February 22 2025 17:10:13
Навигация
Последние статьи
· Педро Алонсо Лопес ж...
· Похищение и убийство...
· «Макс Фактор» для из...
· Салемские ведьмы - м...
· ВМС Французской респ...
Иерархия статей
Статьи » Музыка, театр, кино » 1000 и одна ночь в Кордове
1000 и одна ночь в Кордове

Фламенко и Пако Пенья

“В Кордове, в царских садах увидал я зеленую Пальму-изгнанницу, с родиной пальм разлученную”.
Абд Ар-Рахман (755-788)

“Кордова. Далека и одинока...” Помните? Так запечатлел этот прекрасный древний город Федерико Гарсиа Лорка.

Летом 1990 года удаленность и одиночество Кордовы вновь были нарушены рокотом гитар в руках музыкантов, прибывших сюда из тридцати восьми стран мира на очередной IX Международный фестиваль. Эти дни инструмент звучал повсюду: от предгорий Сьерра Морены до берегов Гвадалквивира: в лучших концертных залах города, на площадях, в живописных “патио” — внутренних двориках и даже в Алькасор Де Лос Рейес Кристианос — Дворце христианских королей ХІV-ХV веков.

Пако Пенья гитарист фламенко из Испании

Немного истории. Впервые фестиваль в Кордове был проведен в 1980 году. Его инициатором, организатором и бессменным художественным руководителем стал Пако Пенья, известный испанский гитарист, один из лучших представителей современного исполнительства фламенко. Огромную поддержку на протяжении всех десяти лет ему оказывает жена Карина, верный друг и коллега. Первоначально в Кордове должны были выступать лишь гитаристы фламенко, но вскоре, благодаря инициативе крупнейшего музыканта современности Джона Вильямса, в ареал фестиваля включилась классическая гитара, а в последние годы — джаз и рок, чему способствовали выступления Джо Пасса, Джона Мак-Лафлина, Би Би Кинга. И вот теперь в Кордову съезжаются лучшие представители разных жанров современного гитарного исполнительства, что делает фестиваль одним из самых интересных среди существующих, надо сказать, весьма многочисленных, гитарных фестивалей, которые проводятся во многих странах мира. Но все же подлинной хозяйкой здесь остается sonanta — гитара фламенко! И это естественно: в Кордове бережно сохраняются богатейшие традиции национального испанского искусства. Познакомиться с ним вы можете повсюду: в Гран Театро, маленьких тавернах и фешенебельных ресторанах, в многочисленных кафе и старинных патио мавританских кварталов... Поистине неиссякаема сила народного духа, любовно взрастившего культуру, которая не нуждается в допингах современных средств “шоу-масс-спрос-сбыт-потреба”!

В Андалусии говорят: “Река Guitarra вытекает из двух источников: cante и baile (пение и танец фламенко). Закономерно поэтому, что героями первых двух концертных программ фестиваля стали лучшие кантаоры и байлаоры. Габриэль Эстреллас, Марио Майя со своими куадрос (группами, включающими певцов, танцоров и гитаристов) продемонстрировали две основные школы фламенко — кордовскую и гранадскую. Марио Майя известен советским кинозрителям по фильмам Карлоса Сауры. На сей раз его группа (партия гитары — Пако Харена) представила на фестивале свою новую композицию "Атарго", в основе которой — образы Федерико Гарсиа Лорки.

Об игре маэстро Пако Пенья невозможно сказать прозой, здесь нужна поэзия! Этому чрезвычайно обаятельному, скромному до застенчивости человеку подвластно все! Порой кажется, что его хрупкие пальцы высекают из струн сонанты искрометное пламя. Сами же струны словно уподобляются поводьям в руках умелого всадника, на малейшее прикосновение к которым чутко реагирует нервный конь, скачущий по дороге несбыточных грез и детских воспоминаний...

“Фрагменты одного сна” — так называется совместная программа двух “королей” гитары — Пако Пенья и Джона Вильямса. Интереснейшая концепция, безукоризненная техника, оригинальный гармонический язык — таковы характерные особенности прозвучавшей музыки (программа включала в себя произведения авторов различных времен — от эпохи возрождения до наших дней.)

...Трудно назвать имена всех участников фестиваля, не говоря уж об анализе выступлений и исполнявшихся произведениях. Назову самые известные имена: Лео Брауэр (Куба), Костас Коциолис (Греция), Ичиро Судзуки (Япония), Бенджамин Вердери (США), Рикардо Мендевиль (Испания).

Кроме концертов, в программу фестиваля вошли и другие формы живого творческого общения — встречи, конференции, курсы повышения мастерства, стажировки и т. д.

Курсы гитары фламенко вели Пако Пенья (курс “А”) и Рикардо Мендевиль (курс “В”), классической гитары — Джон Вильямс и Бенджамин Вердери (курс “С”), интерпретации и принципов композиции применительно к гитаре — Лео Брауэр. А еще состоялись конференция по истории гитары, практический курс по конструированию, изготовлению инструментов, выставки, посвященные гитаре... Запомнились и дружеские встречи, беседы. Это ведь не менее эффективные пути обмена опытом, информацией, столь недостающие нам, советским гитаристам.

Есть и еще один аспект фестиваля в Кордове, о котором нельзя умолчать. Напомню: первоначально здесь должны были выступать представители современного исполнительства фламенко. И хотя постепенно, как я уже говорил, в его орбиту влились другие жанры, в Кордове по-прежнему чтут верность традициям фламенко, сохраняют внимание к его природе. Основой ее, как известно, является синкретизм: неразрывность пения, танца и музыки во фламенко, так же, как и во всех восточных культурах, весьма существенна. Поэтому в кордовском фестивале принимают участие не только гитаристы, но и танцовщики, певцы.

Помимо вышеупомянутых групп Г. Эстрелла и М. Майя, нельзя не вспомнить бархатный, хрипловатый голос Чано Лобато, ассистировавшего в классе аккомпанемента канте фламенко; нельзя не вспомнить скульптурную пластику, яркую экспрессию Рауля, которого в Испании уже называют Великим Раулем... Помимо концертных выступлений он вел в рамках фестиваля курс мужского танца фламенко, а курс женского танца вели прекрасные танцовщицы Анхела Гранадос и Сусанна Мадрид. Кстати, танец фламенко, наряду с гитарным искусством, уже получил достаточно большое распространение во многих странах мира, и это особенно ощущалось на фестивале. На стажировку сюда прибыли танцовщицы и танцовщики из Англии, Голландии, Германии, Японии, Чехословакии и других стран, в которых уже существуют профессиональные труппы.

Нам, конечно, сейчас не до танца фламенко, хотя некоторые предпосылки к его возникновению все же имеются. И это естественно: было бы странно, если б наша страна осталась в стороне от столь интересного явления. Более интенсивно в нашу музыкальную практику внедряется гитара фламенко — как в профессиональной среде, так и в широких кругах любителей. И совсем уж уверенно мы можем говорить о формировании нашей отечественной школы классической гитары. Исполнительские традиции, начало которым было положено А. М. Ивановым-Крамским, успешно развиваются А. Фраучи, В. Петренко и другими гитаристами нового поколения. Достаточно обширна я литература, созданная советскими композиторами и гитаристами, дает основание констатировать факт существования советской гитарной школы. Он подтверждается тем интересом, который проявляется за рубежом, в том числе и в Испании, к советским исполнителям и композиторам. Тем более трудно объяснить наше упрямое затворничество! Ведь без связей с общемировым процессом развития жанра все проблемы нашей школы усложняются неимоверно. Правда, в последнее время советские гитаристы получили возможность бывать на гитарных фестивалях в Польше, Венгрии. Но здесь, в Кордове, автор этих строк оказался первым и пока единственным за всю историю существования фестиваля советским музыкантом. Получая на протяжении десяти лет приглашения, я только в минувшем году смог принять в нем участие. И, пробыв в Кордове двенадцать дней, подумал, помню: скольких же лет изнурительных поисков, проб и ошибок можно было бы избежать, если бы удалось побывать на первом! И еще: хорошо бы нашим молодым гитаристам (да почаще!) бывать за рубежом, в частности в Испании. Глядишь — и гитарная школа наша достигнет столь же высокого уровня, как и все прочие исполнительские школы в СССР.

Впрочем, даже в зрелом возрасте можно многому научиться в Кордове: встречи с такими музыкантами, как Д. Вильямс (он был у нас на гастролях более четверти века назад), Пако Пенья (в СССР его знают лишь по магнитофонным записям) — уже хорошая школа. Да и у самой Кордовы многому можно научиться! Бродя по извилистым узким улочкам старых кварталов, над которыми словно витают образы Гонгоры, Лорки, Альбениса, древних мавританских преданий, через решетки балкона ненароком можно увидеть нетерпеливо пристукивающий каблучок и услышать гортанный напев фанданго. Музыка, архитектура, поэзия в Кордове и сегодня сплетены воедино. Возвышенное и земное здесь сливаются в удивительной гармонии. И всматриваясь в облик города, вспоминаешь бессмертную Шехеразаду. В ее повествованиях вымысел прихотливо переплетается с правдой, порождая все новые и новые сюжеты — причудливые, непостижимые... Но и они, как ни грустно, в конце концов иссякают. Звучит последний аккорд гитары. Вот и завершен фестиваль в Кордове. И мне вдруг думается, что он длился вовсе не двенадцать дней: как в сказках Шехеразады, все мы, кому посчастливилось оказаться здесь, словно и впрямь пережили тысячу и одну ночь!

Анатолий Шевченко
1991 г.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Крейсера ВМС США В ...
Алмазными пастами прит...
Он часто возвращался к...
Скажите, ведь после до...
Для качественного стар...
Фотогалерея
ТРУДОВЫЕ РАПОРТЫ В ...
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Отдельные страницы
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,533,692 уникальных посетителей