Первая затонувшая подводная лодка была поднята в 1910 году Российскими моряками
Первая крупная спасательная операция была проведена в России еще в начале 80-х годов Х1Х века, когда с помощью водолазов и мощных понтонов на поверхность после откачивания воды была поднята броненосная канонерская лодка "Русалка".
Затем, в феврале 1904 года, во время русско-японской войны 1904-1905 годов, нашим морякам и инженерам в Порт-Артуре при помощи понтонов пришлось ставить на ровный киль и поднимать для ремонта севшие на мелководье после удачной атаки неприятельских миноносцев три крупных корабля: броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич" и крейсер "Паллада". Несмотря на отсутствие мощных подъемных механизмов, корабли были введены в строй уже через четыре месяца.
В 1910 году русские водолазы впервые в мире подняли с небольшой глубины подводную лодку "Камбала", затонувшую в результате аварии на Черном море годом раньше.
Первый успех при подъеме крупного корабля пришел к русским в годы первой мировой войны: неподалеку от Одессы они подняли подорвавшийся на мине и затопленный в июне 1915 года на 20-метровой глубине турецкий крейсер "Меджидие", водоизмещением около 3000 тонн, вошедший вскоре в состав Черноморского флота.
Большую работу пришлось провести водолазам на Черном море, где после ухода в Турцию "белого" Черноморского флота в ноябре 1920 года не осталось ни одного крупного корабля (другие линкоры и крейсеры Черноморского флота были либо затоплены экипажами, либо подорваны в севастопольских доках). В первую очередь были подняты затопленные на небольшой глубине крейсер "Память Меркурия" (впоследствии "Коминтерн"), эсминец, получивший вскоре наименование "Незаможник", и две подводные лодки: "АГ-23" и "АГ-24".
В 1923 году была образована ЭПРОН - экспедиция подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом с морских глубин не только кораблей, но и их отдельных частей. Например, с затонувшего в 1916 году в Севастопольской бухте линкора "Императрица Мария" были подняты многотонные броневые башни главного калибра, установленные впоследствии на берегу. Также были подняты несколько меньших по тоннажу судов. Выдающейся для тех времен была и операция по подъему британской подводной лодки L-55, затонувшей на 30-метровой глубине в 1919 году в Финском заливе от попаданий глубинных бомб. Несмотря на значительный срок ее пребывания под водой и опасность разрушения, лодка была в 1928 году поднята спасательным судном "Коммуна" и вошла в состав Балтийского флота, сохранив свое британское наименование.
В 1929 году ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1933 году в Финском заливе спасательное судно "Коммуна" подняло подводную лодку "Рабочий", затонувшую после столкновения в 1931 году на глубине 25 метров. Но лодку не удалось ввести в строй и ее разобрали на металл и запчасти. А 2 августа 1935 года спасателям пришлось выполнять страшную работу - поднимать затонувшую неделей раньше на глубине 56 метров подводную лодку "Б-3" с 55 членами экипажа, на которой совершали практическое плавание курсанты специального отделения Военно-морского училища.
Большое количество кораблей подняли ЭПРОНовцы и флотские спасатели в годы Великой Отечественной войны. Так, в Кронштадтской гавани был поднят затопленный после попаданий бомб лидер эсминцев "Минск", несколько эсминцев и подводных лодок, а в Морском канале Невы - севший на дно после ряда попаданий бомб и тяжелых снарядов линкор "Марат"
Значительные работы по подъему обычных кораблей и подводных лодок пришлось проводить флотским спасателям и в послевоенный период. В ноябре 1956 года, сразу после затопления подводной лодки "М-200" Балтийского флота в Суропском проливе, началась спасательная операция по подъему лодки и оставшихся в живых членов экипажа. Однако флотские начальники совещались около полутора суток и к моменту подъема лодки на ее борту не осталось в живых ни одного человека, хотя в момент аварии их было 28.
В июле 1969 года была завершена операция, в ходе которой в Баренцевом море с глубины почти 200 метров специально построенным для этой цели спасательным судном "Карпаты" была поднята дизельная подводная лодка Северного флота "С-80", затонувшая на глубине 196 метров в январе 1961 года.
Крупная спасательная операция проводилась в октябре 1978 года после столкновения дизельной подводной лодки Тихоокеанского флота "С-178" с траулером "РФС-13". В ней участвовали два спасательных судна и специальная спасательная подводная лодка "БС-480" ("Комсомолец Узбекистана"), тем не менее, "С-178" затонула. В ноябре 1981 года она была поднята на поверхность с 50-метровой глубины и отбуксирована на Дальзавод, но ее восстановление признали нецелесообразным.
В августе 1983 года с небольшой глубины была поднята атомная подводная лодка "К-429", затонувшая в одном из заливов Камчатки.
В апреле 1989 года с большой глубины были спасены несколько десятков матросов и офицеров подводной лодки "Комсомолец".
Наконец, морские спасатели Камчатской флотилии осенью 1997 года совершили настоящий подвиг: имея всего несколько небольших понтонов и маломощных кранов, они подняли на поверхность находившуюся в момент аварии в отстое атомную подводную лодку "Б-313".
PRETICH.ru
*** |