September 19 2025 21:37:07
Навигация
Последние статьи
· Итальянская эстрада ...
· Кузьма Минин и Дмитр...
· Музей русского и сов...
· Тарзанка или банджи-...
· Фьючерсы и опционы:
Иерархия статей
Статьи » Искусство » Музей русского и советского художественного фарфора
Музей русского и советского художественного фарфора

Музей в подарок

Более десяти лет назад в небольшом портовом городке Ильичевске близ Одессы открылся музей русского и советского художественного фарфора.

Своим рождением музей обязан одесситу Александру Моисеевичу Белому. Он был профессиональным искусствоведом, никогда не занимал высоких постов: всю свою долгую жизнь работал в городском транспорте, на пенсию ушел с должности бригадира электрообмоточного цеха Одесского трамвайно-троллейбусного управления. Александр Моисеевич был человеком увлеченным. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт: на его счету — свыше ста рационализаторских предложений.

Содержательной была и его личная жизнь, она отличалась разносторонними интересами. Собирать художественный фарфор Александр Моисеевич начал в послевоенные годы, когда этот вид искусства, некогда знаменитый и драгоценный, пребывал в забвении. Старинные, подчас редкостные произведения фарфора подолгу пылились на полках комиссионных магазинов, хотя и продавались почти за бесценок, или обреченно доживали свой век в допотопных буфетах и на комодах. Лишь немногие ценители-энтузиасты вроде А. Белого видели тогда в этой старомодной «посуде» и «безделушках» неповторимые произведения искусства, которые надо сохранить навечно. И хотя в те трудные годы у него, рядового рабочего, лишних денег не водилось, он отказывал себе подчас в самом необходимом, лишь бы не упустить ненужный равнодушным рукам очередной неведомый шедевр.

Со временем у Александра Моисеевича сложилась обширная коллекция отечественного фарфора, начиная с ранних его образцов середины XVIII века до наших дней. По заключению видных специалистов из Москвы и Ленинграда, ее большая художественная и познавательная ценность несомненна. А значит, сделал вывод ее хозяин, она должна стать общим достоянием — и решил подарить свою бесценную сокровищницу государству. Более того, несколько лет упорно добивался, чтобы этот щедрый дар был принят — его оригинальный «почин» был встречен поначалу с недоумением, даже с подозрительностью...

А когда создали музей в Ильичевске, вся тяжесть хлопотливого организационного дела легла на плечи А. Белого, которому шел уже восьмой десяток. Он был директором музея до последнего своего дня. Кроме фарфора А. Белым и его вдовой Е. Зильберт подарены музею библиотека по искусству, подлинные картины А. Бенуа, Д. Бурлюка и других русских художников, антикварная мебель. Музейный фонд продолжает пополняться за счет государства, но основу музея, его наиболее значительную часть, составляют свыше семисот произведений фарфора, собранных А. Белым

Большой раздел экспозиции посвящен знаменитому заводу Франца Гарднера, возникшему в Подмосковье еще в XVIII веке (ныне Дмитровский фарфоровый завод). Гарднеровские мастера славились не только умением создавать роскошные вазы и сервизы, предназначенные для аристократических салонов. Во множестве выпускались ими непритязательные, хотя и по-своему примечательные вещицы: мелкая пластика, воплощавшая образы простых людей, их повседневный труд и быт. Причем делалось это не только с сочувствием к тяжкой участи простонародья, но и с осуждением его распространенных пороков. В экспозиции гарднеровской продукции конца XIX — начала XX веков стоят рядом две скульптурные композиции. Обе называются «Из кабака». Они сходны тематически, но заметно различаются общей тональностью. В одной из них склонившаяся женщина пытается поднять с земли своего упившегося непутевого мужа. Один сапог валяется поблизости, шапка тоже упала с головы, зато крепко зажат в руке опорожненный штоф. Рядом — плачущий ребенок, цепляющийся в испуге за мать. Безысходным семейным горем веет от этой мрачной сцены. Во второй композиции стыдливо потупившаяся женщина с ребенком на руках уводит домой пьяного полубосого мужа, а тот куражится, изображая из себя этакого ухаря: голова гордо поднята, рука лихо вскинута в залихватском козырянии, глаза бессмысленно выпучены. Резкий контраст между бравой позой «героя» и его жалким видом порождает трагикомический эффект, не оставляющий никакого сомнения: несмотря на внешнюю забавность, о пьянстве говорится без всякой снисходительности.

Разумеется, сатира — лишь одна из сторон такого многогранного художественного являения, как русский фарфор. Во всей своей многоликости он и представлен в ильичевском музее.

А. Лукашевский

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Трамп ведет себя как д...
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Статьи
[b]Полярный исследоват...
Луковые новинки С 1...
Нам нравится «семейный...
Первый советский танк ...
Чтобы не храпеть Мн...
Фотогалерея
Уроки мужества Под ...
Чего тут молодцеватого...
Из письма читателей: ...
Вот эти две этикетки с...
Ну - от себя добавлю к...
Отдельные страницы
Знатная древность! Инт...
Как пишут перебежчиков...
Сейчас огромное количе...
Увы, все проходит... х...
Вроде бы бесхитростный...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
16,480,755 уникальных посетителей