November 23 2024 09:30:14
Навигация
Последние статьи
· Их называют реконстр...
· Первые три года реша...
· Праздник без праздности
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
Регистрация преступных структур

Часть 1 - Часть 2

 

Вместе с тем все возрастающие и усложняющиеся задачи борьбы с преступностью, с одной стороны, и новые научно-технические достижения, осваиваемые криминалистами, с другой - объективно обусловливали практическую потребность м реальную возможность существенно расширить круг регистрируемых объектов, более детально изучать и фиксировать их общие и частные признаки, прослеживать систему взаимосвязей этих признаков. В настоящее время в рамках криминалистической регистрации насчитывается около трех десятков различных учетов, которые в зависимости от особенностей учитываемых объектов и характеризующих их признаков группируются по трем основным направлениям:

 

- оперативно-справочные учеты;

- криминалистические учеты;

- справочно-вспомогательные учеты.

 

В основу указанной дифференциации учетов положены целевое назначение и особенности учитываемых объектов, способы выявления и фиксации признаков, характеризующих объекты учета, особенности организации учетов.

 

Мы не рассматриваем здесь оперативно-розыскные учеты, поскольку они имеют свою специфику и подробно изучаются в курсе "ОРД ОВД". Однако некоторые объекты оперативно-розыскных учетов могут быть одновременно отнесены к криминалистическим, поскольку наряду со специальной целью - обеспечить задачи розыска различных категорий предметов и лиц - они в неменьшей степени служат целям раскрытия и расследования преступлений. Речь идет о таких объектах как лица, скрывающиеся от следствия и суда; лица, пропавшие без вести; неопознанные трупы, неизвестные больные и дети; похищенные, найденные , изъятые номерные вещи и т.д. Часть этих объектов мы относим к оперативно-справочным учетам, часть - к криминалистическим в соответствии с указанными выше критериями дифференциации.

 

В зависимости от уровня централизации учетов они подразделяются на местные (горрайорганов внутренних дел), региональные (ИЦ МВД республик, УВД, УВДТ) и центральные (ЭКЦ и ГИЦ МВД РФ). Многие из них дублируются на разных уровнях.

 

Централизованные учеты созданы исходя из практических потребностей правоохранительных органов для получения при обращении к этим учетам такого рода информации, которая помогала бы в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу, объединяются в ГИЦ МВД России (ГИЦ) как федеральные. По специальным соглашениям информация федеральных учетов может предоставляться международным полицейским организациям. Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, розыскная и криминалистически значимая информация в целом именуется в настоящем

 

Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально все виды этих учетов разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические.

 

Оперативно-справочные учеты отличаются большими объемами массивов при относительно кратком (справочном) описании объектов учета. Основное их назначение - проверка наличия установочных сведений об объекте и его местонахождении на момент запроса. Розыскные учеты .содержат гораздо больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной, функцию сравнения не только установочных данных, но и сходных внешних описаний.

 

Криминалистические учеты .предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются.

 

Особое внимание уделяется углубленному и объективному криминалистическому описанию объектов централизованных розыскных и криминалистических учетов: лиц, неоднократно совершивших уголовнонаказуемые деяния; нераскрытых и раскрытых преступлений, совершенных квалифицированным способом; ценных объектов преступных посягательств. Первостепенная роль отводится криминалистическому описанию способа совершения преступлений (по основным этапам совершения), преступных навыков и примет внешности подучетных лиц.

 

Наряду с централизованными оперативно-справочными, розыскными и криминалистическими учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые образуются и хранятся в ЭКП МВД, ГУВД, УВД (региональные) и ЭКЦ МВД России (федеральные). Коллекции и картотеки ЭКП и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

 

Формирование централизованных учетов по объектовому признаку разделяет их также на три группы: учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.

 

В соответствии с данной классификацией в органах внутренних дел ведутся следующие виды централизованных учетов:

 

Оперативно-справочные

 

а) учеты лиц:

 

- пофамильный учет осужденных;
- дактилоскопический учет осужденных;
- учет иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ), совершивших преступления и правонарушения;

 

б) учеты преступлений и правонарушений:

 

- преступления с участием иностранцев;
- административные правонарушения иностранцев;
- дорожно-транспортные происшествия с участием иностранцев.

 

Розыскные

 

а) учет лиц:

 

- объявленных в федеральный и местный розыск;

 

б) учеты похищенных и изъятых предметов:

 

- утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия;

- похищенного и бесхозного автотранспорта;

- предметов культурных ценностей (антиквариата);

- номерных вещей и документов общегосударственного обращения.

 

Криминалистические

 

а) учеты лиц (антропо-физиологические, социально-психологические и криминальные портреты):

 

- особо опасных преступников;

- без вести пропавших, неизвестных больных и детей;

- неопознанных трупов граждан;

 

б) учет преступлений (обстоятельства и способы совершения) с "окраской":

 

- межрегиональная направленность;
- международная направленность;
- профессионализм и организованность исполнения;
- особая жестокость;
- серийность;
- в отношении детей;
- в отношении государственных деятелей, депутатов;
- в отношении сотрудников правоохранительных органов.

 

Перечисленные виды централизованных учетов составляют основу информационного обеспечения органов внутренних дел. Их ведение и использование осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.

 

ГИЦ совместно с заинтересованными службами и ИЦ МВД, ГУВД, УВД совершенствует структуру и содержание учетов, отрабатывает методику и тактику их применения в предотвращении, раскрытии и расследовании преступлений.

 

В дополнение к указанным учетам МВД, ГУВД, УВД могут создавать свои, не противоречащие действующему законодательству, специальные учеты - в зависимости от территориальных (межрегиональных) криминогенных особенностей. Специальные учеты регулируются изданием нормативных актов МВД, ГУВД, УВД.

 

Результативность централизованных учетов органов внутренних дел Российской Федерации в значительной степени определяется полнотой и достоверностью информации первичных учетных документов(идентификационных карт и т.п.), своевременностью их подготовки и направления в ГИЦ и ИЦ МВД, ГУВД, УВД. В связи с этим необходимо контролировать полноту заполнения реквизитов, правильность оформления и читаемость изложенных в них сведений.

 

Криминалистические учеты непосредственно не предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Однако общей правовой основой криминалистической регистрации является УПК РСФСР (ст.ст. 24, 118, 122, 186 и закон РСФСР "О милиции". Процедура сбора учетных материалов детально регламентируется подзаконными актами - приказами и инструкциями МВД России. Эти акты предписывают назначение каждого вида учета, круг объектов, подлежащих учету, порядок ведения учета, правила сбора, хранения и использования сведений об объектах регистрации.

 

Юридическими основаниями для регистрации отдельных лиц являются:

 

- постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

- приговор или определение суда;

- постановление об объявлении лица во всесоюзный розыск;

- протокол задержания подозреваемого.

 

Для регистрации иных объектов, имеющих причинно-следственную связь с событием преступления юридическим основанием служат протоколы следственных действий. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время криминалистические учеты являются мощным средством борьбы с преступными проявлениями и, особенно, с проявлением деятельности преступных структур. Они позволяют:

 

- накопить данные, которые могут быть использованы в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;

- обеспечить условия идентификации объектов с помощью учетных данных;

- содействовать розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах;

- предоставить в распоряжение правоохранительных органов справочную и ориентирующую информацию.

 

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,135,240 уникальных посетителей