Птичницы
Пятьсот пятьдесят домиков в «птичьем городке» Томилинской птицефабрики... Пятьсот пятьдесят шумных, беспокойных общежитий. А когда наступает час кормёжки, точно белым снегом покрывается земля. Слышится нетерпеливый клёкот, шум разрезаемого крыльями воздуха, настойчивый стук клювов о кормушки.
Корпуса Томилинской птицефабрики расположены недалеко от Москвы.
На обширной территории более чем в 70 гектаров разместились цехи, в которых заботливые люди растят чудесных белоснежных леггорнов, известных своей яйценоскостью.

Цеху инкубации отведён специальный дом. Под окнами зелень. У входа сетка, чтобы вытирать ноги. Когда входишь в инкубаторий, поражают чистота и тишина. Только слышится пощёлкивание автоматических переключателей. Работницы здесь в белых халатах. Пол и стены кафельные, на окнах цветы.
— У нас всё электрифицировано и автоматизировано. — рассказывает оператор Полина Веригина, хорошая производственница и активная комсомолка. — Вручную мы только закладываем яйца. А дальше нажимаем вот эту кнопку — и инкубатор переключён на автоматику. Ровно через два часа противни с яйцами будут повёрнуты на 180 градусов. Вот это, — продолжает девушка, — щит управления. На нём обозначены увлажнение, обогрев, температура.
На щите зажглось зелёное окошечко с надписью «Увлажнение». Значит, подключено именно увлажнение.
— А что же остаётся на вашу долю, работниц цеха? — Очень много. От температуры, влажности воздуха, чистоты в помещении зависит качество выводимых цыплят. Их можно перегреть, «поджарить», как говорят на фабрике, можно задержать их развитие. Надо следить за тем, чтобы вовремя изъять неоплодотворённые яйца. Видите, девушки с фонариками в руках склонились над столом? Они миражируют — осматривают — каждое яйцо и отбирают недоброкачественные. Точное соблюдение режима также очень важно для выращивания цыплят. У нас установлено круглосуточное дежурство.
— Ну, хорошо, вы продержали яйца в инкубаторе 20 дней. А затем?.. — А затем мы переносим противни в специальные выводные машины, где больше воздуха и места. И там точно через сутки, то есть на двадцать первый день после закладки, и выводятся цыплята.
Семьсот восемьдесят тысяч цыплят дал инкубаторий фабрики в 1953 году. Отличных цыплят, выведенных из фабричных племенных яиц.
В колхозы и совхозы Заполярья, Украины, Монголии, Коми АССР — во все концы Советского Союза отправляет Томилинская птицефабрика племенной суточный молодняк акклиматизированной породы леггорн.
Научные работники фабрики ведут большую работу в близлежащих сельскохозяйственных районах. Они читают лекции в подшефных колхозах, организуют инкубаторно-птицеводческие станции, специалисты выезжают в районы для налаживания работы батарейных цехов, с тем, чтобы колхозы могли приобретать не суточных, а тридцатидневных цыплят — уже более крепких и выносливых.
Цех батарейного выращивания — это искусственная наседка. Здесь цыплята находятся 60 дней. Из хрупких пушистых жёлтеньких комочков к концу своего пребывания в цехе они превращаются в грациозных, пугливых молоденьких курочек и петушков.
Длинными рядами в несколько ярусов стоят обогревательные клетки, в которых размещаются десятки тысяч цыплят. Согласно их возрастам в цехе четыре зала. Отвечают за них четыре бригады. Восемьсот тысяч цыплят должен пропустить цех в 1953/54 году. И за всеми нужен уход — соблюдение точного режима дня, регулярное взвешивание и сортировка молодняка.
У заместителя начальника цеха — зоотехника Людмилы Архангельской нет ни минуты свободного времени. Надо проверить наличие кормов и их качество; выдать цыплятам рыбий жир, который, кстати сказать, они очень любят; проследить, как идёт засыпка кормов, чисто ли вымыты поилки, кормушки, в каком состоянии противни. Обо всех сомнениях и неполадках, а равно и обо-всех удачах она вносит заметки в «Зоотехнический журнал». Вот появилась запись: «Плохо смешаны корма. Мало молочных отходов», — значит, надо требовать дополнительного рациона. «У цыплят третьего возраста заметны явления паралича» — необходимо срочно принять меры. И Людмила Георгиевна идёт и добивается дополнительных рационов, вызывает ветеринарного врача: молодняк должен быть крепким и здоровым.
А когда птицы подрастают, их переводят на выгулы, в «птичий городок». Здесь и сортируют цыплят. Часть отправляют на бойню, часть оставляют «на племя», в так называемое «маточное стадо», для работы над созданием наиболее яйценосной породы. Но больше всего поступает птицы в цехи клеточных несушек.
Общая ёмкость одного из таких цехов, первого корпуса, — 55 тысяч кур. С любовью и гордостью показывает своё хозяйство начальник цеха Вера Андреевна Гордеева. Почти у каждого ряда многоярусных клеток красный флажок. Это значит, что птичница выполнила план по яйценоскости кур — получила 180 яиц в год от одной несушки.
— У нас слаженный, опытный коллектив, — рассказывает Вера Андреевна. — Вот, например, птичница Мария Терентьевна Муратова. Она добивается в среднем на одну несушку 200 яиц в год. При равном рационе и качестве птицы у неё результаты лучше, чем у других. А почему? Потому, что она любит своё дело. Она не уйдёт домой, если в поилке нет воды или пуста кормушка. Мария Терентьевна никогда не толкнёт курицу, не ударит её. Кормушки, поилки, противни — всё у неё блестит и всегда исправно. Точно по распорядку, четыре раза в день, кормит она птицу, своевременно собирает яйца. Вот и результаты получает прекрасные. Товарищ Муратова — опытная работница. Она на фабрике уже 20 лет. Сейчас мы ей поручили руководство школой передовиков.
Цехи клеточных несушек — это место основного производства пищевых яиц высших сортов. Валовой сбор яиц на фабрике в 1952 году составил 18 миллионов 848 тысяч штук. А в нынешнем году фабрика уже сдала 21 миллион яиц. От повышения яйценоскости кур зависит и снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда. Поэтому работа птичниц в центре внимания всей жизни фабрики.
Томилинская птицефабрика — крупнейшее в мире предприятие по выпуску диетических продуктов — мяса и яиц. Её хозяйство многосторонне и обширно.
Есть на фабрике своя молочная ферма, обеспечивающая птицу молочными кормами; ведутся большие работы по выращиванию витаминных кормов — салата, шпината, капусты, моркови, гороховых и других посевов.
А вот механизацией трудоёмких работ занимаются недостаточно и неравномерно. Правда, в ближайшее время намечено переоборудовать вентиляцию в корпусах клеточных несушек, механизировать кормоприготовление и транспортировку грузов. Да очень уж медленно идёт эта работа.
На фабрике заботятся о том, чтобы квалификация рабочих постоянно повышалась. Организованы трёхгодичные (без отрыва от производства) агро-зоотехнические курсы; большинство работниц уже сдало техминимум. Но мало внимания уделяется вопросам рационализаторской работы. За весь 1952 год было подано всего 13 предложений, да и внедрено из них только три, а из семи предложений, поступивших в 1953 году, использовано всего лишь пять.
Непонятно, почему БРИЗ не обратил до сих пор должного внимания на этот участок работы, хотя внедрение даже нескольких предложений уже даёт фабрике экономию в 50 тысяч рублей.
Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС и последние постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС по развитию сельского хозяйства страны ставят перед фабрикой новые серьёзные и ответственные задачи.
Обсуждая на собраниях цехов вопросы производства, рабочие решили пересмотреть показатели труда. Они выдвинули свой, встречный план, значительно превышающий результаты текущего года. Коллектив фабрики обязался дать стране в 1954 году 22 миллиона1 яиц и 850 тонн парного птичьего мяса, а в 1955—1956 году добиться 26 миллионов яиц и тысячи тонн, мяса. Это их ответ на решения партии и правительства.
Н. Вьюкова 1953 г. |