ЯК-18 - 5 вариантов одного самолёта
Многоцелевой четырехместный самолет ЯК-18Т построен в 1967 году. Основные варианты применения самолета следующие:
1. Учебно-тренировочный — для полетов трех курсантов с инструктором.
2. Пилотажно-тренировочный для ознакомления курсантов с элементами пилотажа; экипаж состоит из одного курсанта и инструктора.
3. Пассажирский — для перевозок трех пассажиров с багажом.
4. Санитарный — для перевозок одного больного с сопровождающим.
5. Связной — для перевозки почты и грузов до 250 кг весом.
Схема самолета — одномоторный моноплан с низким расположением крыла и трехколесным шасси с носовым колесом.
Самолет оснащен надежным девятицилиндровым двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л. с. с винтом В530-Д-35. Этот двигатель отлично зарекомендовал себя на самолете ЯК-18ПМ. На двигателе установлен карбюратор АК-14РФ с автоматической коррекцией по высоте, что упрощает управление двигателем.
Фюзеляж цельнометаллической конструкции с дюралевой обшивкой. В хвостовой части обшивка Толщиной 0,8 мм приварена к каркасу точечной электросваркой. Большие окна и лобовое стекло кабины обеспечивают хороший обзор как на земле, так и в воздухе.
Широкие двери автомобильного типа позволяют легко входить и выходить из кабины. Они открываются против потока: исключен случайный срыв в полете. Вместе с тем предусмотрен аварийный сброс дверей. Ручка аварийного сброса расположена в легко доступном месте на борту кабины под приборной доской.
На левом борту фюзеляжа непосредственно за кабиной расположен люк багажного отсека. Створка люка открывается вверх и не мешает посадке в кабину. Багажный отсек имеет объем, достаточный для размещения багажа трех пассажиров или почты.
В кабине расположены два сиденья и диван. Сиденья могут двигаться по направляющим, обеспечивая регулировку по росту летчика. Проход шириной 180 мм между сиденьями и откидные спинки позволяют курсантам меняться местами во время полета. И диван и сиденья можно снять: освобождается место для крупногабаритных грузов.
Основные приборы расположены на средней амортизированной части приборной доски. Выключатели, автоматы защиты сети, краны воздушной системы и другие агрегаты вынесены на боковины и нижнюю панель. В левой части приборной доски расположен пульт управления радиостанцией, в правой — радиокомпасом. Рычаги управления газом и шагом винта установлены на среднем пульте; здесь же находятся краны шасси и щитка, вентили управления створкой маслорадиатора и жалюзи капота.
Для ночных полетов предусмотрена система освещения приборной доски и пультов красным светом. Сила света регулируется реостатом. Если основная система откажет, включается аварийное освещение. Кроме того, в кабине установлен плафон белого света. Самолет оборудован системой обогрева и вентиляции. Окно на двери кабины имеет форточку.
Управление самолетом двойное, штурвальное. Правый пост управления легко снимается. На штурвалах расположены кнопки СПУ и радиостанции, тормозные гашетки.
Штурвальное управление на самолете ЯК-18Т выполнено по оригинальной схеме, обеспечивающей минимальный вес и габариты конструкции. Проводка управления элеронами жесткая, рулями высоты и направления — смешанная.
На левом борту кабины установлена ручка управления триммером руля высоты. Проводка управления триммером — тросовая.
Центроплан имеет двухлонжеронную цельнометаллическую конструкцию.
Между передним и задним лонжеронами располагаются топливные баки и главные стойки шасси. Посадочный щиток крепится на петле к заднему лонжерону и отклоняется при помощи двух пневмоцилиндров. Справа от фюзеляжа в носке центроплана установлен маслорадиатор.
Шасси самолета ЯК-18Т полностью убирается: носовая стойка — по потоку, главные стойки — по размаху крыла. Конструктивно передняя стойка шасси ничем не отличается от стоек самолетов 18П, 18ПМ, 18А. Главные стойки шасси имеют усиленную конструкцию, но детали амортизатора не изменились. Размеры пневматиков колес следующие: передние — 400х150, главные — 500х150. Колеса главных стоек шасси — тормозные. Давление воздуха в пневматиках колес: 2,5— 3 кг/см2.
Уборка и выпуск шасси производятся с помощью пневмоцилиндров; предусмотрена аварийная система выпуска шасси. В выпущенном и убранном положении шасси соответствующие концевые выключатели замыкают цепи сигнальных ламп на специальном табло в кабине.
Топливная система самолета состоит из двух основных, расположенных в крыле, и одного расходного бензобаков, трубопроводов, кранов и других агрегатов. Емкость топливных баков позволяет заливать до 165 кг бензина марки СБ-78, Этого количества бензина достаточно для полета дальностью свыше 1000 км.
Самолет ЯК-18Т имеет достаточно большой комплекс навигационного и связного оборудования, включающий УКВ радиостанцию, систему слепой посадки, радиовысотомер, радиокомпас, курсовую систему ГМК-1А, авиагоризонт и пр. Светотехническое оборудование самолета, кроме системы красного света, включает в себя бортовые аэронавигационные огни, посадочную и рулежную фару, установленную на левой консоли крыла.
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
Пояснения:
А - вид на правый борт: 1 - правые педали ножного управления, 2 - штурвал правого лётчика, 3 - замок двери, 4 - сиденье правого лётчика, 5 - правая дверь, 6 - диван, 7 - заднее боковое окно.
Б - вид на левый борт: 1 - левые педали ножного управления, 2 - штурвал левого лётчика, 3 - замок двери, 4 - карман для мелких вещей на левой двери, 5 - сиденье левого лётчика, 6 - левая дверь, 7 - диван, 8 - заднее боковое окно.
В - вид передней стенки и приборной доски: 1 - пульт управления радиостанцией, 2 - основная приборная доска, 3 - магнитный компас, 4 - пульт управления радиокомпасом, 5 - правая панель управления электросистемой, 6 - правые педали ножного управления, 7 - средний пульт управления газом и шагом винта, шасси и т. д., 8 - левые педали ножного управления, 9 - левая панель управления электросистемой.
Основные летные данные самолета ЯК-18Т приведены в таблице.
Самолёт
|
ПО-2
(У-2)
|
УТ-2
|
УТ-1
|
ЯК-18
|
ЯК-18А
|
ЯК-18П
|
ЯК-18ПМ
|
ЯК-18Т
|
Год выпуска
|
1927
|
1935
|
1936
|
1946
|
1957
|
1961
|
1965
|
1967
|
Экипаж
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Взлётный вес (в кг)
|
912
|
850
|
618
|
1060
|
1316
|
1093
|
1105
|
1620
|
Вес пустого (кг)
|
655
|
611
|
450
|
750
|
1025
|
937
|
949
|
1200
|
Площадь крыла (М2)
|
35,4
|
17,12
|
9,58
|
17
|
17
|
17
|
17
|
18,5
|
Мощность двигателя (л.с)
|
100
|
110
|
160
|
160
|
260
|
260
|
300
|
300
|
Макс. Скорость км/час
|
152
|
210
|
257
|
245
|
254
|
295
|
320
|
300
|
Скороподъёмность м/сек
|
2,6
|
3,4
|
7,4
|
3,5
|
5,5
|
8
|
10
|
5
|
Потолок (м)
|
4500
|
3500
|
7120
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
Дальность полёта (в км)
|
500
|
750
|
670
|
1095
|
725
|
400
|
400
|
1000
|
Разбег (в м)
|
78
|
175
|
90
|
190
|
215
|
|
|