Краснозвездная ЧАЙКА
Гидросамолет БЕ-6 описание, история, советы моделистам, чертежи
Значительная часть границ нашей Родины проходит но морям и океанам, внутри страны много озер, морей и широких рек. Это отличные гидроаэродромы, устроенные самой природой. Не случайно в пашей стране уделяют большое внимание строительству гидросамолетов как для обороны рубежей, так и для целей быстрой транспортировки грузов и пассажиров.
Конструкторский коллектив, возглавляемый лауреатом Государственной премии Георгием Михайловичем Бериевым, еще в 1930 году создал первый вариант гидросамолета моноплана МБР-2 с двигателем водяного охлаждения М-17. В 1935 году двигатель заменили на более мощный, тоже жидкостного охлаждения — М-34, кабина летчиков была закрыта фонарем, что значительно улучшило его летные данные. МБР-2 долгое время (до 1940 года) строился серийно и использовался как в военно-морской авиации на фронтах Великой Отечественной войны, так и в народном хозяйстве, особенно на Крайнем Севере. В 1936 году этот коллектив разработал пассажирский вариант этого самолета МП-1. На нем в мае и октябре 1937 года нашими женщинами-летчицами П. Д. Осипенко и В. С. Гризодубовой был установлен ряд мировых рекордов. 2 июля 1938 года 11. Д. Осипенко, М. М. Раскова и В. Ф. Ломако совершили еще один рекордный беспосадочный перелет на МП-1 по маршруту Севастополь — Архангельск.
Вслед за МП-1 под руководством Г. М. Бериева было создано много разных гидросамолетов. Среди них в послевоенное время была построена двухмоторная летающая лодка Бе-6. Бе-6 оказался замечательным гидросамолетом как по своим летным, так и по мореходным качествам. Он был задуман конструкторами для боевого применения в Военно-Морском Флоте. Кроме того, Бе-6 широко использовался для перевозок грузов в Арктике.
Бе-6 — это свободнонесущий, цельнометаллический моноплан с центральной частью крыла, изогнутой по-птичьему — как у чайки. Такой изгиб оказался необходимым, чтобы по возможности приподнять двигатели с винтами над уровнем воды и при этом обойтись без тяжелой и «лобастой» надстройки над фюзеляжем.
Оперение у Бе-6 двухкилевое для того, чтобы кили и рули направления обдувались потоком воздуха от винтов и были при этом более эффективными в случае выхода из строя одного из двигателей. Под крыльями размещены поплавки, устраняющие крен самолета при боковом ветре. Крыло двухлонжеронное, состоит из центроплана, имеющего «чайкообразную» форму изгиба, и двух отъемных частей — консолей. На центроплане размещена винтомоторная группа самолета. Два звездообразных двигателя воздушного охлаждения имеют мощность но 2400 л. с. каждый. Оба лонжерона крыла соединены толстой дюралевой обшивкой и образуют мощный кессон, воспринимающий основные нагрузки в полете. Элероны состоят каждый из двух частей. На элеронах размещены триммеры, регулируемые в полете. По задней кромке крыла, начиная от торца элерона, расположены посадочные закрылки. Стабилизатор двухлонжеронный, имеет большой угол поперечного «V», такой же как и у центроплана. На рулях высоты и направления имеются триммеры, регулируемые летчиком в полете. Вес пустого самолета — 18 827 кг, полетный вес — свыше 20 т. Бе-6 — это скорее целый летающий корабль, а не летающая лодка. Благодаря своей грузоподъемности он является незаменимым там, где нет аэродромов.
+ Щелкайте по рисункам, чтобы увеличить!
Основные данные Бе-6 следующие: размах крыла — 33 м; длина самолета — 23,565 м; расстояние между поддерживающими поплавками — 22,9 м; высота самолета — 7,640 м; ширина лодки наибольшая — 2,963 м; площадь крыла — 120 м2; наибольшая скорость полета Бе-6 у воды — 377 км/час, на высоте 2500 м — свыше 400 км/час. С заправленными баками самолет может находиться в воздухе много часов, его дальность полета достигает нескольких тысяч километров.
Очень интересно выполнить летающую модель-копию Бе-6. Можно построить кордовую модель-копию Бе-6. В этом случае размах крыла модели надо выбирать порядка 1650 мм (масштаб 1:20), полетный вес ее не следует делать больше 1500 граммов, а винтомоторная группа должна состоять из двух двигателей 2,5 см3 с калильным зажиганием.
Очень интересно сделать радиоуправляемую модель-копию Бе-6 на восемь команд. В этом случае размах крыла надо делать порядка 2200 мм и применять два двигателя по 5 см3 каждый. Модель-копию Бе-6 как кордовую, так и радиоуправляемую надо запускать на просторном водоеме с тихой водой, желательно имеющей небольшую скорость течения. Первые запуски лучше производить в безветрие.
*** |