Двенадцатый квартет Шостаковича - 1968 год
Хорошо, когда новый концертный сезон открывается премьерой. В этом есть что-то торжественное, праздничное. Впрочем, такого рода событиями мы не очень избалованы. Тем большая радость ожидала слушателей, пришедших на первый камерный вечер в Малом зале консерватории (14 сентября 1968 г.). В интересной, содержательной программе был впервые сыгран Двенадцатый квартет Шостаковича.
Но сначала расскажем о том, что предшествовало премьере, что «настроило» слушателей на восприятие нового произведения. Были исполнены Секстет ми-бемоль мажор Глинки (для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса) и Первый квартет Шостаковича (до мажор, соч. 49). Сопоставление двух произведений, отделенных во времени целым столетием, но по духу в чем-то «перекликающихся» друг с другом, оказалось очень любопытным! Классически стройная форма, чистота и ясность образов Секстета как бы продолжились в изящной, то задумчивой, то шаловливой и радостно-беззаботной музыке квартета, который сам Шостакович назвал «весенним». Исполнители — квартет имени Бетховена, пианистка Татьяна Николаева, контрабасист Николай Дмитриенко — играли увлеченно, с настроением.
Соседство в программе Первого и Двенадцатого квартетов Шостаковича тоже оказать интересным. Мысль невольно охватывала эти и другие камерные произведения композитора, и нельзя было не поразиться, как разнообразна, безгранична по своим возможностям излюбленная им форма квартета. Шостакович с годами работает в этом жанре все более настойчиво, упорно, и кто знает, может быть, через некоторый срок он создаст квартеты во всех двадцати четырех тональностях— своеобразный «Wohltemperiertes Quartett»!
Новое произведение Шостаковича можно назвать «квартетом-симфонией» — настолько масштабен замысел, возвышен и драматически действен мир этой музыки (это определение можно отнести и к Третьему. Пятому, Девятому квартетам Шостаковича). Стиль композитора узнается легко, узнаются характерные для него образы и настроения. Они открывают нам духовный мир человека, нашего современника.
В квартете нет четкого членения частей, поток музыки льется безостановочно. Слух не ощущает границ привычных структур — динамика и развитие музыки основаны на каких-то новых соотношениях, новых импульсах, на весьма необычных преобразованиях исходных образов. Однако в этом сложном развитии нет случайности, модный термин «поток сознания» неприменим к творчеству Шостаковича. Воплощенное в музыке философски углубленное мышление композитора всегда логично и ясно, всегда направлено на выражение большой идеи. Есть у поэта Николая Асеева меткое выражение: «противостояние логики и чувства». Мне кажется, что это сказано Шостаковиче.
В музыке квартета ощутимы два больших раздела. Первый (Moderato), меньший по объему, носит характер прелюдии. В нем преобладает повествовательное начало. Спокойно, задумчиво начинает свой запев виолончель, образуя равномерную ритмическую фигуру, постепенно переходящую к другим инструментам (эти «покачивающиеся» секунды напоминают оркестровую фактуру в рассказе Пимена из первого действия «Бориса Годунова»), Побочная тема, звучащая чуть-чуть загадочно, вносит некоторое оживление, но не меняет повествовательного, эпического характера музыки.
Контраст — очень острый, резкий — наступает во втором разделе квартета (Allegretto). Это драматический центр произведения. Музыкальное развитие проходит через несколько стадий: вихревое, ритмически импульсивное скерцо (тема звучит на фоне мятущихся пассажей sul ponticello), траурное, в духе хорала, Adagio с выразительнейшим речитативом виолончели, после чего как-то незаметно, тихо в музыку «вплывает» светлая, задумчивая тема, с которой начинался квартет. Такой возврат темы как бы подчеркивает завершающую грань формы. Но это не конец, нет! Венчает квартет большая развернутая кода (Allegretto), в которой искусно проведены основные темы произведения. Музыка словно вырывается на новый простор, в ней выстраданная и завоеванная радость, сила и неколебимость человеческого духа! В звучании струнных инструментов мне даже почудились трубные возгласы...
Этот смысловой поворот музыки в финале квартета (кстати, подчеркнутый ярким контрастом тональных сфер: соль минор — ре-бемоль мажор) очень важен для понимания образной сущности произведения. Традиционное построение — «от мрака к свету» — решено в квартете оригинально. Новизна трактовки заключена в несколько необычной природе конфликта: он целиком внутренний, глубинный, в нем нет характерных для драматического письма композитора элементов «вторжения» внешних, злых сил, нарушающих начальную гармонию. Я бы сказал, что музыка квартета — это бури и страсти, замкнутые в глубине человеческого сердца.
После премьеры Двенадцатого квартета Дмитрий Шостакович благодарит исполнителей
Впрочем, сразу же оговорюсь: из этого не следует, что в произведении дан некий обособленный, лишенный жизненных связей, субъективный мир. Какими бы личными ни представали перед нами мысли и чувства композитора, его музыка неизменно волнует нас, радует, тревожит, поражает всеохватностью и величием своего содержания. В ней всегда живет и побеждает этическая, нравственная идея — идея, воспевающая человека!
Трудно, очень трудно с одного прослушивания, не видя нот, подробно говорить об этом прекрасном сочинении. Но одно несомненно: Двенадцатый квартет является новаторским и в творчестве самого Шостаковича и вообще в квартетном жанре. Нова его форма, язык, технические приемы. Задачи, которые композитор поставил перед исполнителями, — необычны, сложны и требуют от них высочайшего мастерства. В квартете имени Бетховена Шостакович бесспорно нашел идеальный ансамбль для воплощения своих замыслов. Талантливые артисты в тот вечер играли вдохновенно. Радостно было видеть, какими истинными «бетховенцами» стали молодые Ф. Дружинин (альт) и Н. Забавников (вторая скрипка). Вместе с такими выдающимися мастерами, как Д. Цыганов и С. Ширинский, они составляют ныне замечательный камерный ансамбль, верно хранящий традиции, счет которым идет уже на десятилетия.
Квартет Бетховена был первым исполнителем всех квартетов Шостаковича, начиная со Второго. И, думается, не случайно Двенадцатый квартет посвящен одному из основателей этого прославленного коллектива — Дмитрию Михайловичу Цыганову.
А. Медведев Музыкальная жизнь, №21 1968 год Фото А. Степанова и С. Хенкнна
*** |