Очищение от белогвардейских банд Джаркентско-Пржевальского района
Боевые действия в Джаркентско-Пржевальском районе и в начале 1920 года сохранили свой специфический характер борьбы с диверсионными бандами, перебрасываемыми интервентами и белогвардейцами из-за границы.
Отличительными чертами боевых действий в этом районе были:
а) отсутствие какой-либо определенной линии фронта;
б) большая подвижность противника, быстро меняющего местоположение своих банд в соответствии со складывающейся боевой обстановкой и соотношением сил;
в) нахождение центров формирования и источников снабжения антисоветских банд за границей (Синьцзян), куда белогвардейские шайки бежали при неблагоприятном для них развитии боевых действий.
Все это создавало дополнительные трудности для советского командования и требовало от него концентрации в Джаркентско-Пржевальском районе сравнительно значительных сил.
Операции в этом районе имели немалое значение для развития военных действии на наиболее важном в условиях Семиречья Северном фронте. Интервенты и белогвардейцы, перебрасывая через границу диверсионные банды, стремились оттягивать в пограничные районы советские резервы, предназначенные для Семиреченского Северного фронта, разрушать коммуникации, дезорганизовывать тыл. Одной из их главных задач была активизация антисоветских элементов внутри Семиречья.
Не случайно наибольшую активность в Джаркентско-Пржевальском районе белогвардейцы проявляли летом и осенью 1919 года, т. е. в самый напряженный период борьбы в Северном Семиречье. Присланные в Семиречье Реввоенсоветом Туркестанского фронта кавалерийский полк и мусульманский батальон пришлось тогда направить не на Северный фронт, а в Джаркентско-Пржевальский район.
Военные действия в Джаркентско-Пржевальском районе имели значение не только для Семиречья. Через этот район тянулись нити от белогвардейских гнезд, образовавшихся под руководством и при помощи иностранных империалистов в Синьцзяне, к ферганским басмачам.
Для советского командования было важно как можно скорее очистить Джаркентско-Пржевальский район от белогвардейских шаек и обезопасить область от дальнейшего проникновения банд через китайскую границу.
К началу 1920 года положение в пограничных с Синьцзяном уездах сложилось следующим образом: двум крупным белогвардейским бандам удалось проникнуть в глубь области; банда Сидорова находилась в районе Джаркента, базируясь на пограничные поселки Хоргос и Басканчи; банда Брянцева заняла населенные пункты Дубун, Подгорное и Чунджу и проникла в район Башаринских хуторов. Дальнейшее продвижение банд было приостановлено, их попытки захватить Джаркент и выйти к Пржевальску окончились неудачей. Но само нахождение в пограничной полосе белогвардейских скопищ, все время выделявших мелкие шайки для набегов местного значения, было совершенно нетерпимо.
Успешные боевые действия в конце 1919 года в Джаркентско-Пржевальском районе советских войск, активно поддерживаемых трудящимся населением, создавали необходимые предпосылки для полной ликвидации белогвардейских банд.
На 15 января 1920 года советские войска, действовавшие в этом районе, насчитывали 1573 штыка и 786 сабель при 11 орудиях и 8 пулеметах.
Операция по очистке Джаркентско-Пржевальского района от белогвардейских банд началась 18 января 1920 года. Подразделения 3-го стрелкового и 4-го кавалерийского полков, разбив банды Сидорова, погнали их к границе. 22 января Красная Армия освободила село Пенжим, а 23 января — опорные пункты противника, пограничные поселки Хоргос и Басканчи. При преследовании было взято в плен около 70 белоказаков и алашордынцев. Вся пограничная полоса в районе Джаркента была очищена от противника. Остатки банды бежали на территорию Китая.
На Кольджатско-Нарынкольском направлении подразделения 3-го стрелкового и 4-го кавалерийского полков, отбив 18 января наступление белогвардейской банды западнее села Подгорного, сами перешли в атаку и освободили село. Развертывая дальше наступательные действия со стороны сел Подгорного и Богословского, эти подразделения разбили банды белогвардейцев и освободили 22 января аул Узун-Там, а 24 января — Дубун.
Южнее этого участка советские войска 21 января заняли аул Баяи-Казах, 23 января — Дардамты, а 24 января — пограничный населенный пункт Кольджат. Остатки белогвардейских банд бежали на территорию Китая.
Расчеты белобандитских главарей собраться с силами на территории Синьцзяна для нового вторжения в Советское Семиречье не оправдались. Победы Красной Армии в вооруженной борьбе с интервентами и белогвардейцами, особенно разгром армии Колчака, симпатии трудящихся Синьцзяна к стране Советов — все это заставило синьцзянские власти гораздо осторожнее отнестись к использованию их территории белогвардейцами для борьбы против Советской власти. Синьцзянские военные власти, по представлению советского командования Семиречья потребовали от перешедших границу банд, чтобы они покинули китайскую территорию.
Остатки белогвардейских банд численностью около 200 человек направились вверх по течению реки Хоргос и через горные проходы хребта Джунгарский Ала-Тау — в расположение белогвардейских войск Семиреченского Северного фронта. Но немало белогвардейцев осталось на территории Синьцзяна.
Джаркентско-Пржевальский район к концу января 1920 год. был очищен от белогвардейских банд.
С.Н. Покровский "Победа Советской власти в Семиречье"
Издательство Академии наук Казахской ССР
Алма-Ата – 1961
***
|