November 21 2024 09:53:33
Навигация
Последние статьи
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
· Борьба с пьяницами -...
· IP-телефония, мир со...
· Родство балтийский я...
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Александр Рекемчук – интервью 1987 г.
Александр Рекемчук – интервью 1987 г.

Судьба писателей – их книги

Забвение - вот что можно сказать об герое этой статьи, он забыт и его книги выброшены на помойку... ничто не помогло - ни суть оборотня и антикоммуниста, тщательно скрываемая многие десятилетия... Есть все-таки правда и справедливость на земле - каждому по делам его!

Александр Рекемчук интервью 1987 года - как они продали СССР— Александр Евгеньевич, время перемен многие отождествляют с решением экономических проблем в первую очередь. Но изменение сознания людей — задача не менее важная. Может быть, ломка сознания потребует и уже требует больших душевных сил. Кто должен «переделывать» его! Психологи, социологи! И кто знает, как его переделать! Искусство, литература! Может быть, не последнюю роль сыграет здесь и обращение к историческому опыту!

— Да, мы многое сейчас меняем. И правильно. Необходимо приобретать новый опыт, новое мышление. И еще нам нужно возвращать, долго и трудно возвращать утраченное, неосмотрительно оставленное, а то и преступно выброшенное из сознания нескольких поколений. Я говорю это не только как писатель, как литератор, но и как человек, который много лет отвечает на вопросы молодых людей — студентов Литературного института, где я много лет веду творческий семинар прозы. Мы в долгу перед молодежью, мы должны ей много книг. Нам самим, людям старшего поколения, предстоит перечитать многое заново, и даже заново осмыслить — так распорядилось время.

— Ни одна человеческая судьба не выпадает из времени. Я не оригинален, говоря это. Время и состоит из цепи человеческих судеб. Забыв об этом, мы многое можем утратить безвозвратно Тем более, если вспомним о судьбах Булгакова и Зощенко, Ахматовой и Пастернака, Мандельштама и Платонова... Искусственно изъятые на долгое время, возвращенные после многих лет как бы несуществования, они лишний раз показали, чего можно лишиться, так обращаясь с дарованным нам человеческим талантом, любовью. Судьбы писателей — их книги — может быть, самые ценные и важные звенья в цепи.

— Литературе под силу сделать многое для оздоровления общественного сознания. И говоря сейчас «литература», мы прежде всего имеем в виду писателей «военного поколения». Время переворота в общественной жизни выдвигало тех, кто говорил на его языке...

— Принадлежность к литературному поколению определяется не возрастом, не отрезком времени, в которое было написано что-то, а степенью правды, высказанной с сознанием ответственности за написанное и сказанное. Так, только сейчас в журнале «Знамя» опубликован роман Александра Бека «Новое назначение». А читал я его в рукописи пятнадцать лет назад! Журнал «Нева» напечатал роман Владимира Дудинцева «Белые одежды», тоже много лет кочевавшего из редакции в редакцию. Мне известны рукописи Анатолия Приставкина, Владимира Тендрякова, к которым сейчас снова обратились... Но сколько времени прошло, потеряно! И, может статься, лицо нашего военного поколения было бы несколько иным, появись эти произведения тогда, когда и были написаны. Может быть, теперь нам было бы легче делать то, что мы начали...

Та же тема войны требовала времени на осмысление ее трагического и героического опыта. Нужно было время, чтобы говорить о ней так, как хотели молодые люди, пришедшие с войны, виденной ими изнутри, неприкрашенной, жестокой, полной бессмылицы уничтожения. Их книги трудно проходили, но, прочитанные по-настоящему, стали обозначать своим появлением новое время в литературе и общественной жизни. Имена Бондарева, Бакланова, Быкова стали синонимами слов «правда о войне». Литературные поколения не возникают «вдруг», они просто становятся известными в одночасье.

— Но все-таки эти книги пришли к читателю, а это — главное...

— Не могу с этим согласиться. Да, книга рано или поздно дожидается своего часа, но насколько ценно ее своевременное появление. «Рукописи не горят». Но часто не хватает человеческих сил, самой жизни — пережить время незаслуженного замалчивания, нарочитого непризнания. Важно сейчас не повторять ошибок прошлого. С самых первых шагов приучать молодых литераторов к ответственности. Мы долго и старательно оберегали молодежь от этого. И у многих боязнь ответственности, а вернее уверенность, что всегда найдется кто-нибудь, кто за все ответит, переросла в убежденность, что отвечать за что- то в жизни вовсе не обязательно. Просто есть люди, которые «отвечают», а есть люди, которые «не отвечают». Называли это то затянувшимся детством, то наивностью. А нужно бы иначе: неспособностью ответить за себя, а значит, и добиться правильного решения, даже если в его справедливости и будет уверен молодой человек. Корень этого следует искать, на мой взгляд, в устоявшейся атмосфере умолчания, плоды которого мы теперь пожинаем...

Я хочу рассказать об экранизации моей повести «Время летних отпусков». В повести, как она была издана, ничто не вызвало нареканий критики, бдительной по тем временам особенно к задеванию «болевых точек», вернее, к их «незадеванию». Но вот режиссер Константин Воинов взялся за ее экранизацию. Естественно, что изобразительно-художественные средства кинематографа иные, чем литературные. Да и режиссер имеет право на свое прочтение, то, что в повести лишь угадывалось — в фильме зазвучало более жестко, напрямую. Я был согласен с режиссером в такой трактовке.

Есть в повести линия, из-за которой, собственно, я затеял этот разговор. Герой Глеб Горелов, талантливый механик, любит Светлану Понышко, его семья распалась, и со Светланой отношения не сложились — виновата водка: Горелов тяжело болен алкоголизмом. В сущности, это повесть о несложившейся жизни, неудавшейся.

Так вот, как я уже сказал, в фильме все это было показано ярко и... принято художественным советом в штыки. Один очень уважаемый наш режиссер, действительно много сделавший для развития советского кинематографа, с завидной для его возраста горячностью говорил: «Зачем вы показываете этого алкоголика? Почему? Для чего? В нашей стране нет социальных условий для алкоголизма, стало быть — и алкоголиков быть не может». Вот так! Социальных корней нет — а пьянство... есть.

Фильм тогда почти не демонстрировался в кинотеатрах и совсем не показывался по телевидению. Да разве только этот фильм? Многие другие по тем или иным, но сходным с этой, причинам уложены на полки кинопроката. Это — инерция. Уже забыли, почему, собственно, нельзя было показывать, но попавшие в «немилость» фильмы стареют, и, что самое обидное, их место заполнялось на экранах «безобидными» ентами, «безобидными» книгами в издательствах.

Такое замалчивание очевидных процессов ничего, кроме вреда, порой ничем невосполнимого, принести не может. Чиновники от искусства и литературы, которые с рвением бросились вырезать из кинолент сцены с изображением бутылки и рюмки и страниц из книг со словом, хотя бы отдаленно напоминающим «выпивку», уподобляются врачевателям, которые не желают лечить застарелую болезнь. Литература и искусство не могут протрезветь раньше, чем протрезвеет жизнь. Я не хочу быть наивным оптимистом, но уверен, что помочь в этом может и должна литература не сюсюкающая, не приглаживающая, а тревожащая, даже бьющая по больному. Иначе мы притерпимся к боли и снова перестанем замечать ее. А это — недопустимо.

— Мне вспоминается книга Кардина, вышедшая в начале 60-х годов. Это сборник литературно-критических статей. Там Кардин и выразил интересную мысль, что даже наименее достоверное произведение не просто плод досужей фантазии автора. Не отражая реальной действительности, оно отражает некую реальную потребность — игнорировать эту действительность.

— Да, в конечном счете умолчание становится красноречивее констатации факта. Я не жалуюсь на тяжелые обстоятельства литературной судьбы. Нет, это не абсолютная легкость «прохождения», а скорее внутренняя уверенность в правильности того, что я делаю. Но не могу не сказать, что труднее всего складывались отношения у редакторов и издательств (да, к сожалению, выход книги — это во многом «отношения») с романами «Скудный материк» и «Тридцать шесть и шесть». Почему? Потому что там — главное — серьезные конфликт, боль, к которой по немому уговору и соглашению «лучше бы не прикасаться... пока не трогать». Вот это «пока не касаться» и становилось, иногда мне казалось, непреодолимым барьером на пути к публикации.

Время определяет выживаемость, способность слова ответить за себя и на запросы общества.

Беседу вела М. Хемлин, 1987


От редакции PRETICH.ru - Вторая половина 80-х годов ХХ века, Перестройка, гласность, новое мышление, антиалкогольная компания… разоблачения и маниакальная тяга к разоблачительству, по-сути это был ревизионизм – политически окрашенный.

В культурной жизни все заполонила «чернуха», которую начали превозносить, дескать «это правда жизни», крики, истерики, сплошной негатив и отрицательные эмоции… даже там, где было ромашковое поле, новоявленные «творцы» видели только кучи зловонного навоза, червей и мух… Ниже приведено типичное интервью типичного «деятеля искусств» - который многие десятилетия истово проповедовал коммунизм, клялся в верности, проклинал отступников… заработал на этом поприще деньги, славу, почет… и тут же все это предал и продал, как только это стало безопасно и выгодно.

Зачем наш сайт это публикует? – наплевать бы на таких и растереть носком ботинка! Это справедливо! Но… надо знать и помнить, и никогда не прощать Иуду – их много и по сей день!

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,122,636 уникальных посетителей