Портрет: по законам мужества
Уютная мастерская в центре Москвы. Перед художником Наумовым незаконченный портрет сержанта в милицейской форме с орденом Красной Звезды на груди.
— Что, Николай Федорович, устали? — обратился художник к сидящему перед ним милиционеру. — Да, ведь позировать — не такая уж простая работа. — Верно.
Художник смешал краски и продолжал:
— Пишу, а вы все время куда-то уходите от меня. Ну-ка, вспомните тот день, и постараемся пережить его вместе.
Ледовской вздохнул, задумался на миг, а затем неторопливо начал:
— День был теплый, солнечный, и настроение у меня — отличное. Сынишку привез из больницы. Олег долго и тяжело болел. И вот — встал на ноги. Я, конечно, от него — никуда. Ну, а вечером — дежурство. Получил инструктаж, завел машину и в путь Дубининская, Дербеневская набережная... Несколько раз поднимался в квартиры, в которых срабатывала сигнализация. Нет, не от воров срабатывало — от технических погрешностей. И только в пять часов утра слышу, дежурный вызывает по рации и дает указание срочно следовать по адресу: Дубининская, 65.
— Извините, Николай Федорович, — перебил художник, — о чем вы подумали в тот момент? — В нашем деле, Виктор Васильевич, возможны всякие неожиданности, но, честно говоря, об опасности я не думал. Развернулся и — вперед. Через три минуты въехал во двор восьмиэтажного дома. У подъезда уже стояла патрульная машина. Встретивший меня милиционер сообщил: вор залез в квартиру на первом этаже, но не знал, что она под охраной. Когда мы появились, он прыгнул через окно. Старший экипажа — за ним, в погоню... Приметы: высокий такой, в сером пальто и шляпе.
После разговора я сразу же выехал на Дубининскую, полагая, что преступник побежит именно по этой улице.
— И что же? — спросил художник.
— Еду. Смотрю на подъезды. На тротуарах — ни души. Подумал: нужно осмотреть переулки. Свернул в ближайший — и надо же, — метрах в ста от меня бежит человек в сером пальто и шляпе. Я — на газ и за ним. Поравнялись, останавливаю машину, распахиваю дверцу, прыгаю на асфальт. Чувствуя, что от преследования не уйти, преступник резко повернулся и занес нож, но я мгновенно отреагировал ударом. Нож, описав дугу, покатился по мостовой. Преступник, падая, увлек меня за собой. Завязалась схватка. В момент борьбы он пустил в ход второй нож и ранил меня в бок. От боли я откинулся назад, выхватил пистолет. Кричу: «Не вставать!» Распластанный на мостовой грабитель вздрагивает от страха, а я от потери крови с трудом стою на ногах. Но креплюсь — только бы не упасть. Смотрю вперед: хоть кто-нибдь бы появился. И вдруг раздался шум — в переулок въехала машина. Водитель сразу понял, в чем дело, и бросился мне на помощь. Потом подошел еще один человек...
В отделении милиции инспектор — дежурный отправил преступника в камеру, а меня — в больницу, прямо на операционный стол. Уже в палате товарищи сообщили, что мы задержали матерого рецидивиста, разыскиваемого милицией.
Что еще? Выздоровел, вышел на службу. И вскоре узнал, что я, милиционер-водитель отдела вневедомственной охраны при Москворецком РУВД, награжден орденом Красной Звезды.
Ледовской встал со стула и подошел к портрету:
— Что, Виктор Васильевич, помог вам мой рассказ? — Конечно, Николай Федорович. Теперь уверен, портрет получится.
Е. Лыкова, С. Чеботарева 1983 |