Индикатор часового типа Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50 обзор и разборка
Я уже описывал индикатор часового типа Mitutoyo 2109-10, теперь настала очередь другой модели 2119-50, именно ее сегодня мы рассмотрим и полностью разберем. Принципы ремонта остаются прежними, как и в случае с первым индикатором, но свои некоторые особенности ремонта я укажу здесь.
Данные индикаторы Советский Союз начал экспортировать из Японии во второй половине 1980-х годов, когда США несколько ослабили экономическую и техническую блокаду СССР. Надо сказать, по точности, качеству изготовления, надежности и долговечности они не превосходили отечественные аналоги, а по некоторым параметрам проигрывали... Данный экземпляр - один из нескольких десятков, которые проработав 1-1,5 года были забракованы... Наши ГОСТы оказались намного более жесткими, чем их зарубежные требования...
Эти индикаторы шли как самостоятельная единица СИ, так и в комплекте с другими инструментами - например, нутромерами, штангенрейсмусами... Они упаковывались в картонные коробки красного цвета, иногда в комплекте шла сменная задняя сторона - с ушком или без него... Иногда в комплекте был съемный арретир... или измерительные наконечники разного типа.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Внешне - это обычный стандартный индикатор. Циферблат с поворотной шкалой - основная центральная стрелка, малая стрелка отсчитывающая обороты. Циферблат закрыт выпуклым защитным стеклом - оргстеклом. На циферблате логотип Mitutoyo - старый логотип, затем - Made in Japan (тогда все японское еще выпускалось в Японии)... затем цена деления и ход измерительного стержня 0.001-5 mm. Название модели 2119-50. И еще такое - JEWELED... обычно пишут цифру, но здесь нет... Означает, что в механизме использованы камни (рубины, например) и их количество.
Вспоминаю анекдот:
- Сколько в твоих часах камней?
- Шесть!
- Двух не хватает...
- Это каких еще, почему?
- На один камень положить, а вторым прихлопнуть!
Сколько там камней - мы узнаем во время разборки индикатора... Вот рассматриваем индикатор со всех сторон. Стандартная гильза, внутри которой двигается измерительная рейка. Рядом на корпусе выбит серийный номер изделия. На конце рейки измерительный наконечник - в него впрессован шарик из очень прочной стали, но не твердый сплав... Наконечник выкручивается и его можно заменить, в том числе и советскими - резьба одинаковая.
Верхняя часть рейки закрыта защитным колпачком из алюминия, его убирают, если ставится арретир - для его установки сбоку на корпусе индикатора есть винт. Задняя крышка алюминиевая, с кольцом... Есть такие же индикаторы с крышкой без кольца, а также с пластмассовой крышкой, вместо алюминиевой...
Приступаем к разборке индикатора Mitutoyo 2119-50. Выкручиваем четыре винта и снимаем заднюю крышку. Крышка имеет резиновое уплотнительное кольцо по краю, однако герметичность все же недостаточная - в свое время я случайно пролил немного машинного масла на заднюю крышку этого индикатора - масло тут же убрал, но сейчас, после разборки, видно - что немного масла все же попало вовнутрь...
Смотрим на механизм внутри индикатора... да - это несколько иной механизм, нежели у ранее рассмотренного индикатора 2109-10... более простой. Этот механизм использует зубчатую рейку, которая через блок шестеренчатых передач преобразует возвратно-поступательное движение во вращательное - вращает стрелку. Точность зависит от точности изготовления зубчатой рейки и шестерней. Такие индикаторы очень простые и надежные, с минимальными настройками (юстировкой)... Но добиться высокой точности на них сложно - требуется соблюсти очень многие параметры в рамках жестких допусков. Так же надо использовать высококачественные материалы - твердый сплав или высококачественную сталь... потому как неизбежные выработки материалов неумолимо будут вносить погрешность - трение ведь пока никто не отменил...
Теперь пробуем снять лимб - наружное кольцо, которым вращаем шкалу индикатора. Его снять не так-то просто... Видимо производители в данной модели этого вообще не предусмотрели. В прошлом индикаторе, чтобы его снять, надо было отжать пружинку... здесь ее нет. С помощью двух тонких отверток и танцев с бубном (правильнее - с риском сломать или индикатор или отвертки, или и то и другое вместе), снимаем этот диск...
Смотрим вовнутрь - этот лимб крепится всего лишь с помощью одного вклеенного кольца резины - которое заодно выполняет и герметизирующую роль. Внешнее кольцо шкалы также несъемное - оно впрессовано в лимб, как вклеено и защитное стекло. В общем, я начинаю подозревать, что Mitutoyo сделали индикатор 2119-50 одноразовым, без возможности серьезного ремонта... Ну да - такая точность, очень скоро улетит из-за банальной выработки соприкасающихся и трущихся между собой рабочих частей механизма... а далее - отбраковка, списание и покупка новых индикаторов... времена непрочно-непрочно-непрочного мира уже наступили...
Продолжаем разборку: снимаем стрелки, снимаем циферблат, вытаскиваем механизм... внутри корпуса остается рейка, в нее впрессованы три стержня - два ограничителя верхнего и нижнего диапазонов движения рейки, и боковой стержень - он двигается в специальном пазу, направляющей.
Механизм смонтирован на толстой латунной пластине (говоря языком часовщиков - платине). Рассматриваем его со всех сторон: сделано все просто, даже примитивно, но качественно. Использовано 6 камней из синтетического рубина, а также 4 впрессованные бронзовые втулки.
Разбираем механизм. Следы износа видны, в общем-то, лишь на одной шестерни - на стальных зубьях, которые непосредственно контачат с зубчатой рейкой.
Разбираем все оставшееся... На зубьях самой рейки, кстати, следов износа почти нет... Выходит - сталь на шестерни мягче стали рейки?! Это так и есть.
Технически, этот индикатор близок отечественным, советским индикаторам типа ИЧ - принцип действия механизма одинаков, только цена деления - у нас 0,01, у них 0,001... Но как видим - эта точность недолго живет. Хоть Митутойя - это и "брендовый" инструмент, так сказать - законы физики для всех едины.
С точки зрения ремонтопригодности наши головки ИЧ намного лучше - та же зубчатая рейка, которую при износе достаточно немного повернуть по оси... Обычно на ней чаще был износ, нежели на зубьях шестерни... Сейчас есть просто огромное количество индикаторов такого типа - Китай их штампует как угодно, и какие угодно, в большинстве своем - это низкокачественное барахло. Связываться с ним нормальное машиностроительное предприятие не будет. Отечественные индикаторы хоть сдали свои позиции, но все еще присутствуют и в целом лучше китайских... Та же самая Mitutoyo, которая производит все более "симпатичные" приборы, внутренне также отошла от былых норм - все упрощается, одноразовость и плохая ремонтопригодность... К сожалению, золотые времена, например, довоенных немецких оптиметров - которые исправно служили, служат и будут служить еще 100 лет (если их на металл не сдадут эффективные менеджеры)... эти времена миновали. Господство Алиэкспресса заставляет даже таких гигантов, как Mitutoyo соответствовать этим "халтурным стандартом" - чтобы выжить...
Напоследок, индикатор Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50 неплохо сделан, но его плюс - это его точность, его же и ахиллесова пята - именно по этому параметру они достаточно быстро отправляются в брак. Ремонт этих индикаторов целесообразен, если повреждения или дефекты не значительные, или у вас есть запчасти к ним (ну, например, достаточное количество списанных на разборке). Иначе ремонт вообще не возможен, как в данном случае. Шестерня сильно изношена... если б его можно было перемаркировать, на другую цену деления, например на 0,01 мм, он бы еще послужил, а так - в утиль.
Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru
2020 г. |
September 29 2021 06:31:37