Duality - рецензия на игру в стиле киберпанка
В начале было Слово, и Слово было два байта. Библия программиста
Если игра выходит под маркой азиатского издателя, то заранее ожидаешь, что это окажется очередной довольно корявый порт на PC консольного хита, да еще и с графикой, позаимствованной из японских мультиков. Но не все так плохо. Phantagram — контора корейская, но Duality разрабатывается специально для персональников и использует всю мощность и гибкость этой игровой платформы. Да и главные герои не будут выглядеть этакими глазастыми пупсиками а-ля анимэ, испанским разработчикам из Trilobyte Graphics эта эстетика глубоко чужда, и лично я с ними полностью солидарен.
Если вы читали произведения Вильяма Гибсона и Нила Стефенсона, основоположников и гуру киберпанка, то вам не надо объяснять, что это за зверь и с чем его едят. Суперреальные виртуальные миры, подменяющие и вытесняющие привычную действительность, роботизация человеческого организма и очеловечивание роботов, стирание граней между биологическими и электронными формами жизни — все это и есть киберпанк. Книг с подобным сюжетом пруд пруди, фильмов тоже немало, хотя культового статуса достигла лишь «Матрица», а вот киберпанковских компьютерных игр почти и нет. Duality берется исправить это досадное упущение.
Впрочем, начинать игру придется героем, очень далеким от проблем взаимопроникновения электроники и биологии с психологией. Тревис — обычный наемник. Он работает охранником в некой конторе, придумавшей штуковину, которую очень хотят спереть злобные конкуренты. В один не слишком удачный день Тревис огреб чем-то тяжелым по затылку, упал, потерял сознание, очнулся — нет проектной документации. Придется искать пропажу, чтобы уберечь собственную шею от мести разгневанных работодателей. Всякий нормальный наемник привык решать проблемы с помощью кулаков и пистолета.
Интересно, этот город виртуальный или разработчики таким представляют будущее нашего реального мира? Не все наши противники будут людьми. Роботы — вот бойцы будущего. Впрочем не факт, что это враг, может, это дружественный и очень полезный NPC Красиво. Жаль лишь, что все скриншоты хитрые разработчики делают с роликов. Реальные игровые модели будут отрисованы погрубее
Но злоумышленники проникли через круто навороченную электронную систему безопасности. Чтобы понять, как им это удалось, Тревис встречается с хакером Сэмом — гуру вычислительных технологий, способным взломать любую защиту, если та включена в электрическую розетку. Сэм не NPC, а еще один игровой персонаж, управляемый нами. В своих путешествиях по виртуальным мирам компьютерных сетей он повстречает уж совсем киберпанковскую личность — виртуальное существо по имени Cube, бывшее когда-то нормальным ученым из плоти и крови. Но неудачно прошедший эксперимент перенес его личность в виртуальность, да и память отшиб почти начисто. Cube — наш третий герой. Каждый из великолепной троицы имеет свои цели, слабо пересекающиеся с интересами остальных. Лишь к концу игры три почти самостоятельные истории сольются в единый поток и дадут ответ на основной вопрос любого детектива: «Кто тут у нас главный злодей?»
Жанр игры сами разработчики определяют как (в порядке убывания значимости) adventure-RPG-action, а для простоты— action-RPG. Попробуем разобраться с этим лихо замешанным коктейлем. Основная сюжетная линия — квест чистой воды. В начале игры наши герои находятся в полных непонятках, имея на руках лишь невнятные улики и слабые намеки на направление, в котором следует искать истину. Постепенно кусочки мозаики начинают состыковываться, но это не только дает ответы на вопросы, но и ставит новые, еще более мудреные. И так вплоть до полного прохождения. В изобилии в Duality будут и пазлы — вечная любовь и худшее проклятие любого квестомана. Ролевые элементы, как водится, представлены системой развития персонажей. Набираемся опыта — получаем level up, а с ним и новые способности или улучшение уже имеющихся. Action, он и в Африке — action. Со злодеями придется биться, и не только в реальном мире, но и в виртуальности. Бяки склонны действовать преступными группировками составом до пяти особей за раз. Причем дизайнеры наделяют противника не только индивидуальным, но и групповым AI, так что оппоненты не будут валить толпой на пулеметы. Вообще разработчики надеются сделать боевку настолько интересной, что даже планируют вставить в Duality сетевую игру в режиме дезматч. Хотя я пока слабо представляю, как это будет выглядеть, слишком уж разные возможности у героев, и даже сферы обитания не всегда пересекаются.
Три персонажа дают нам три разных геймплея. Тревис — наемник, он работает за деньги, которые тратит на новое оружие, разнообразные сенсоры и датчики и даже имплантанты, придающие ему еще большую смертоубойность. Ему даже целиться не надо, пули автоматически ложатся куда следует. Но действует наш солдат удачи только в реальном мире, в виртуальность ему путь заказан. Хакер — наиболее универсальный герой. Правда, стреляет он похуже наемника, целиться за него придется игроку, но у него имеется широчайший набор сенсоров, позволяющих заранее узнать о приближающейся опасности и избежать ее, если получится. Это особенно актуально, пока Сэм находится в виртуальности. В это время его физическое тело беспомощно, так что, прежде чем завиртуалиться, следует обложиться датчиками и минами-ловушками. В виртуальности у хакера имеется Программистская библия — своеобразный сборник заклинаний, которые на самом деле являются кряками, вирусами, нюками, подбиралками паролей и прочими милыми программными продуктами деструктивной направленности. Cube лишен физического тела и на события реального мира непосредственно влиять не может, но в виртуальности он дома, где, как известно, и стены помогают. С поднятием левела наш бесплотный герой получает воистину божественную силу и власть в виртуальности, а заодно вспоминает все новые подробности своего прежнего, человеческого существования.
А это один из наших героев — наемник Тревис. Прочный армор, большой пистолет и умение ныкаться за углом — что еще нужно, чтобы спокойно встретить любого врага?
Технологической основой Duality служит Blue engine 3.0 — новая версия уже неплохо зарекомендовавшего себя игрового движка. На нем под маркой Phantagram вышла не одна игра, a Kingdom under fire даже получила широкую известность. Blue поддерживает большинство современных технологий трехмерной графики. В Duality нам обещают такие модные фишки, как bump-mapping, динамические тени и реальную кинематику разлетающихся осколков разрушенных предметов. Модели персонажей и NPC будут состоять из пары тысяч полигонов каждый, а при прокрутке заранее отрисованных неинтерактивных роликов количество полигонов на сцене будет увеличиваться в несколько раз. В связи с движком следует отметить еще одну особенность игры. Обычно издатель лишь финансирует проект, оставляя всю техническую часть на долю разработчиков, но в Duality это не так. Phantagram предоставил Trilobyte Graphics не только движок, но и инструментарий разработки. Таким образом, испанцы могут полностью сосредоточиться на проработке содержательной части, не отвлекаясь на поиск технологических решений. Хочется верить, что Trilobyte Graphics удастся сделать действительно необычную и интересную игру, ведь костяк этой начинающей испанской фирмы составляют бывшие сотрудники Pyro — авторы Commandos, одного из наиболее оригинальных проектов за последние несколько лет.
До появления Duality на прилавках остается еще почти год. Есть время прочитать «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко и посмотреть «Матрицу», чтобы как следует проникнуться духом киберпанка и осознать, что это не хроники жизни компьютеризированной шпаны, а попытка понять, почему и зачем мы так стремимся создать искусственный разум, виртуальные миры и прочие способы укрыться от реальности. И, как говорил Морфей: «What is real?»
Выводы
Если игра получится, то это будет что-то совершенно необычное, не имеющее аналогов. Возможно, потом игры про виртуальную реальность повалят валом, но Duality — первая ласточка киберпанка в игровом мире. Если же разработчикам не удастся в нужной пропорции смешать жанры, то мы получим несмешной клон MDK (там тоже было три героя, которыми надо было управлять по очереди).
Юрий Салтыков aka Bitnik
Жанр - action-RPG Разработчик Trilobyte Graphics Издатель - Phantagram Дата выхода - осень 2002 г.
*** |