После предварительной подготовки
Предварительная подготовка закончилась. Самолет зачехлили, навесили как положено пломбы. Оставалось проверить инструмент.
— Так, ключи, плоскогубцы, молоток на месте... Стоп, а где же отвертка? — механик младший сержант Лекомцев сунул пальцы в кармашек сумки, где она должна была лежать. Сунул, скорее, машинально, так как отвертка была большая, и ее отсутствие сразу бросалось в глаза.
Лекомцев два раза пересмотрел инструмент, проверил содержимое контейнера. Отвертки не было.
— Может, техник взял? — пробормотал механик и повернулся к офицеру. — Товарищ старший лейтенант, вы случайно отвертку не брали? Никак ее не найду.
Техник самолета старший лейтенант Газизов уютно устроился под плоскостью машины, что-то аккуратно записывал в рабочую тетрадь. Уловив в голосе механика тревогу, он встал и подошел к Лекомцеву.
— В сумке и контейнере хорошо смотрели? Давайте-ка припомним, кто сегодня мог работать на самолете с отверткой. Так... — стараясь быть спокойнее, начал перечислять Газизов, — электрики аккумуляторы смотрели, но у них свой инструмент был. Прибористы отверткой не пользовались. Я не брал... Капоты с двигателей снимали — ключами работали... Самолет топливом дозаправляли, а отвертка была у вас, Лекомцев. Вспомните хорошенько, куда вы ее дели.
— Я, кажется, положил отвертку на место, — совсем растерялся Лекомцев. — Кажется или точно? — уже строже спросил офицер.
Лекомцев замялся:
— Не помню точно, товарищ старший лейтенант. Я еще коврики в кабинах чистил — может быть, там обронил...
Они внимательно осмотрели кабины, место заправки, несколько раз обошли стоянку — отвертка как сквозь землю провалилась.
До отъезда с аэродрома оставалось несколько минут, и специалисты, работавшие на самолетах, уже потянулись к машине, а Лекомцев и Газизов все еще искали отвертку. Наконец старший лейтенант решительно направился к инженеру части и доложил о пропаже. Майор посмотрел на часы, не скрывая тревоги, приказал:
— Отставить отъезд! Искать всем! — И добавил негромко: — Не найдем, туго нам завтра придется.
Стоявший неподалеку молодой механик Чинакало, лишь на днях прибывший в часть, обратился к инженеру:
— Товарищ майор, зачем искать? Вот, — протянул он майору отвертку с красиво отделанной ручкой. — Пусть эту возьмут. Зачем искать?
Но майор Ивантер даже не взглянул на его новенькую отвертку.
— Искать! Всем искать! — еще раз приказал он. — Не найдем, будем к завтрашним полетам готовить другую машину.
Самолет снова расчехлили. Раз, другой, третий были осмотрены кабина, стоянка. Кажется, не осталось даже пылинки, которую пропустили, не заметили авиаторы, — отвертка как в воду канула.
— Товарищ старший лейтенант! — вдруг крикнул Лекомцев. — Когда вы подписывали ведомость на заправку, у вас же авторучка отказала! А я... я с отверткой к вам подходил. Ну и... Когда доставал свою ручку, положил, кажется, отвертку на крыло бензовоза...
Майор Ивантер, даже не дослушав, приказал:
— Искать вдоль рулежки! Особенно внимательно осмотрите все возле поворота, где топливозаправщик сворачивает к складу ГСМ.
Там, у поворота, и нашел свою отвертку Лекомцев.
Когда все уже уселись в машину, чтобы ехать в городок, майор неожиданно тоже забрался в кузов.
— Поеду с вами, — объявил он. — В компании веселее. И вдруг повернулся к Чинакало: — Покажите-ка вашу самодельную. — Инженер некоторое время разглядывал отвертку механика, любуясь ее красивой наборной рукояткой. — Хорошие у вас руки, Чинакало, — сказал он и улыбнулся, заметив, как радостно зарделся механик. — Думаю, из вас со временем хороший специалист получится. И вдруг, возвращая отвертку, совсем другим тоном, жестко приказал: — А это сдать! И больше чтобы никогда — слышите? Никогда я не видел у вас на аэродроме никаких самодельных штучек! Ничего, кроме инструмента, положенного по штату!
После ужина старшина роты вручил растерявшемуся Чинакало увольнительную записку.
— Быстро переодеться и вниз. Вас ждет майор Ивантер. Поедете с ним в город.
Вышли из автобуса, майор пригласил солдата следовать за ним и пошел в сторону... кладбища. Чинакало ничего не понимал.
Майор остановился около памятника с тремя тусклыми от времени фотографиями молодых людей в летной форме, снял фуражку. Он стоял молча, и Чинакало не решался ничего спросить.
Наконец офицер посмотрел на механика.
— Капитан Евдокимов, лейтенант Воронин, старший сержант Скрыпник, — прочитал он. — Погибли еще в войну. Но не в бою. Они погибли из-за отвертки... Маленькой отвертки, которую уронил механик, когда готовил их самолет. Отвертка попала в рулевое управление, и штурвал заклинило. На посадке. Лекомцев уже был здесь, у памятника...
Младший сержант запаса Ю. Князев Журнал «Советский воин» №5 1982 год
*** |