November 21 2024 09:34:43
Навигация
Последние статьи
· Александр Рекемчук –...
· Батуми - Аджария - о...
· Борьба с пьяницами -...
· IP-телефония, мир со...
· Родство балтийский я...
Иерархия статей
Статьи » Приборы и инструменты » Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50 обзор и разборка индикатора часового типа
Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50 обзор и разборка индикатора часового типа

Индикатор часового типа Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50 обзор и разборка

 

Я уже описывал индикатор часового типа Mitutoyo 2109-10, теперь настала очередь другой модели 2119-50, именно ее сегодня мы рассмотрим и полностью разберем. Принципы ремонта остаются прежними, как и в случае с первым индикатором, но свои некоторые особенности ремонта я укажу здесь.

 

Данные индикаторы Советский Союз начал экспортировать из Японии во второй половине 1980-х годов, когда США несколько ослабили экономическую и техническую блокаду СССР. Надо сказать, по точности, качеству изготовления, надежности и долговечности они не превосходили отечественные аналоги, а по некоторым параметрам проигрывали... Данный экземпляр - один из нескольких десятков, которые проработав 1-1,5 года были забракованы... Наши ГОСТы оказались намного более жесткими, чем их зарубежные требования...

 

Эти индикаторы шли как самостоятельная единица СИ, так и в комплекте с другими инструментами - например, нутромерами, штангенрейсмусами... Они упаковывались в картонные коробки красного цвета, иногда в комплекте шла сменная задняя сторона - с ушком или без него... Иногда в комплекте был съемный арретир... или измерительные наконечники разного типа.

 

+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!

 

Mitutoyo индикатор 0.001-5 mm, 2119-50 обзор и разборка

 

Внешне - это обычный стандартный индикатор. Циферблат с поворотной шкалой - основная центральная стрелка, малая стрелка отсчитывающая обороты. Циферблат закрыт выпуклым защитным стеклом - оргстеклом. На циферблате логотип Mitutoyo - старый логотип, затем - Made in Japan (тогда все японское еще выпускалось в Японии)... затем цена деления и ход измерительного стержня 0.001-5 mm. Название модели 2119-50. И еще такое - JEWELED... обычно пишут цифру, но здесь нет... Означает, что в механизме использованы камни (рубины, например) и их количество.

 

Вспоминаю анекдот:

- Сколько в твоих часах камней?

- Шесть!

- Двух не хватает...

- Это каких еще, почему?

- На один камень положить, а вторым прихлопнуть!

 

 

Сколько там камней - мы узнаем во время разборки индикатора... Вот рассматриваем индикатор со всех сторон. Стандартная гильза, внутри которой двигается измерительная рейка. Рядом на корпусе выбит серийный номер изделия. На конце рейки измерительный наконечник - в него впрессован шарик из очень прочной стали, но не твердый сплав... Наконечник выкручивается и его можно заменить, в том числе и советскими - резьба одинаковая.

 

Верхняя часть рейки закрыта защитным колпачком из алюминия, его убирают, если ставится арретир - для его установки сбоку на корпусе индикатора есть винт. Задняя крышка алюминиевая, с кольцом... Есть такие же индикаторы с крышкой без кольца, а также с пластмассовой крышкой, вместо алюминиевой...

 

Mitutoyo 2119-50 задняя крышка и герметичность индикатора

 

Приступаем к разборке индикатора Mitutoyo 2119-50. Выкручиваем четыре винта и снимаем заднюю крышку. Крышка имеет резиновое уплотнительное кольцо по краю, однако герметичность все же недостаточная - в свое время я случайно пролил немного машинного масла на заднюю крышку этого индикатора - масло тут же убрал, но сейчас, после разборки, видно - что немного масла все же попало вовнутрь...

 

Mitutoyo 2119-50 разборка часовго индикатора, устройство

 

Смотрим на механизм внутри индикатора... да - это несколько иной механизм, нежели у ранее рассмотренного индикатора 2109-10... более простой. Этот механизм использует зубчатую рейку, которая через блок шестеренчатых передач преобразует возвратно-поступательное движение во вращательное - вращает стрелку. Точность зависит от точности изготовления зубчатой рейки и шестерней. Такие индикаторы очень простые и надежные, с минимальными настройками (юстировкой)... Но добиться высокой точности на них сложно - требуется соблюсти очень многие параметры в рамках жестких допусков. Так же надо использовать высококачественные материалы - твердый сплав или высококачественную сталь... потому как неизбежные выработки материалов неумолимо будут вносить погрешность - трение ведь пока никто не отменил...

 

Теперь пробуем снять лимб - наружное кольцо, которым вращаем шкалу индикатора. Его снять не так-то просто... Видимо производители в данной модели этого вообще не предусмотрели. В прошлом индикаторе, чтобы его снять, надо было отжать пружинку... здесь ее нет. С помощью двух тонких отверток и танцев с бубном (правильнее - с риском сломать или индикатор или отвертки, или и то и другое вместе), снимаем этот диск...

 

Mitutoyo 2119-50 как снять лимб с циферблатом на ИЧ

 

Смотрим вовнутрь - этот лимб крепится всего лишь с помощью одного вклеенного кольца резины - которое заодно выполняет и герметизирующую роль. Внешнее кольцо шкалы также несъемное - оно впрессовано в лимб, как вклеено и защитное стекло. В общем, я начинаю подозревать, что Mitutoyo сделали индикатор 2119-50 одноразовым, без возможности серьезного ремонта... Ну да - такая точность, очень скоро улетит из-за банальной выработки соприкасающихся и трущихся между собой рабочих частей механизма... а далее - отбраковка, списание и покупка новых индикаторов... времена непрочно-непрочно-непрочного мира уже наступили...

 

 

Продолжаем разборку: снимаем стрелки, снимаем циферблат, вытаскиваем механизм... внутри корпуса остается рейка, в нее впрессованы три стержня - два ограничителя верхнего и нижнего диапазонов движения рейки, и боковой стержень - он двигается в специальном пазу, направляющей.

 

 

Механизм смонтирован на толстой латунной пластине (говоря языком часовщиков - платине). Рассматриваем его со всех сторон: сделано все просто, даже примитивно, но качественно. Использовано 6 камней из синтетического рубина, а также 4 впрессованные бронзовые втулки.

 

Mitutoyo 2119-50 разборка механизма головки ИЧ

 

Mitutoyo 2119-50 ремонт индикатора, весь механизм

 

Разбираем механизм. Следы износа видны, в общем-то, лишь на одной шестерни - на стальных зубьях, которые непосредственно контачат с зубчатой рейкой.

 

Mitutoyo 2119-50 корпус, извлекаем зубчатую рейку

 

Разбираем все оставшееся... На зубьях самой рейки, кстати, следов износа почти нет... Выходит - сталь на шестерни мягче стали рейки?! Это так и есть.

 

Mitutoyo 2119-50 что можно и что нельзя отремонтировать в индикаторе

 

Технически, этот индикатор близок отечественным, советским индикаторам типа ИЧ - принцип действия механизма одинаков, только цена деления - у нас 0,01, у них 0,001... Но как видим - эта точность недолго живет. Хоть Митутойя - это и "брендовый" инструмент, так сказать - законы физики для всех едины.

 

С точки зрения ремонтопригодности наши головки ИЧ намного лучше - та же зубчатая рейка, которую при износе достаточно немного повернуть по оси... Обычно на ней чаще был износ, нежели на зубьях шестерни... Сейчас есть просто огромное количество индикаторов такого типа - Китай их штампует как угодно, и какие угодно, в большинстве своем - это низкокачественное барахло. Связываться с ним нормальное машиностроительное предприятие не будет. Отечественные индикаторы хоть сдали свои позиции, но все еще присутствуют и в целом лучше китайских... Та же самая Mitutoyo, которая производит все более "симпатичные" приборы, внутренне также отошла от былых норм - все упрощается, одноразовость и плохая ремонтопригодность... К сожалению, золотые времена, например, довоенных немецких оптиметров - которые исправно служили, служат и будут служить еще 100 лет (если их на металл не сдадут эффективные менеджеры)... эти времена миновали. Господство Алиэкспресса заставляет даже таких гигантов, как Mitutoyo соответствовать этим "халтурным стандартом" - чтобы выжить...

 

Напоследок, индикатор Mitutoyo 0.001-5 mm, 2119-50 неплохо сделан, но его плюс - это его точность, его же и ахиллесова пята - именно по этому параметру они достаточно быстро отправляются в брак. Ремонт этих индикаторов целесообразен, если повреждения или дефекты не значительные, или у вас есть запчасти к ним (ну, например, достаточное количество списанных на разборке). Иначе ремонт вообще не возможен, как в данном случае. Шестерня сильно изношена... если б его можно было перемаркировать, на другую цену деления, например на 0,01 мм, он бы еще послужил, а так - в утиль.

 

 

Михаил Дмитриенко, специально для PRETICH.ru

2020 г.

Комментарии
750 #1 Tarantino-iz-sovka
September 29 2021 06:31:37
Вот таких индикаторов, в новеньких коробках, у нас на складе лежит штук 300... все забракованы еще в конце 80-х годов. А теперь - сунулся я к ним. Плохо работают. Как понял, там просто смазка высохла и ее надо поменять. А по современным ГОСТам скорее всего эти индикаторы пройдут проверку. Требования резко упали!
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Реклама
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Google

Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
Брызги шампанского, ил...
Лжемедицина все это......
Никогда не понимал я э...
Полгода назад подарили...
Вредная привычка Ра...
Фотогалерея
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Вот такие напитки - пр...
Отдельные страницы
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
С днем рождения - наш ...
Уважаю - великий челов...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,121,767 уникальных посетителей