October 03 2023 09:20:59
Навигация
Последние статьи
· ММТ-3-01 манометр дл...
· Ulker ONEO Освежающа...
· Михаил Ромм - "Мир с...
· Пустыня Негев в агре...
· Cenmax AS120A обзор ...
· Высокоточное оружие ...
· Русская горчица - Ст...
· Столичная горчица с ...
· Чай АССАМ из Казахст...
· 1982 - ЦРУ против СС...
· Банда Виктора Можаев...
· Происки США в зоне Т...
· Советский инструмент...
· Союз - леска рыболов...
· Classic Vogue неведо...
Иерархия статей
Статьи » Криминалистика » Взаимодействие следователей и оперативников
Взаимодействие следователей и оперативников

Основы взаимодействия следователя и оперативно-розыскных органов

 

Понятия, правовые основания и субъекты взаимодействия

 

Раскрытие преступлений, своевременное и качественное их расследование невозможно без умелого проведения следователем розыскных мероприятий. Розыск, организуемый и проводимый следователем по находящемуся в его производстве уголовному делу, именуется следственным розыском.

 

Эффективность розыскной работы следователя в значительной мере зависит от своевременной организации и умелого поддержания взаимодействия с другими правоохранительными органами (органами дознания), позволяющего эффективно использовать возможности этих органов для решения розыскных или иных задач предварительного следствия.

 

Взаимодействие следователя с различными правоохранительными органами при расследовании преступлений — это согласованная и совместная их деятельность, направленная на установление истины по уголовному делу.

 

Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений.

 

Следователь в данном взаимодействии выполняет главенствующую и руководящую роль, несет персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом, а вся деятельность иных участников взаимодействия направлена на решение задач, поставленных перед ними следователем.

 

Взаимодействие строится с соблюдением следующих принципов:

 

а) законность, т.е. взаимодействие должно осуществляться в соответствии с законом;

б) подследственность, разграничение компетенции субъектов взаимодействия;

в) руководящая и организующая роль следователя;

г) самостоятельность субъекта взаимодействия в выборе средств и методов своей работы;

д) плановость и динамичность взаимодействия.

 

Правовой ocnoeoii организации взаимодействия является:

 

1. Уголовно-процессуальное законодательство РФ, согласно которому следователь по расследуемому делу вправе давать органам дознания обязательные для них поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативнорозыскной деятельности».

3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции».

4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РФ».

5. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г.

6. Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке».

7. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ».

8. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» и др. законы.

9. Иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (например, Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»),

10. Ведомственные инструкции и наставления, регламентирующие условия, формы и порядок взаимодействия.

 

Например:

 

• Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений (утверждена приказом МВД России от 20 июня 1996 г. № 334);

 

• Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утверждена совместным приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56, согласована с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрирована в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г.);

 

• Инструкция органам дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (утверждена заместителем Генерального прокурора РФ — главным военным прокурором 5 июня 2002 г.).

 

Субъектами (участниками) совместной со следователем деятельности могут быть следующие органы дознания (ст. 40 УПК РФ, ст. 13 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»):

 

1. Органы внутренних дел РФ.

2. Органы Федеральной службы безопасности.

3. Федеральные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

4. Федеральные органы государственной охраны.

5. Органы пограничной службы РФ.

6. Таможенные органы РФ.

7. Служба внешней разведки РФ.

8. Министерство юстиции РФ.

9. Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

10. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

11. Органы Государственной противопожарной службы.

 

Наиболее часто к взаимодействию со следователем привлекаются сотрудники уголовного розыска, криминалистических подразделений органов внутренних дел, службы по борьбе с организованной преступностью и с преступлениями в области экономики, ГИБДД, различных ведомственных и административных инспекций и др.

 

Взаимодействие может быть:

 

а) кратковременно-эпизодическим (носит временный характер), при котором следователь направляет соответствующему органу дознания поручение о производстве отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий;

 

б) длительно-непрерывным (носит постоянный характер), которое осуществляется при расследовании особо опасных, трудно раскрываемых преступлений, когда по делу требуется решать комплекс взаимосвязанных задач с использованием возможностей органов дознания.

 

Формы взаимодействия

 

В зависимости от правовой регламентации различают процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия.

 

К процессуальным формам относятся:

 

1. Выполнение розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий органами дознания по поручению следователя.

При необходимости выполнения розыскных действий или оперативно-розыскных мероприятий следователь направляет соответствующему органу дознания поручение о производстве данных мероприятий (приложение № 14 к УПК РФ). Обязанность органа дознания выполнять поручения следователя предусмотрена и. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ.

В розыскном поручении сообщаются сведения о преступнике и излагаются фактические данные, которые, по мнению следователя, необходимо знать исполнителю задания, указывается причина обращения к органу дознания и излагается само задание.

В данном поручении следователь лишь ставит задачи перед органом дознания, которые следует решить, но не определяет пути и средства их решения. Исполнитель в пределах своей компетенции с учетом конкретных условий и своих возможностей сам определяет характер оперативно-розыскных мероприятий, силы и технические средства, необходимые для решения поставленных задач, и несет полную ответственность за проводимые им мероприятия.

При необходимости к поручению прилагаются копии соответствующих документов, постановлений, решений суда.

В соответствии со ст. 152 УПК РФ поручение должно быть исполнено не позднее 10 суток с момента его поступления в орган дознания. Результаты розыскных мероприятий излагаются в актах, рапортах, справках, письмах, которые орган дознания направляет следователю.

 

2. Выполнение розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий органами дознания по постановлению следователя.

В соответствии со ст. 209—210 УПК РФ в случаях, предусмотренных и. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, следователь принимает меры по розыску лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по делу, находящемуся у него в производстве.

Для организации данного розыска следователь выносит постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен во время предварительного следствия, о чем следователь выносит отдельное постановление о розыске, либо одновременно с приостановлением производства по уголовному делу, о чем указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия (приложение № 73 к УПК РФ).

Для объявления розыска скрывшегося обвиняемого помимо указанного выше постановления следователь должен направить в орган дознания следующие документы:

 

а) постановление о привлечении разыскиваемого в качестве обвиняемого;

б) справку о личности разыскиваемого;

в) постановление об избрании меры пресечения или постановление об его приводе.

 

Производство розыска поручается конкретному органу внутренних дел, который выполняет необходимые розыскные действия и оперативно-розыскные мероприятия и периодически сообщает о результатах розыска следователю.

 

3. Выполнение следственных действий органами дознания по поручению следователя.

Следователь вправе также поручать органам дознания проведение отдельных следственных действий: допроса, обыска, личного обыска задержанного преступника, получение образцов для сравнительного исследования, освидетельствование, дактилоскопирование задержанного и т.п. (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

 

Такие поручения следователь может давать:

 

• при большом объеме работы по уголовному делу, находящемуся в его производстве;

• при значительном удалении от места производства предварительного расследования района, где необходимо произвести следственные действия;

• при необходимости одновременно или в кратчайший срок провести серию обысков, допросов или комплекс следственных действий.

 

В поручении дается перечень следственных действий с указанием вопросов, которые следует выяснить. При необходимости здесь же могут быть изложены рекомендации о целесообразности применения тех или иных тактических приемов.

Следователь не должен поручать органу дознания следственных действий, которые в силу сложности их производства и доказательственной важности результатов требуют особо квалифицированного исполнения. К таким действиям относятся, например, следственный эксперимент, назначение экспертизы, предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения обвиняемому, признание лица потерпевшим, составление обвинительного заключения или постановления о прекращении дела, ознакомление обвиняемого с материалами дела. Производство таких действий следователь обязан выполнять сам.

 

4. Оказание органом дознания содействия следователю при производстве им следственных действий.

Органы дознания могут оказывать содействие следователю, когда он привлекает их к участию в следственном действии (ч. 7 ст. 164 УПК РФ). Потребность в привлечении указанных лиц к участию в том или ином следственном действии возникает:

 

• когда следователь один не может эффективно осуществить данное действие;

• когда при подготовке и в ходе следственного действия необходимы вспомогательные мероприятия, производство которых является функциональной обязанностью органа дознания.

 

Сотрудникам органа дознания, приглашенным следователем для участия в следственном действии, может быть поручено:

 

а) при осмотре места происшествия — обследование отдельных участков местности, помещений и объектов, опрос очевидцев;

б) при обыске — поиск разыскиваемых объектов самостоятельно или совместно со следователем;

в) при производстве следственного эксперимента, опознания — руководство определенной группой участников следственного действия.

 

Кроме того, следователь может возложить на них организацию и реализацию мер процессуального принуждения, а также мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений порядка на месте проведения следственного действия:

 

а) участие в операции по задержанию вооруженного преступника, его преследованию;

б) привод лица, уклоняющегося от явки к следователю;

в) охрана места происшествия или места производства обыска;

г) пресечение возможного сопротивления обыскиваемого и наблюдение в ходе обыска за его поведением и поведением членов его семьи;

д) охрана участвующего в следственном действии обвиняемого, содержащегося под стражей;

е) предупреждение нежелательных действий агрессивно настроенного обвиняемого при предъявлении его для опознания или на очной ставке с ним.

 

Создание следственной группы, к работе которой привлекаются оперативные работники органов дознания (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).

 

Создание следственной группы является наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Она состоит из следователей и оперативных работников органов дознания.

 

Следственная группа создается постановлением прокурора или начальником следственного отдела. В постановлении указывается состав следственной группы, ее руководитель, цель создания, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности.

 

Существуют различные виды следственных групп:

 

а) дежурные следственные группы для осмотра места происшествия и для работы «по горячим следам». Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и сменяются по установленному графику. Обязанность такой группы — провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия;

б) группы по раскрытию определенных видов преступлений (краж, разбоев, убийств и др.). Такая группа носит постоянный характер и специализируется на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;

в) группы по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными группировками. В состав данной группы могут входить оперативные работники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

г) группы по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав группы носит переменный характер, по ходу расследования в него могут включаться оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, следователи;

д) группы по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступлениях определенного вида (например, «серийных» преступлениях).

 

Непроцессуальных форм взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами достаточно много. Самые типичные из них:

 

1. Консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в оказании помощи следователю при подготовке им следственных действий, при составлении процессуальных документов, при оценке результатов проведенного следственного действия.

 

2. Совместная информационно-аналитическая работа, совместное выдвижение следственных и оперативно-розыскных версий.

 

3. Совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

 

4. Взаимный обмен информацией о результатах следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и др.

 

Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное — способствовать быстрому и успешному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

 

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Системные требования с...
Президент Турции Редже...
Что-то ни черта не нак...
Конструктора может и е...
На территории Турции р...
Статьи
Че там непонятного - в...
Для кондиционеров есть...
Как они действуют - во...
У Лёни Каневского об э...
Есть такой - хорошо ра...
Фотогалерея
Это у нас или где? Суд...
Когда прочитал в Техни...
В Казахстане спирт про...
Да ладно - эти дороги ...
Тоже уважаемая награда...
Отдельные страницы
Чем можно отполировать...
Принято в литературе г...
Сейчас кричат - дрожжи...
Вот где только эти абр...
Хорошая группа - недав...
Счетчики

Яндекс.Метрика
12,760,129 уникальных посетителей