания поддержки сухопутным войскам, наступающим на приморском направлении, захвата островов, военно-морских баз, прибрежных аэродромов, отдельных участков морского побережья), а также принимать участие в крупных морских десантных операциях в качестве штурмовых сил первого эшелона для захвата плацдарма высадки.
Бригада формируется на период боевых действий или на время учений и маневров. Ее состав не постоянен, он зависит от характера решаемых задач и группировки сил противостоящего противника. Как подчеркивается в зарубежной прессе, в бригаде насчитывается 10-16 тыс. человек. Она может включать один-два полка морской пехоты, авиационную группу, артиллерийский дивизион, бригадную группу тылового обслуживания и другие подразделения. Типовая организация данного формирования приведена на рисунке ниже (щелкните по рисунку, чтобы увеличить).
Полк морской пехоты (3500 человек) состоит из штабной роты и трех батальонов морской пехоты (по 1100). Последний является основным тактическим подразделением, в него входят следующие роты: штабная и обслуживания, морской пехоты (три) и оружия. Личный состав роты морской пехоты (200 человек) оснащен стрелковым оружием, а также 60-мм минометами и гранатометами. В роте оружия, предназначенной для огневой поддержки подразделений батальона и борьбы с танками, имеются 81-мм минометы и пусковые установки ПТУР «Дракон».
Авиационная группа призвана оказывать непосредственную авиационную поддержку подразделениям полка при бое за высадку морского десанта и ведении ими боевых действий на берегу, осуществлять противовоздушную оборону полка, выброску воздушного десанта, обеспечивать воздушную и радиационную разведку. Ее состав зависит от характера решаемых задач и степени ожидаемого противодействия сил противника. Авиационная группа может включать о дну-две штурмовые или истребительно-штурмовые эскадрильи, две-три эскадрильи транспортно-десантных вертолетов, три отряда вертолетов огневой поддержки и два — разведывательно-корректировочных вертолетов, подразделения ЗУР, обеспечения и обслуживания.
В штурмовую эскадрилью входят 20 самолетов А-4М «Скайхок», или А-6Е «Интрудер», или AV-8A «Харриер». Зарубежные военные специалисты считают наиболее перспективным самолетом-штурмовиком для оказания непосредственной авиационной поддержки силам десанта самолет с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой AV-8A «Харриер», которым в 80-е годы планируется заменить А-4М «Скайхок». «Харриер» способен действовать с авианесущих кораблей, имеющих ограниченную по длине взлетно-посадочную палубу. Он имеет пушечное вооружение, может брать две управляемые ракеты «Сайдвиндер» или бомбовую нагрузку до 2,5 т.
Истребительно-штурмовая эскадрилья насчитывает 15 самолетов F-4J «Фантом-2». Они способны решать задачи, свойственные штурмовикам (несут бомбовую нагрузку до 6 т) и истребителям.
Для усиления противовоздушной обороны бригады в авиационную группу обычно включается батарея ЗУР «Хок» или «Усовершенствованный Хок» (восемь пусковых установок), а также взвод ЗУР «Ред Ай» или «Стингер» (25 комплексов).
Эскадрильи транспортно-десантных вертолетов предназначаются для переброски на берег морских пехотинцев и боевой техники с десантных кораблей (вертолетоносцев, универсальных и кораблей-доков). В составе эскадрильи 24 вертолета CH-53D «Си Стэльен» или CH-46D «Си Найт», каждый может доставить соответственно 37 и 26 человек с полным снаряжением на расстояние 410 и 380 км. В настоящее время в авиацию морской пехоты поступает новый тяжелый транспортно-десантный вертолет СН-53Е «Супер Си Стэльен», способный перевозить 55 морских пехотинцев на расстояние до 1100 км.
Для оказания огневой поддержки в борьбе с бронированными целями в авиационную группу включаются отряды вертолетов огневой поддержки AH-1J «Си Кобра» (три, 18 машин). Вертолеты имеют стрелково-пушечное вооружение, ПТУР «Тоу» и неуправляемые ракеты. Кроме того, для проведения воздушной разведки и корректировки огня корабельной артиллерии и артиллерийского дивизиона имеются два отряда разведывательно-корректировочных вертолетов UH-1E «Ирокез» (12 машин).
Артиллерийский дивизион выделяется из состава артиллерийского полка дивизии морской пехоты с целью оказания огневой поддержки подразделениям десанта при ведении ими боевых действий на берегу. В него входят штабная батарея и четыре батареи 155-мм гаубиц на механической тяге (по шесть орудий). Гаубица в боевом положении весит около 7 т и может вести огонь осколочно-фугасным снарядом на дальность до 20 км, а активно-реактивным — до 30 км. В некоторых случаях дивизиону придается батарея 203,2-мм самоходных гаубиц (шесть орудий). Вес такой артиллерийской установки около 14 т. Она может стрелять снарядами как в обычном, так и в ядерном снаряжении на расстояние 16 км.
Бригадная группа тылового обслуживания призвана обеспечивать боевую деятельность экспедиционной бригады. Она состоит из частей и подразделений снабжения, ремонтных, инженерного обеспечения, медицинского обслуживания и других.
В целях увеличения ударной мощи и наступательных возможностей десантируемых подразделений, а также повышения эффективности их борьбы с танками противника полку могут быть приданы из состава танкового батальона дивизии одна-две роты танков и противотанковый взвод. Танковая рота насчитывает 17 танков М60А1, а на вооружении противотанкового взвода находятся 24 пусковые установки ПТУР «Тоу», смонтированные на автомобилях.
Переброску штурмовых групп с десантных кораблей на берег и форсирование водных преград при действиях войск на берегу обеспечивают роты (одна или две) плавающих бронетранспортеров. В роте имеется до 40 машин LVTP-7, каждая способна брать 25 человек и передвигаться по воде со скоростью 7 уз. Кроме того, полку морской пехоты могут придаваться разведывательная рота и взвод связи.
Экспедиционная бригада, как подчеркивается в западной печати, может длительное время находиться на кораблях ВМС в районах, наиболее близких к вероятным местам военных действий. Она является в настоящее время основным тактическим соединением, которое Пентагон намерен развертывать при возникновении кризисной ситуации в том или ином регионе. Планами создания жандармских «сил быстрого развертывания» предусматривается включение в них нескольких таких бригад. Первая была сформирована в 1981 году, а к 1985-му намечено завершить создание еще двух. Для повышения мобильности, боевой готовности и продолжительности боевых действий морской пехоты в составе «сил быстрого развертывания» предполагается в 1982 году увеличить численность группы судов — плавучих складов тяжелого оружия и боевой техники в Индийском океане до 13 единиц (вместо семи). До 1987 года предусматривается построить 14 судов — плавучих складов специального проекта, на которых должны размещаться тяжелое вооружение и запасы материально-технических средств для трех экспедиционных бригад. Их личный состав предполагается перебрасывать в район конфликта военно-транспортной авиацией.
Как подчеркивается в западной прессе, основной формой применения экспедиционной бригады является морская десантная операция. В этой связи командование ВМС США уделяет особое внимание вопросам десантной подготовки морских пехотинцев. Высадка десантов в составе бригады регулярно отрабатывается на многочисленных национальных учениях, а также маневрах ОВС НАТО в различных районах Европейского континента и на островах Карибского моря.
По опыту проведенных учений, для высадки бригады на побережье противника формируется десантное соединение, включающее десантные корабли и транспорты, корабли непосредственного охранения и сил прикрытия. Количество этих сил и средств, выделяемых для переброски морем и высадки экспедиционной бригады, может быть различно. Оно определяется составом десантируемых войск, способом погрузки и наличием на флоте боевых и десантных кораблей.
В иностранной печати отмечалось, что для проведения морской десантной операции с участием бригады могут привлекаться: штабной корабль (корабль управления высадкой полка), универсальный десантный корабль или десантный вертолетоносец, один-два десантно-вертолетных корабля-дока, один-два десантных транспорта-дока, один-два танкодесантных корабля, пять-шесть грузовых и войсковых транспортов. Погрузка личного постава и боевой техники на корабли и суда производится рассредоточении, в нескольких пунктах, удаленных друг от друга иногда на значительное расстояние, и занимает 1-2 сут. Сначала загружаются предметы снабжения, затем техника и оружие, и в последнюю очередь за сутки или в ночь перед выходом десанта в море осуществляется посадка морской пехоты. В ходе всей погрузки максимально соблюдается принцип тактической целостности частей и подразделений, то есть на отдельные корабли и суда грузятся целые подразделения с техникой и оружием с тем, чтобы они могли быстро высадиться на берег и сразу же вступить в бой.
Личный состав штурмовых рот и плавающие бронетранспортеры, с помощью которых производится высадка, грузятся на танкодесантные корабли. Артиллерия и танки вместе с их расчетами загружаются на танкодесантные и десантные катера. Последние в свою очередь размещаются в доковых камерах десантно-вертолетных кораблей-доков и десантных транспортов-доков. Часть танков и артиллерии грузится также и на танкодесантные корабли. Личный состав вертолетного десанта с личным оружием располагается на десантных вертолетоносцах. Остальные подразделения бригады грузятся на войсковые транспорты, предметы снабжения — на грузовые.
Переход морем осуществляется одним десантным отрядом, его прикрытие обеспечивают, как правило, авианосная многоцелевая группа или корабельное соединение, способное вести борьбу с авиацией, подводными лодками и надводными кораблями.
Необходимым условием успешной высадки морского десанта считается завоевание господства на море и превосходства в воздухе в районе высадки. Поэтому за 10-15 сут. до десантирования начинается предварительная подготовка района высадки. Она включает разведку района высадки и системы противодесантной обороны, нанесение авиационных ударов по кораблям в море и пунктах базирования, аэродромам в районе высадки или вблизи него, командным пунктам, узлам связи, зенитным ракетным частям, береговым ракетным и артиллерийским позициям, радиолокационным постам, по войскам, обороняющим побережье, а также уничтожение инженерных заграждений в воде и на берегу. В зависимости от характера противодесантной обороны побережья и численности группировок кораблей и авиации противника в районе высадки сроки предварительной подготовки могут быть сокращены. Она может и не проводиться (кроме разведки), если высадка осуществляется скрытно.
Считается, что изоляция района высадки и максимальное подавление сил и средств противника, обороняющего морское побережье, обеспечат успешное десантирование морской пехоты. Эту задачу можно решить силами тактической авиации, а за пределами ее досягаемости — самолетами авианосной авиации.
С прибытием десантного отряда в район высадки (обычно в ночь накануне дня начала операции) десантные корабли и транспорты занимают внешние районы стоянок и маневрирования на удалении до 10 миль от побережья (рисунок ниже) за пределами эффективного огня артиллерийских орудий калибра до 155 мм. Универсальные десантные корабли и десантные вертолетоносцы располагаются мористее. Районы стоянок прикрываются с воздуха самолетами авианосной авиации, а с морских направлений — кораблями, входящими в непосредственное охранение десантных отрядов. В районах стоянок десантные корабли и транспорты становятся на якорь или ложатся в дрейф в 8-10 каб (1500-1850 м) друг от друга.
Организация высадки морского десанта в составе экспедиционной бригады (вариант)
С наступлением светлого времени суток начинается окончательная авиационная и артиллерийская подготовка района высадки: наносятся удары авиацией и корабельной артиллерией, а затем и вертолетами огневой поддержки по оборонительным сооружениям, огневым точкам, скоплению войск и техники. Одновременно десантные корабли переходят из внешних районов стоянок и маневрирования во внутренние, которые в зависимости от степени подавления огневых средств противника на берегу располагаются в нескольких милях от побережья за пределами дальности артиллерийского огня прямой наводкой. В этих районах за 2 ч до начала высадки спускаются с десантных кораблей и транспортов десантные катера, на них производится посадка личного состава штурмовых подразделений десанта.
Приняв морских пехотинцев на борт, катера следуют в районы сбора и формирования волн, находящиеся в нескольких кабельтовых от внутренних районов стоянок. Сюда же прибывают плавающие бронетранспортеры и танкодесаптные катера с танками на борту. Из бронетранспортеров и катеров формируются плановые волны и волны «по вызову», согласно графику высадки они начинают движение к исходной линии, удаленной от береговой черты на 8-20 каб (1500-4000 м). На переходе к ней десантно-высадочные средства выстраиваются в строй фронта на расстоянии 50-100 м друг от друга. Движение от исходной линии начинается с таким расчетом, чтобы первая волна на всех участках высадки прибыла к берегу одновременно. В первых двух плановых волнах, включающих по восемь-десять плавающих бронетранспортеров, следуют штурмовые роты с легким вооружением, а в третьей и последующих, состоящих из десантных и танкодесантных катеров, а также плавающих БТР, — главные силы батальонной десантной группы.
Временной интервал между первой и второй волнами составляет 2-3 мин, между последующими — 10-15 мин и больше. Высадка штурмовых рот поддерживается вертолетами огневой поддержки, палубными самолетами, авиацией морской пехоты, корабельной артиллерией. С подходом первых волн к исходной линии огонь кораблей, авиационные удары и удары вертолетов переносятся в глубину и на фланги обороняющихся войск противника. Высаженные на берег морские пехотинцы немедленно вступают в бой, с ходу захватывают господствующие высоты и рубежи, оттесняют противника от береговой черты, обеспечивая тем самым высадку последующих волн десанта с артиллерией, танками и другими подразделениями, которые, поддерживая высадившиеся роты, расширяют захваченный плацдарм. Вслед за плановыми высаживаются волны «по вызову», включающие оставшуюся часть танков и артиллерии, средства ПВО и другие подразделения бригады.
В зарубежной печати сообщалось, что полк морской пехоты обычно высаживается батальонными десантными группами на фронте до 10 км. Батальонные группы десантируются 10-15 плановыми волнами и волнами «по вызову» на участке побережья шириной 2-2,5 км. Расстояние между участками высадки 4-5 км.
Судя по опыту проведенных учений, высадка первого эшелона главных сил экспедиционной бригады морской пехоты численностью 6-8,5 тыс. человек занимала 8-10 ч, второго — до 30 ч.
Для оказания поддержки штурмовым подразделениям одновременно или через 15-20 мин после их выхода на берег предусматривается высадка воздушного десанта (как правило, в составе до батальона) в тыл обороняющегося противника на удалении 10-15 км от побережья.
В зарубежной печати приводится следующий порядок действий вертолетного десанта. Транспортно-десантные вертолеты, приняв с универсального корабля, десантного вертолетоносца и десантно-вертолетных кораблей-доков морскую пехоту, поднимаются в воздух и направляются в район сбора звеньев, а затем следуют в район формирования волн. Здесь звенья вертолетов различных кораблей сводятся в волны и начинают движение в районы высадки. В первую волну включается максимальное количество вертолетов (обычно 13-15), которое может быть поднято одновременно с десантных кораблей, в последующие — девять и более. Временной интервал между волнами 6-8 мин. Двумя первыми волнами перебрасывается штурмовая рота. Она захватывает плацдарм, организует оборону и обеспечивает высадку последующих волн, которыми осуществляется переброска остальных подразделений и боевой техники батальонной десантной группы. Полет вертолетов в район высадки и обратно производится по одному маршруту эшелонированно по высоте через контрольные точки. Высадив личный состав, они забирают раненых и возвращаются на корабли для переброски очередных партий. Время высадки (6-8 ч) основных подразделений батальонной десантной группы зависит от количества привлекаемых в десант вертолетов. Вертолетный десант ведет боевые действия для соединения с морским десантом и совместного решения поставленной задачи.
По мнению американских военных специалистов, вертолеты по сравнению с десантными катерами и плавающими бронетранспортерами являются наиболее эффективным средством высадки десанта на берег с кораблей, находящихся за пределами прямой видимости от побережья. Последние имеют недостаточную скорость хода и способны доставлять морских пехотинцев с кораблей, расположенных лишь на небольшом удалении от берега. Однако считается, что с поступлением на вооружение нового десантного катера на воздушной подушке (испытывается в настоящее время в США) и нового бронетранспортера на воздушной подушке, который в конце 80-х годов может прийти на смену бронетранспортеру LVTP-7, станет возможным осуществлять быструю высадку десанта с. кораблей, находящихся уже на значительном удалении от побережья. Это, как отмечается в западной прессе, позволит уменьшить уязвимость десантных кораблей и сократить время нахождения десантно-высадочных средств под огнем противника.
Широкий круг задач, решаемых экспедиционной бригадой, направленность боевой подготовки, организационная структура и перспективы дальнейшего повышения боевых возможностей свидетельствуют о том, что в случае возникновения вооруженных конфликтов, особенно в отдаленных от США регионах, эти формирования явятся передовыми ударными отрядами интервенционистских «сил быстрого развертывания», орудием вмешательства в дела других стран.
Контр-адмирал А. РУМЯНЦЕВ "Зарубежное военное обозрение" №9 1982 год |