Институт физико-технических проблем энергетики, Каунас
Вильнюс — Каунас — заграница. Это как бы огромный треугольник, который Альгирдас Жукаускас не раз объезжает за год. Вице-президент Академии наук Литовской ССР живет и работает в Вильнюсе. Работает он и в Каунасе — в Институте физико-технических проблем энергетики, который он создал, которым долгое время руководил и где его всегда ждут кабинет, лаборатории, коллектив ученых. Зарубежные командировки — это научные конференции, лекции в университетах, издательская работа. А. Жукаускас является редактором, членом редколлегии и активным автором многих советских и зарубежных журналов по теплообмену.
Теплообмен и теплообменники — эти магические слова постоянно звучат в разговорах ученого не только с сотрудниками, но и с инженерами и даже с друзьями.
То, что называется теплообменником, в жизни существует в разных видах. Радиатор, обогревающий дом, и радиатор, охлаждающий двигатель автомобиля, — теплообменники. Какую бы форму они ни приняли, по каким бы разным принципам ни действовали, какое бы специфическое назначение ни имели, их схемы в учебниках похожи одна на другую: по трубе течет горячая жидкость, трубу омывает холодная струя, направление которой иногда продольное, иногда перпендикулярное трубе или расположенное под определенным углом к ней. И еще у теплообменников есть одно общее свойство — все они передают тепло от более горячего более холодному.
— Просто? Человеку из всех видов энергии больше всего нужна теплота. И отнюдь не только для обогрева жилища. Человечество научилось превращать теплоту в электроэнергию. На заводах теплоту заставляют выполнять самую тяжелую работу. Но чем крупнее электростанции, заводы, тем больше должны быть и теплообменники. Нередко они вырастают до гигантских размеров. А это непрактично. Было бы гораздо лучше, если бы они были меньше, а тепла отдавали больше. Вот эта проблема и занимает ученых. И не только она. Как собрать больше теплоты, если она, как вода, всегда норовит просочиться между пальцев: использует проводимость предметов, распространяется волнами, ее уносит конвекция. А еще этот пограничный слой с его странностями.
Академик горячо рассказывает об этих проблемах, ведь он посвятил им всю свою жизнь. Еще будучи студентом, он начал сомневаться в том, что к жидкостям можно применять те же закономерности теплообмена, что и к газам. Это сомнение лишило покоя будущего ученого.
А. Жукаускас своими руками создал экспериментальный стенд и начал исследовать теплообмен в потоках жидкостей. Опыты не обманули его ожиданий. Прошло всего несколько лет, и молодой ученый опубликовал данные исследований, а в учебниках для высших школ многих стран мира уже были напечатаны схема экспериментального стенда Альгирдаса Жукаускаса, формула, названная его именем, установленные им новые закономерности теплообмена.
Исследования расширялись. Бывшие студенты А. Жукаускаса, а затем его аспиранты и сотрудники Альгимантас Амбразявичюс, Витаутас Макарявичюс, Анупрас Ланчяускас, Юозас-Витаутас Жюгжда — ныне руководители лабораторий, известные ученые. У каждого из них свой участок научной деятельности. Все они и составляют литовскую школу теплофизиков.
— Мы можем скромничать, — говорит руководитель лаборатории высокотемпературных потоков, доктор наук А. Амбразявичюс, — но факт остается фактом: вряд ли в мире есть более сильный центр теплообмена, чем каунасский, изучающий сложное турбулентное движение газов и жидкостей.
— Это, например, подтверждает и сериал книг «Теплофизика». Похожий сериал выходит в Нью-Йорке. Различие лишь в том, что там публикуются исследования по теплообмену, осуществляемые в разных странах, а мы печатаем только свои оригинальные работы, — добавляет Юозас Жюгжда.
Здание Института физико-технических проблем энергетики находится в Каунасе, на улице Метало. Строение ничем не примечательное в архитектурном отношении. Но внутри него — сложный мир науки. Первый, второй, третий этажи... Сплошь лаборатории, сплошь экспериментальные стенды, приборы, электронно-вычислительные машины.
В кабинете академика А. Жукаускаса нет никаких приборов. Здесь только книги. Только мысль — с ее неожиданным поворотом, обобщением, рвущаяся вперед, чутко улавливающая пульс времени — энергии людям нужно все больше: откуда ее черпать, как лучше использовать, и, наконец, — как ее беречь.
Тересе Кезене "Литва сегодня" №1(30) 1988 г.
*** |