В работе У.М. Пауэрса (Powers W.M. Mikasa: Japan's Memorial Battleship // USNIP. - 1976. - April. - P.69-77. - Прим. авт.) содержится интересная информация о восстановлении "Миказы", мои искренние поздравления по этому поводу - статья просто высший пилотаж. Для меня она особенно интересна, так как я лично участвовал в этом.
Я считаю, что без прямого вмешательства адмирала Честера У. Нимица сейчас не существовало бы никакой "Миказы". Еще в довоенное время, когда он командовал крейсером Соединенных Штатов "Augusta" (CA-31), флагманом китайской станции Азиатского флота, адмирал Нимиц несколько раз посетил Японию. По воспоминаниям миссис Нимиц, она неплохо провела там время. Супруги смогли по-настоящему оценить характер японцев, безусловно, намного лучше, чем большинство из нас тогда. И потому вскоре после победы над Японией, когда адмирал Нимиц посетил Йокосуку, он был всерьез встревожен после осмотра "Миказы", которая явно расхищалась на лом и сувениры. И, конечно, Советы, через штаб генерала Дугласа Макартура, явно хотели вычеркнуть всякое упоминание о "Миказе", память о ней была уж слишком раздражительна. Адмирал Нимиц приказал прекратить расхищение корабля и выставил на борт охрану.
Но к этому времени все, что некогда находилось на борту "Миказы", было безвозвратно утрачено. Затем в 1957 году, адмирал Нимиц написал для одного японского журнала статью о том, как важно сохранить "Миказу", имеющую такое огромное национально-историческое значение. Он пожертвовал скромные доходы от статьи в “Фонд Сохранения "Миказы"”, тогда еще совсем неоперившуюся группу энтузиастов, заинтересованных в сохранении корабля.
Вклады в этот фонд капали тоненькой струйкой, так как среди народа эта идея не пользовалась популярностью из-за дискредитации всего военного. К осени 1958 года, фонд располагал суммой, составляющей примерно $3.200, внесенной Японскими силами самообороны, и $3.000, вложенными американской военно-морской базой. Министерство Обороны Японии добавило еще 50 млн. иен, приблизительно $139.000.
В ходе Корейской войны LST-737 - 16.500-тонный корпус находился под контролем армии США в Окинаве и использовался как жилье, частично восполняя пробел из-за переполненности казарм Йокосуки. В 1958 году нужда в этом отпала, но корабль уже находился в весьма плачевном состоянии. И вдруг меня, как командира действущего Флота в Йокосуке, внезапно посетила мысль: поскольку корабль не состоял в каких бы то ни было списках, почему бы его не передать в фонд "Миказы", формально списав на слом? Мой японский коллега, командир Регионального района Йокосуки японских Морских сил самообороны, вице-адмирал Ёсимори Тераи (Yoshimori Terai) был настроен весьма пессимистично и предсказал, что я столкнусь с непробиваемым бюрократизмом. Мой непосредственный начальник, контр-адмирал Ф.С. Уифингтон (F.S. Withington), командующий Военно-морскими Силами в Японии, был готов. Так что, направив меня по другим делам в Вашингтон, он, кроме того, послал со мной и это предложение.
Как и подозревал адмирал Тераи, бюрократизм действительно сильно препятствовал. Но, в конце концов, после ряда трудностей 14 декабря 1959 года LST-737 был передан в Фонд "Миказы". Он был формально “продан на слом” за 23 млн. иен, что приблизительно составило $63.900, или около трети всех затрат на восстановление.
По иронии судьбы, адмирал Нимиц, настоящий герой этого дела, не присутствовал на церемонии восстановления 27 мая 1961 года - День Флота Японии и годовщина победы над русским флотом у Цусимы. Президент Дуайт Д.Эйзенхауер планировал поездку в Японию, но в последнюю минуту вынужден был ее отменить из-за демонстраций левых в Японии. Адмирал Нимиц также опасался своей широкой известности в Японии, которая могла привести к конфронтации, тем самым испортив церемонию, или привести к взаимному смущению. Адмирал Уифингтон, к тому времени уже ушедший в отставку, по личным причинам также не смог принять приглашение. Так что я остался единственным, принявшим кое-какое участие в востановлении, и потому был выбран в качестве представителя США и американского Флота. Таким образом, при официальной церемонии я зачитал официальные поздравления от Морского Секретаря Джона Б. Конноли младшего (John B. Connally Jr), командира китайской станции адмирала Орли Бьерка (Arleigh Burke) и официально подарил большой портрет Тай Со Нимица ("Tai Sho" - Большой Морской Правитель (яп.). - Прим. ред.). Содержание моей речи нельзя полностью передать, но это было что-то в благородном духе. "Yomiuri Shimbun" сообщала, что “по окончании речи были бурные и продолжительные аплодисменты”.
Все иностранные военные и военно-морские атташе в Токио были приглашены на пышный завтрак, устроенный в честь окончания церемонии восстановления, на котором председательствовал сам Командующий Военно-морскими Силами в Японии вице-адмирал E.E.Yeomans. Разумеется, что советские атташе были также приглашены, но не появились и даже не прислали свои сожаления.
Как показывают фотографии, "Миказа" был довольно тщательно восстановлен. Но орудия и башни, выполненные из стальных листов, при ближайшем рассмотрении не соответствуют действительности.
Но самое важное это то, что "Миказа" стала достопримечательностью для туристов, и миллионы посетителей могут воочию убедиться, что “Большой Злой Медведь” не такой уж и страшный, и в конце концов и на него найдется управа.
Таким образом, я считаю, что адмирал Нимиц стал тем решающим средством, которое спасло "Миказу" от сдачи на слом. Старый корабль перед восстановлением был в плачевном состоянии, а его верхние надстройки напоминали скорее огромный зал для танцев.
Сегодня портрет Адмирала флота Нимица с автографом, висит на почетном месте в каюте адмирала Того.
Кемп Толли - контр-адмирал Флота США (в отставке)
Щелкните по фото, для увеличения
Русско-японская война горькая страница русской истории.
Да - русские войска и русский военно-морской флот героически сражались и погибали.
Но во имя чего? Каковы причины этой войны? Жадность царя Николая II, его Григорий Распутин и все остальные прогнившие аристократы.
Перейти на форум:
Реклама
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.