Стратегия национальной безопасности США
1 октября 1986 года вступил в силу закон Голдуотера-Николса «О реорганизации министерства обороны США». В соответствии со статьей 603 этого закона в конце января - начале февраля каждого года президент должен представлять конгрессу исчерпывающий доклад по вопросам стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов.
Доклад, подготовленный администрацией Б. Клинтона в 1994 году, весьма значителен по объему. Предлагаемый вниманию читателей материал представляет собой его подробное изложение. В нем в основном сохранены структура, особенности стилистики и терминология.
Как отмечается в докладе, наступила новая эра, поскольку «холодная война» завершена. Распад советской империи радикальным образом изменил ситуацию, в которой находятся сейчас американцы и их союзники. Главный побудительный мотив в сфере безопасности в течение последних 50 лет - сдерживание коммунистической экспансии и одновременно предотвращение ядерной войны - исчез. Стране больше не угрожают ни мощная группировка вооруженных сил на линии противостояния Восток - Запад, ни готовые к пуску и нацеленные на Соединенные Штаты ракеты. Вместе с тем в мире продолжает существовать сложный комплекс новых и старых угроз безопасности, которым Америка должна противостоять. Поэтому она может и должна своим участием оказывать влияние на мировые процессы, но степень ее вовлеченности следует тщательно регулировать в соответствии с собственными интересами.
«Холодная война» закончилась, однако потребность в американском лидерстве за рубежом остается очень большой. Даже теперь страна должна иметь такие вооруженные силы, которые были бы достаточны для противодействия различным угрозам безопасности и, если это будет необходимо, для ведения боевых действий и достижения победы над противниками. Сегодня вооруженные силы США лучше всех в мире оснащены и обучены, и военно-политическое руководство твердо намерено сделать все, чтобы так было и впредь.
Соединенные Штаты являются главной мировой державой. Бывшие противники теперь сотрудничают с ней на дипломатическом уровне и в решении глобальных проблем. Резко уменьшилась угроза войны между великими державами и вероятность ядерного уничтожения. Динамизм глобальной экономики трансформирует торговлю, культуру и мировую политику, открывая большие перспективы для Америки и новые возможности для сотрудничества между народами.
В то же время продолжают оставаться неопределенности в межгосударственных отношениях. Новые независимые государства, появившиеся на месте бывшего Советского Союза, переживают болезненный экономический и политический переходный период, как и многие демократические государства Центральной и Восточной Европы. Будущее России представляется неясным, в Китае сохраняется репрессивный режим, а эта страна играет на международной арене все более важную роль. Серьезную опасность представляет и распространение оружия массового поражения (ОМП). Воинственно настроенные экстремисты из многих стран ставят под угрозу мирные процессы, в некоторых регионах мира наблюдается возрождение воинствующего национализма, а также возникновение конфликтов на этнической и религиозной основе.
Не все угрозы безопасности имеют военную подоплеку. Существуют и такие транснациональные явления, как терроризм, контрабанда наркотиков, ухудшение состояния окружающей среды, быстрый рост населения и потоки беженцев, обострение экологических проблем, которые сказываются на текущей и долгосрочной политике США.
На смену единственной опасности, которая определяла участие США в мировых делах во времена «холодной войны», пришел комплекс угроз, а новая национальная стратегия, вырабатывающая пути их преодоления, находится в стадии становления. В период глобальных перемен растет понимание того, что США не могут выполнять полицейские функции во всем мире. Но очевидным становится также и то, что они должны взять на себя роль мирового лидера, поскольку являются мощнейшей мировой державой в экономическом и военном отношениях, продвинувшейся дальше других в защите демократических ценностей.
Национальная стратегия распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направлена на достижение приоритетных целей, которые реализуются нынешней администрацией: укрепление безопасности, обеспечение процветания нации, развитие демократии.
УКРЕПЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ. Руководство США несет ответственность за жизнь и личную безопасность американцев, сохранение их политической свободы и независимости, обеспечение благополучия и процветания страны. Особое значение при этом приобретает устойчивость взаимоотношений с союзниками и дружественными государствами.
Для укрепления безопасности в настоящее время прежде всего требуется: наличие мощных вооруженных сил, находящихся в готовности к ведению боевых действий; выработка всеобъемлющего подхода для противодействия угрозам, связанным с разработкой некоторыми странами ядерного и других видов оружия массового поражения; энергичные усилия в области контроля над вооружениями; поддержание разведывательного потенциала; выработка стратегии участия в миротворческих операциях в составе многонациональных сил; ясные и четкие критерии применения военной силы в современных условиях.
Вооруженные силы страны играют ключевую роль в достижении успеха при осуществлении национальной стратегии. Она определяет направления их строительства, варианты развертывания группировок на территории США и за рубежом с учетом противодействия таким основным видам угроз, как распространение оружия массового поражения, региональные конфликты, опасность дестабилизации обстановки в некоторых государствах.
Хотя потребность в привлечении вооруженных сил может быть большой, дефицит ресурсов заставляет американское военное руководство тщательно определять средства и масштабы вмешательства в каждом конкретном случае. Было бы неразумно заранее устанавливать все ограничения, которые необходимо учитывать при использовании силы, однако целесообразно установить несколько основных принципов, которыми надлежит руководствоваться при принятии решения о ее применении:
- только национальные интересы должны определять степень и размах задействования вооруженных сил; - следует, насколько возможно, стремиться использовать помощь союзников или действовать в рамках соответствующих международных организаций; - в любом случае, перед тем как применить военную силу, необходимо найти ответы на следующие вопросы: исчерпаны ли другие средства, которые дали бы приемлемый шанс на успех; какие из возможностей вооруженных сил следует использовать, и соответствует ли применение военной силы в необходимой степени политическим целям; есть ли достаточная уверенность, что действия руководства страны получат одобрение американского народа; определены ли временные рамки или этапы, которые дадут возможность оценить степень успеха или неудачи, и разработан ли в обязательном порядке план прекращения военного участия в конфликте; - вмешательство США в боевые действия должно учитывать такие факторы, как разумная стоимость операции и выполнимость задач.
Чтобы защитить свои интересы перед лицом угроз и опасностей, Соединенные Штаты должны иметь мощные и гибкие вооруженные силы, способные решать различные задачи (в данном документе некоторые требования к обеспечению национальной безопасности рассматриваются также в качестве задач вооруженных сил).
Участие в крупных региональных конфликтах. Основное внимание при планировании мероприятий в условиях крупного регионального конфликта должно уделяться сдерживанию, а при необходимости и ведению боевых действий или отражению агрессии со стороны таких потенциально враждебных держав, как Северная Корея, Иран или Ирак. Растущая мощь вооруженных сил позволит нанести поражение агрессорам в двух крупных региональных конфликтах, которые могут происходить почти одновременно. США будут также обладать достаточным потенциалом для сдерживания и отражения враждебных коалиционных сил или одного мощного противника, даже если его возможности превышают оценки американского руководства.
Обеспечение необходимого присутствия на заморских территориях. В мирное время войска США должны быть размещены в ключевых регионах для сдерживания агрессии. И впредь будет сохраняться военное присутствие за пределами территории США в таких формах, как содержание группировок войск на постоянной основе, их временное развертывание и проведение совместных учений, заходы военных кораблей, обмен визитами и поддержание контактов в военной области.
Повышение оборонительных возможностей наших союзников и демонстрация обязательств США по защите общих интересов усиливают сдерживание противника, поощряют их к разделению ответственности, уменьшают вероятность привлечения войск и создают благоприятную обстановку в том случае, если участие американских вооруженных сил все-таки будет необходимо.
Противодействие распространению оружия массового поражения и средств его доставки. Определяющим направлением в этой сфере деятельности является то, что США добиваются бессрочного продления после 1995 года Договора о нераспространении ядерного оружия и придания ему универсального характера. В качестве главных целей рассматриваются также подписание в ближайшее время Договора о всеобъемлющем запрете на испытания ядерного оружия, прекращение производства используемых для его создания расщепляющихся материалов и расширение полномочий группы представителей стран - поставщиков ядерных технологий и Международного агентства по атомной энергии.
С целью проведения мероприятий по борьбе с распространением средств доставки ядерного оружия (ракет) считается разумным расширить количество членов группы по режиму контроля за ракетными технологиями.
Отмечается, что проблема распространения ОМП является глобальной, и в действия руководства страны должны быть внесены коррективы с учетом особенностей различных регионов.
США подписали двусторонние соглашения с Россией и Украиной, которые обязывают эти государства соблюдать положения режима контроля за ракетными технологиями. Россия согласилась не передавать Индии космические технологии, которые могут быть использованы в военной области. США продолжают оказывать давление на Украину и Казахстан по вопросу демонтажа межконтинентальных баллистических ракет на их территории и подталкивают Китай к принятию на себя договорных обязательств в области контроля за ракетными технологиями. Под давлением Соединенных Штатов и России Украина выполняет трехстороннее соглашение по выводу со своей территории в Россию ядерных боеголовок в обмен на предоставляемую компенсацию.
США стремятся предотвратить появление новых государств, обладающих химическим, биологическим и ядерным оружием, а также средствами его доставки. Однако если усилия в этой области не дадут результатов, то их вооруженные силы должны быть готовы к сдерживанию и недопущению использования ОМП, а также защите от него. США сохранят за собой право нанести удар по тем странам, которые захотели бы применить ОМП.
Одной из основных задач американского руководства является поддержание стратегических ядерных сил на уровне, достаточном для сдерживания в будущем любого враждебно настроенного в отношении США государства, обладающего ядерными вооружениями, от действий, которые противоречили бы жизненным интересам страны. Большие усилия будут направлены на то, чтобы доказать, что достижение ядерного превосходства над США нереально.
Неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности является контроль над вооружениями. Он может содействовать ослаблению побудительных мотивов к развязыванию агрессии и повышению предсказуемости относительно численности и структуры вооруженных сил, что должно снизить опасения по поводу возможных агрессивных намерений. Кроме того, он способствует ограничению распространения химического и биологического оружия, а также стратегических ядерных сил других стран, которые по-прежнему могут представлять непосредственную угрозу США.
Меры по сокращению неоправданно больших потенциалов оборонной промышленности, особенно связанных с производством ОМП, также явятся вкладом в достижение стабильности в мире в постконфронтационный период. Администрация США будет стремиться добиваться выполнения соглашений по конверсии оборонной промышленности государств бывшего СССР и, возможно, Китая.
Участие в многосторонних миротворческих операциях. США должны быть готовы принять участие в многосторонних усилиях по разрешению локальных конфликтов, поддержке новых демократических правительств, когда этого требуют интересы страны. Взаимодействуя со штаб-квартирой ООН и отдельными странами, входящими в ее состав, они работают над тем, чтобы эта организация могла брать на себя ответственность за проведение только тех миротворческих операций, которые целесообразны с военной и политической точек зрения, а также осуществлять эффективное управление ими.
Большинство операций по поддержанию мира, проводимых ООН, не требуют привлечения американских вооруженных сил. В тех же случаях когда такой вопрос рассматривается, США исходят из жестких требований, включающих те же принципы, на основе которых должно приниматься любое решение об использовании вооруженных сил. Они добиваются того, чтобы уровень риска для личного состава и эффективность управления американскими и иностранными войсками были бы приемлемыми.
США рассматривают участие в миротворческих операциях в качестве одного из средств обеспечения своей национальной безопасности, а нс как самостоятельные действия.
Необходимо особо подчеркнуть два момента. Во-первых, участие в миротворческих операциях не является главной задачей американских вооруженных сил. Она заключается в сдерживании, а при необходимости в ведении боевых действий и достижении победы в конфликтах, угрожающих наиболее важным интересам страны. Во-вторых, в то время как международное сообщество может создавать условия для достижения мира, ответственность за мир в конечном счете должна возлагаться прежде всего на государство, вовлеченное в конфликт.
Борьба с терроризмом, наркомафией и другие задачи. Наряду с решением вышеперечисленных задач, которые являются основными для сил общего назначения и стратегических ядерных сил, американские войска должны привлекаться также для выполнения широкого спектра других, не менее важных.
В докладе отмечается, что до тех пор пока различные террористические организации будут угрожать американским гражданам и интересам страны, остается необходимость иметь специальные подразделения, способные успешно вести борьбу с ними. Они предназначаются для нанесения ударов по их базам за рубежом, в том числе в тех государствах, которые поддерживают террористические организации и группы. Политика противодействия терроризму заключается в следующем: не идти на уступки; продолжать оказывать давление на государства, поощряющие терроризм; полностью использовать возможности правоохранительных органов; оказывать помощь правительствам других стран.
США меняют свою стратегию в борьбе с наркомафией. Если раньше основное внимание обращалось на пресечение транзита наркотиков, то теперь усилия будут направлены на совместную со странами, где они производятся, деятельность по созданию соответствующих сил и средств, а также на уничтожение преступных групп и пресечение поставок наркотических средств.
В целях защиты жизни и обеспечения безопасности американцев, находящихся за рубежом, в США имеются специальные подразделения вооруженных сил, которые подготовлены и оснащены всем необходимым для их эвакуации из зон локальных или международных конфликтов, а также районов стихийных бедствий или производственных катастроф.
Военные специалисты США должны и впредь оказывать помощь в подготовке вооруженных сил дружественных государств, которые ведут борьбу с подрывными элементами, повстанческими движениями или нарушителями законов.
И, наконец, ставится задача сохранить лидирующее положение США в области осуществления космических программ.
Повышение разведывательных возможностей. В документе подчеркивается, что только сильная разведка в состоянии обеспечить надлежащую степень предупреждения об угрозах национальной безопасности США. В связи с тем что само понятие национальной безопасности существенно расширилось после окончания «холодной войны», разведка должна добывать данные и проводить анализ по более широкому спектру военных, технических и экономических проблем, оказывать воздействие на строительство вооруженных сил и закупку вооружений, а также решать задачи боевого обеспечения. Она должна играть ключевую роль в усилиях по разрешению региональных конфликтов, в борьбе с распространением ОМП, терроризмом и контрабандой наркотиков, а также в контрразведывательной деятельности. Для того чтобы правильно оценивать угрозы демократии и экономическому благосостоянию США, «разведывательному сообществу» необходимо обратить особое внимание на политические, экономические, социальные и военные аспекты в тех регионах мира, где серьезно затрагиваются американские интересы и где информация, добываемая из открытых источников, недостаточна для принятия решений.
Все более возрастающую роль должна играть экономическая разведка, помогая политикам вскрывать тенденции развития в этой области. Она может оказать содействие официальным лицам США, участвующим в торговых переговорах, и подготовить основу для успешной экономической деятельности, выявляя угрозы американским компаниям со стороны иностранных спецслужб. Это требует принятия мер по укреплению разведывательных возможностей и содействию информационной деятельности заграничных представительств, а также усилению сотрудничества в добывании закрытой и секретной информации.
Основными задачами в области разведки являются:
- обеспечивать своевременное предупреждение об угрозах применения ядерного оружия, остающегося на территории бывшего Советского Союза, а также ОМП, которым располагают другие государства; - решать задачи разведывательного обеспечения в интересах операций, проводимых вооруженными силами; - выявлять на ранней стадии потенциальные кризисы и содействовать превентивной дипломатии; - вырабатывать новые методы добывания, обработки и распространения разведывательной информации, в том числе за счет установления более тесных связей с ее потребителями, чтобы она в наибольшей степени удовлетворяла имеющиеся потребности; - совершенствовать технические возможности в глобальном масштабе по вскрытию и определению характера действий других государств в области создания оружия массового поражения; - усиливать контрразведывательную деятельность; - обеспечивать целенаправленную поддержку действий правоохранительных органов в таких сферах, как борьба с терроризмом и распространением наркотиков, незаконная передача технологий; - совершенствовать методы оперативной деятельности и организационную структуру для повышения эффективности работы; - пересматривать, где это возможно, существующие в течение многих лет ограничения на доступ к разведывательной информации, чтобы сделать ее более доступной для потребителей; - укреплять отношения и наращивать обмен информацией со спецслужбами дружественных государств, особенно в тех областях, где разведывательные возможности США ограничены.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦВЕТАНИЯ НАЦИИ. В представленном конгрессу документе подчеркивается, что основная цель стратегии национальной безопасности заключается в обеспечении процветания Америки за счет усилий, предпринимаемых как внутри страны, так и за рубежом. Становятся все более взаимосвязанными интересы в области безопасности и экономики. Энергичная дипломатическая деятельность, способность поддерживать мощные вооруженные силы и пропаганда американских ценностей за рубежом - все это в немалой степени способствует успешному функционированию экономики. Дальнейшее ее укрепление и повышение конкурентоспособности американских товаров - одна из серьезных экономических проблем в течение последнего десятилетия.
Помимо сокращения дефицита федерального бюджета, Соединенные Штаты предпринимают ряд других мер по повышению конкурентоспособности своих товаров и осуществляют инвестирование в технологии, в первую очередь двойного назначения, что одновременно удовлетворяет нужды гражданского сектора экономики и министерства обороны, содействует конверсии военной промышленности, совершенствованию информационной базы данных и других жизненно важных элементов инфраструктуры, повышает качество обучения рабочей силы.
Основным двигателем экономического роста является частный сектор. Государство выступает в качестве его партнера, защищая интересы американского бизнеса, способствуя выравниванию возможностей по проникновению на международный рынок, увеличению экспорта американских товаров, устранению препятствий для развития созидательной, инициативной и высокоэффективной торговой и другой коммерческой деятельности как внутри страны, так и за рубежом.
Успех бизнеса как никогда зависит от его активности на международном рынке. Способность конкурировать на нем будет содействовать тому, что американские компании продолжат усилия по повышению производительности труда и обновлению производства, что, в свою очередь, поднимет уровень жизни нации. Но чтобы конкурировать за рубежом, фирмам США необходим такой же доступ к иностранным рынкам, какой имеют иностранные фирмы к американскому. Ставится задача по принятию энергичных мер для увеличения доступа на эти рынки по линии двусторонних и региональных отношений.
Делается вывод о том, что расширение международного экономического сотрудничества выиграет от координации макроэкономической политики государств «большой семерки», и в особенности трех стран с наиболее развитой экономикой - США, Германии и Японии.
Значительное влияние на экономику США, как показывает опыт двух нефтяных кризисов и войны в Персидском заливе, могут оказать перебои в поставках нефти. Соответствующие внешнеполитические меры, проводимые в ответ на такие события, как вторжение Ирака в Кувейт, ограничивают масштабы кризиса. Отмечается, что в долгосрочной перспективе зависимость США от доступа к источникам нефти за рубежом будет все больше усиливаться, по мере того как их собственные ресурсы будут исчерпываться.
РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ. Одной из наиболее обнадеживающих тенденций за прошедшие 15 лет является резкое увеличение количества стран, отказавшихся от авторитарного правления и выбравших демократический путь развития. Поскольку конечный успех многих из этих экспериментов никоим образом не гарантирован, необходимо сконцентрировать внимание на консолидации таких режимов и увеличении сферы их обязательств в интересах демократии, расширении рынков и сохранении позиций США в регионах, вызывающих наибольшую озабоченность с точки зрения безопасности, и в тех, где можно достичь лучших результатов. Это не крестовый поход для установления демократии, а прагматическая политика для поддержания свободы там, где она будет в наибольшей степени соответствовать американским интересам. Поэтому руководство должно сосредоточить усилия на оказании помощи тем странам, которые входят в сферу ее стратегических интересов, обладают мощным экономическим потенциалом и ядерным оружием, а также тем, где политическая ситуация может вызвать потоки беженцев в США или в союзные и дружественные государства.
Ключевая роль в этом смысле принадлежит России. Если США помогут укреплению там (и в других независимых государствах бывшего СССР) демократических преобразований и проведению рыночных реформ, то существовавшая ранее угроза сможет трансформироваться в сферу дипломатического и экономического партнерства. Кроме того, действия США в отношении России, Украины и других государств создают благоприятные предпосылки для дальнейшего сокращения ядерных вооружений и соблюдения ими международных соглашений о его нераспространении.
Еще одну важную сферу интересов в плане как обеспечения безопасности, так и выхода на потенциально емкие рынки составляют новые демократические государства Центральной и Восточной Европы в связи с их близостью к старым партнерам в Западной Европе.
США будут строить свою политику в Азиатско-Тихоокеанском регионе в интересах поддержки там уже зарождающихся демократий и поощрять другие страны становиться на этот путь. Ставится задача внимательно наблюдать за государствами, чье вхождение в демократический лагерь с рыночной экономикой может повлиять на будущее направление развития всего региона.
Ответ на этот вопрос зависит от ряда особенностей. Существуют следующие критерии способствования процессу консолидации, расширения демократии и развития рыночной экономики: необходимо продолжать возглавлять усилия по мобилизации международных ресурсов, как это происходит в отношениях с Россией и другими новыми государствами; быть в готовности к принятию срочных мер в ситуациях, когда возникают угрозы демократическим переменам; предоставить демократическим государствам возможность получить наибольшие выгоды от интеграции в сферу рыночной экономики.
В последней части доклада рассматривается политика США в отношении различных регионов мира.
Европа и Евразия. Отмечается, что стабильность на этом континенте жизненно важна и для безопасности США. С распадом Советского Союза и зарождением новых демократических государств у них появилась уникальная возможность содействовать становлению объединенной и свободной Европы, где опасность войны пока сохраняется.
Соединенным Штатам необходима реорганизация институтов обеспечения безопасности с тем, чтобы они могли эффективнее действовать в возникающих в Европе конфликтах и способствовать европейской интеграции. Многие организации, включая Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет Европы, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и ООН, будут играть в этом процессе важную роль. Однако НАТО, исторически наиболее крупный военно-политический союз, должен занимать в нем центральное место.
Только этот блок имеет вооруженные силы, объединенное командование, широкую законодательную основу и опыт многонациональной деятельности, что позволяет привлекать новых членов и реагировать на возникающие конфликты.
С окончанием «холодной войны» роль НАТО меняется. Сегодня эта организация играет ключевую роль в разрешении этнических и межнациональных конфликтов в Европе. Она при обеспечении лидирующей роли США смогла создать силы, которые, например, помогают достижению мирного урегулирования в бывшей СФРЮ.
С принятием в январе 1994 года программы «Партнерство ради мира» Североатлантический союз стал играть еще более важную роль в американской стратегии европейской интеграции, распространяя сотрудничество в области безопасности на новые демократические страны Европы. В документе подчеркивается, что программа «Партнерство ради мира» открыта для всех европейских государств, в том числе и тех, что входили в Варшавский Договор. Каждая страна - участница программы должна сама определять масштабы и темпы своего сотрудничества с НАТО.
Что касается экономики, то США стремятся способствовать развитию энергичных и открытых рыночных отношений. Они поддерживают процесс интеграции европейских государств в Европейский союз, стремятся к углублении) сотрудничества с ним для достижения своих экономических целей, но одновременно поощряют и расширение двусторонней торговли со странами, не являющимися его членами, и осуществляют инвестирования в их экономику.
Наряду с деятельностью по укреплению собственной экономики Соединенные Штаты отчетливо сознают, что, помогая проведению рыночных реформ в молодых демократических государствах Восточной Европы, они тем самым содействуют процветанию и безопасности своей нации.
В докладе отмечается, что экономические преобразования, осуществляемые в России, войдут в историю как величайшее событие этого столетия. Российское правительство достигло значительного прогресса в решении вопросов приватизации и сокращения темпов инфляции. Однако многое еще нужно сделать для того, чтобы, базируясь на реформах, обеспечить восстановление экономики и социальную защиту населения.
Кратковременные трудности, связанные с принятием государств Центральной и Восточной Европы в западные экономические структуры, окупятся сторицей, когда они будут преодолены, и эти страны смогут стать экономическими партнерами США и ЕС. Вот почему нынешняя американская администрация намерена усилить поддержку рыночных реформ в новых государствах, образованных на территории бывшего СССР, и продолжить оказание помощи экономическим преобразованиям в Центральной и Восточной Европе, одновременно уделяя внимание мерам по преодолению негативных последствий, возникших в значительной степени в результате распада СЭВ.
В конечном счете успех рыночных реформ в Восточной Европе будет зависеть больше от эффективности торговли, чем от экономической помощи США. Ни одно развитое государство не имеет достаточно финансовых средств для того, чтобы существенно повлиять на экономику стран, которые движутся к свободным рыночным системам.
Одной из основных задач проводимой в настоящее время политики безопасности является поддержка демократии и защита личных свобод в России, государствах, образованных на территории бывшего СССР, и странах Восточной Европы.
Восточная Азия и Тихий океан являются регионами возрастающего значения для безопасности и процветания США. Нигде более всего три элемента ее стратегии так тесно не взаимосвязаны и необходимость продолжения вовлеченности Соединенных Штатов не является настолько очевидной. Президент страны предусматривает проведение интегрированной стратегии в рамках нового Тихоокеанского сообщества, связывая требования к обеспечению безопасности с экономическими реальностями и обеспокоенностью за демократию и права человека.
США исходят из того, что являются «тихоокеанским государством». Для предотвращения региональной агрессии и защиты своих интересов они и в дальнейшем будут сохранять активное присутствие и продолжать политику лидерства в этом регионе. Вооруженные силы, кроме осуществления общих функций передового присутствия, должны способствовать сдерживанию агрессии и авантюризма северокорейского режима. Продолжение борьбы с распространением оружия массового поражения на Корейском п-ове и в Южной Азии рассматривается в качестве важнейшей задачи в рамках нового Тихоокеанского сообщества.
Государственным интересам отвечает и экономическое развитие стран Азии. Многое из общего объема промышленной продукции и услуг, в которых они нуждаются для продолжения своего экономического роста, способны дать именно Соединенные Штаты. Некоторые азиатские государства уже сегодня являются их крупнейшим торговым партнером и обеспечивают работой 2,5 млн. американцев.
Расширяется всестороннее сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Ярким подтверждением этому является принятие Соединенными Штатами решения об отказе от увязки предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле с проблемой соблюдения прав человека. США также стремятся содействовать ускорению экономического развития Китая на принципах более открытых рыночных отношений, согласующихся с практикой международной торговли. С учетом растущего экономического потенциала Китая и наличия у него внушительной военной мощи необходимо, чтобы Пекин не был угрозой для безопасности в регионе. В этих целях активно поощряется участие КНР в региональных организациях для повышения безопасности как самой этой державы, так и ее соседей. Подчеркивается стремление развивать сотрудничество с Китаем в интересах контроля за распространением оружия массового поражения.
Одна из важнейшей задач политики в строительстве нового Тихоокеанского сообщества - оказание поддержки демократическим реформам, осуществляемым в регионе.
Западное полушарие также является благодатной почвой для реализации стратегии США. Последовательное улучшение обстановки с точки зрения безопасности, включая урегулирование пограничных конфликтов, установление контроля за повстанческими движениями и распространением вооружений, станет важной основой для достижения политического и экономического прогресса в этом регионе.
Ратификация соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли представляет собой одно из наиболее значительных внешнеполитических достижений американской администрации, поскольку способствует решению ключевых общеполитических задач. Данное соглашение означает не только создание новых рабочих мест и расширение возможностей для американского бизнеса, но и является существенным шагом в консолидации демократических стран этой части света. США остаются сторонниками распространения демократии там, где люди пока нс имеют свободы. Самая главная их задача - защита избранных народом гражданских правительств, сохранение в их руках власти и содействие постепенному формированию стабильно функционирующих демократических обществ, где уважаются права человека.
Ближний Восток, Юго-Западная и Южная Азия. Соединенные Штаты имеют долговременные интересы на Ближнем Востоке, особенно в деле мирного урегулирования проблем защиты безопасности Израиля и арабских друзей, а также обеспечения свободного доступа к нефтяным ресурсам региона по приемлемым ценам. Национальная стратегия строится с учетом уникальных характеристик региона и жизненно важных интересов США, которые пытаются укрепить здесь мир и стабильность.
В Юго-Западной Азии Соединенные Штаты должны сохранить свое присутствие в основном за счет кораблей ВМС, находящихся в Персидском заливе и прилегающих акваториях, а также заблаговременного складирования вооружения и военного имущества. После операции «Буря в пустыне» в зоне Персидского залива на временной основе дополнительно размещены авиация наземного базирования, контингенты сухопутных войск и морской пехоты.
Хотя США предлагают сотрудничество и содействие странам региона, выбравшим мир, они твердо намерены сдерживать тех, кто раздувает конфликты, и противодействовать их политике. Началось осуществление новой стратегии сдерживания в отношении Ирана и Ирака.
В Южной Азии наблюдается процесс распространения демократии. Задача американской администрации заключается в оказании помощи народам этого региона, усилении стабильности путем разрешения давних конфликтов и реализации мер укрепления доверия. Такой курс способствует защите американских интересов в деле противодействия распространению ядерного оружия и баллистических ракет. Соединенные Штаты подталкивают Индию и Пакистан к достижению согласия для свертывания их программ создания ОМП, сокращения и в конечном счете уничтожения этого вида оружия и баллистических ракет. Региональная стабильность и улучшение двусторонних отношений важны для США также с точки зрения экономических интересов в районе, в котором проживает четверть населения земного шара и который является одним из важнейших и быстро развивающихся рынков.
Африка. Наличие в странах континента огромного количества экономических, социальных и этнических проблем, сложная обстановка в области состояния окружающей среды порождают пессимистические настроения. США будут стремиться способствовать созданию атмосферы, благоприятной для ускорения общественно-экономического развития африканских государств.
Совместные с международным сообществом гуманитарные акции потребуют активизации усилий по преодолению сложных проблем Африки. Однако в конечном счете усилия США и международного сообщества должны быть ограничены по срокам и преследовать цель создания самими народами условий для наведения порядка в собственном доме. И в Сомали, и в других странах ответственность за судьбы нации лежит прежде всего на них самих.
Ноябрь 1994 г. |