November 21 2024 09:48:30
Навигация
Последние статьи
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
· Борьба с пьяницами -...
· IP-телефония, мир со...
· Родство балтийский я...
Иерархия статей
Статьи » Армия - оружие, организация, подготовка » Заправщики горючим в армии США
Заправщики горючим в армии США

Автомобильные средства заправки горючим в армии США

Современный уровень технической оснащенности армии США, повышение скоростей движения и маневренности подразделений и частей вызвали, как отмечается в иностранной печати, значительное увеличение потребности сухопутных войск в горючем и повысили требования к гибкости и надежности системы обеспечения горючим.

По мнению американских военных специалистов, важное место в системе обеспечения войск занимают вопросы подвоза и заправки горючим боевых машин в полевых условиях. Для своевременного выполнения данных мероприятий в США большое внимание уделяют развитию автомобильных средств заправки. Судя по сообщениям иностранной прессы, основными направлениями совершенствования этих средств являются следующие:

— повышение проходимости топливозаправщиков до аналогичного показателя боевых машин и другой заправляемой военной техники;
— применение унифицированного оборудования с целью обеспечения заправки всех видов военной техники, находящейся в сухопутных войсках, включая вертолеты и самолеты армейской авиации;
— увеличение производительности раздаточных систем и количества раздаточных линий для сокращения времени заправки;
— повышение требований к очистке горючего от механических примесей и воды;
— секционирование цистерн для транспортировки различных сортов горючего в изолированных отсеках;
— внедрение нижнего способа слива- налива цистерн;
— применение для изготовления цистерн и другого оборудования легких нержавеющих сплавов и стеклопластиков, чтобы уменьшить их вес и более полно использовать грузоподъемность базовых шасси;
— механизация и автоматизация основных рабочих операций, ремонт средств заправки в полевых условиях;
— использование в качестве базового шасси автомобилей с многотопливными двигателями.

Американские специалисты считают, что автомобильные средства заправки войскового звена должны обладать высокой живучестью, иметь низкий силуэт и броневую защиту от огня стрелкового оружия. В иностранной печати отмечалось, что поражение одного топливозаправщика равнозначно потере в наступлении четырех-шести танков.

Топливозаправщик М559 армии США и стран НАТО
Рис. 1. Топливозаправщик М559

В настоящее время в звене бригада-батальон армии США наиболее широкое применение находят автомобильные топливозаправщики серии М49 (М49А1С, М49А2С, М49С) и М559, а также полуприцепы-цистерны (автоцистерны) серии М131 (М131А1, А2, АЗС, А4С и А5С) и М857. Их тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики американских автомобильных средств заправки горючим

Наименование средств Общий вес с горючим. кг Вместимость цистерны, л Тип насоса Раздаточные рукава: количество Максимальная скорость движения по шоссе, км ч
скорость подачи горючего, л/мин длина, м запас хода, км
Топливозаправщик М49А2С 10200 4542 Ротационный 1 90
303 10.6 480
Топливозаправщик М559 20797 9463 Центробежный 3 48
1135 7,6 650
Полуприцеп-цистерна М131А4С 31000 18927 Центробежный 2 84
852 15 480

Специальное оборудование топливозаправщиков серии М49 установлено на шасси автомобилей высокой проходимости (колесная формула 6X6). На всех машинах (кроме М49С) в качестве ходовых двигателей используются многотопливные модификации, работающие как на дизельном топливе, так и на автомобильных бензинах. Состав оборудования традиционен и включает: цистерну, топливный насос, фильтр-сепаратор, счетчик жидкости, трубопровод с запорной и регулирующей арматурой, комплект всасывающих и раздаточных рукавов, оборудованных раздаточными кранами или наконечниками для закрытой (под давлением) заправки. Имеются также средства пожаротушения и отвода статического электричества (два углекислотных огнетушителя и кабель, с помощью которого машина заземляется при заполнении цистерны или заправке техники).

Цистерна топливозаправщика М49А2С изготовлена из нержавеющей стали и имеет два изолированных отсека (вместимость по 2271 л), а стальные цистерны моделей М49А1С и М49С — по три (757, 1514 и 2271 л). Такая конструкция цистерн, по мнению американских специалистов, обеспечивает живучесть топливозаправщика и возможность транспортировки двух-трех сортов горючего.

В качестве средств перекачки горючего на машинах серии М49 применены ротационные насосы с приводом от двигателя автомобиля. Номинальная подача составляет 303 л/мин при частоте вращения вала 700 об/мин. Как отмечалось в зарубежной печати, узким местом являются фильтры-сепараторы, которые ограничивают производительность раздаточных систем при заправке до 189 л/мин, то есть не полностью используются возможности насосов. Конструктивно они представляют собой агрегат с фильтрующими и сепарирующими элементами и автоматическими устройствами. При прохождении топлива через фильтр-сепаратор на фильтрующих элементах оседают механические примеси, а на сепарирующих происходит отделение воды.

Автоматические устройства обеспечивают прекращение подачи горючего на заправку при выходе из строя указанных выше элементов или когда загрязнение фильтра-сепаратора достигает верхнего предела (максимально допустимое содержание примесей 10 мг/л); а также удаление воды, скопившейся после сепарации. Контроль за состоянием элементов фильтра осуществляется с помощью манометра, измеряющего давление на входе, выходе и во внутренней полости фильтра- сепаратора. Если разность между давлением на входе и выходе превышает 1,4 кгс/см2 или при внезапном спаде величины разности давления, фильтрующие элементы заменяются.

Полуприцеп-цистерна М131А4С, заправщики армии США и НАТО
Рис. 2. Полуприцеп-цистерна М131А4С

Комплекты рукавов на топливозаправщиках серии М49 включают по одному раздаточному рукаву диаметром 38 мм и длиной 10,7 м и по два напорио-всасывающих рукава с таким же диаметром и длиной 3 м каждый. Раздаточный рукав оборудован краном, в сливном патрубке которого имеется сетка-фильтр грубой очистки. Запорно-регулирующая арматура топливозаправщиков обеспечивает выполнение следующих операций: наполнение цистерны горючим с помощью постороннего насоса верхним (через верхнюю наливную горловину) и нижним (через приемный патрубок) способами, а также наполнение ее горючим с помощью своего насоса; выдачу горючего из цистерны на заправку через фильтр и счетчик; слив горючего из цистерны как посторонним, так и своим насосами, а также самотеком.

Зарубежные специалисты считают нижний способ наполнения цистерны горючим более прогрессивным по сравнению с верхним, так как при последнем происходит усиленное образование зарядов статического электричества и паров. Возникает опасность воспламенения и одновременно происходит загрязнение горючего атмосферной пылью и осадками.

Управление запорной арматурой осуществляется из кабины, в которой размещена основная часть специального оборудования, органов управления и контрольно-измерительных приборов. Задвижки открываются и закрываются вручную, а донные клапаны — с помощью рычажного механизма.

Топливозаправщик М559 (рис. 1) поступил на оснащение сухопутных войск в начале 70-х годов и в настоящее время является основным средством заправки боевой техники армии США. В качестве базового шасси для него применен плавающий сочлененный автомобиль повышенной проходимости М520 «Гоуэр», благодаря чему М559 используется для перевозки горючего и заправки им боевой техники в районах, не доступных для обычных машин. Он служит также для заправки топливом самолетов и вертолетов армейской авиации.

Топливозаправщик М559 имеет цистерну из нержавеющей стали, центробежный насос и фильтр-сепаратор. При помощи раздаточной системы он может заправлять одновременно три единицы боевой техники со скоростью 190, 380 и 1130 л/мин. Кроме трех раздаточных рукавов (намотаны на барабаны), есть два напорно-всасывающих (диаметр 76 мм и длина 4,6 м каждого), которые размещаются в специальных пеналах. На борту топливозаправщика установлены также две бочки по 210 л для масла или специальных жидкостей.

В армии США все еще используются устаревшие полуприцепы-цистерны серии М131 (в основном последние модификации, рис. 2), буксируемые седельными тягачами. Внутренняя поверхность цистерн покрыта антикоррозийным покрытием, а у М131А5С цистерна выполнена из нержавеющей стали. Перекачка горючего осуществляется центробежным насосом. Для замены указанных образцов с середины 70-х годов в сухопутные войска поступают полуприцепы-цистерны М857, которые по сравнению с М131 имеют уменьшенные габариты, повышенную маневренность и устойчивость во время движения, а также большую производительность раздаточных систем. Загрузка горючим выполняется закрытым способом со скоростью до 3000 л/мин от внешнего насоса и 1400 л/мин от своего, имеющего привод от дизельного двигателя. На М857 есть три комплекта оборудования для заправки боевых и транспортных машин (со скоростью 270 л/мин), заполнения баков самолетов через заправочное устройство, расположенное над крылом (380 л/мин) и под крылом (1400 л/мин).

Заправлять боевую технику в полевых условиях с использованием указанных выше средств предусматривается двумя основными способами: путем подхода топливозаправщиков и полуприцепов-цистерн к машинам (в том числе к танкам) и наоборот. Американские военные специалисты считают, что при выборе способа необходимо учитывать возможность обстрела артиллерией или нападения противника с воздуха, сложившуюся боевую обстановку, характер местности, погодные условия, технические возможности используемых топливозаправщиков и другие факторы. Однако во всех случаях главным требованием остается максимальное сокращение сроков проведения заправки. В связи с этим большое внимание уделяется рациональному использованию топливозаправщиков в условиях боевых действий.

Так, считается, что топливозаправщики М559, придаваемые танковому батальону, закреплять за танковыми ротами нецелесообразно, а заправку танков осуществлять эшелонировано в двух выбранных для этих целей районах, куда те по мере необходимости будут прибывать с огневых позиций (по три единицы). При выдаче из четырех топливозаправщиков половины горючего остатки его передаются в два из них, которые могут продолжать работу, а два высвободившихся направляются на склад и подвозят горючее для пополнения запасов. В соответствии с расчетами американских экспертов, при использовании такой схемы работы время проведения заправки сокращается вдвое, а боеспособность танковой роты на огневом рубеже в этот период снижается только на 20 проц. Кроме этого, достигается гибкость в использовании топливозаправщиков.

По мнению американских военных специалистов, наличие в штатах частей и соединений сухопутных войск рассмотренных выше топливозаправщиков и полуприцепов-цистерн позволяет осуществлять своевременную заправку боевой техники в полевых условиях. Вместе с тем отмечается необходимость постоянного совершенствования указанных автомобильных средств в направлении повышения их мобильности, производительности раздаточных систем, удобства в эксплуатации, пожаробезопасности и экономичности.

Подполковник-инженер запаса А. Рожков,
подполковник-инженер Н. Сыроедов
Зарубежное военное обозрение, 1982 год

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,122,393 уникальных посетителей