Техника рисунка обнаженной фигуры
Целью задания является ознакомление учащихся с рисунком обнаженной фигуры. Ученики должны практически усвоить способы построения стоящей фигуры, основываясь на знании пластической анатомии (в объеме учебной программы). Преподаватель со своей стороны дает ученикам соответствующие разъяснения анатомического строения человеческой фигуры, демонстрируя это строение на скелете, экорше и живой натуре.
Позирующий натурщик должен иметь хорошее сложение и ясно выраженную мускулатуру. Он стоит на подиуме (примерная высота 30—40 см) лицом к рисующим в спокойной позе, опираясь на одну ногу.
Ученики рассаживаются полукругом на расстоянии от модели не меньшем чем два-три ее роста.
Наличие подиума и указанное расстояние дадут возможность рисующим видеть всю модель с головы до следков ног без перспективных сокращений.
Модель освещается верхнебоковым не очень сильным светом. Важно, чтобы были хорошо освещены ноги натурщика.
Натурщик стоит на расстоянии одного-двух метров от стены, окрашенной в светло-серый цвет. Стена освещается дополнительно боковым светом, при котором будут наиболее четко читаться формы фигуры. Несколько поодаль для анатомических справок ставится человеческий скелет. Рисунок исполняется без фона.
В качестве дополнительных учебных пособий рекомендуется использовать анатомическое экорше Гудона, а также альбом «Анатомические рисунки русских художников».
1-й этап — компоновка
Модель рисуют в трех поворотах: в фас или в три четверти, сзади и почти в профиль. Все три рисунка выполняются на одном листе.
Чтобы удобнее было сравнивать рисунки учеников, а также для того, чтобы степень сложности работы была для всех одинакова, преподаватель заранее определяет размер изображения. Ввиду того что модель должна быть нарисована в разных поворотах, учащимся нужно заранее учесть последовательность изображений на листе. В остальном задача композиционного размещения рисунков решается довольно просто. Три стоящие фигуры, очевидно, нужно расположить рядом по широкой стороне листа. При определении местоположения фигур сначала следует определить, где будут находиться ноги каждой фигуры, прежде всего обращая внимание на расстояния между фигурами и на ширину остающихся полей листа. Вслед за тем легко намечаются штрихами общие массы фигур с учетом будущей позы и движения каждой фигуры.
2-й этап — построение
Объяснение способов построения стоящей фигуры следует начать с фасового положения фигуры. При этом положении можно наиболее наглядно раскрыть принципы построения.
Работа по построению разделяется на две части:
1 - постановка фигуры
2 - построение.
О значении постановки хорошо сказал Чистяков: «Первое и главное — нужно обращать внимание на план, пункты, к которым прикасается фигура. Например, следки на полу. Не начертите верно места их и все в отношении — не нарисуете эту фигуру верно».
Следки ног и расстояние между ними служат площадью опоры стоящей фигуры.
Равновесие фигуры будет устойчивым, если вертикаль центра тяжести, находящегося в области крестца, пройдет через площадь опоры (хотя бы через ее самую крайнюю точку). Чем больше площадь опоры, тем устойчивее равновесие фигуры. Этим и объясняется, что человек, желающий стоять крепче, расставляет ноги шире, увеличивая себе площадь опоры.
Самое неустойчивое положение человека — положение на носке одной ноги, при котором площадь опоры бывает минимальной.
Объясняя это, преподаватель предлагает натурщику продемонстрировать различные положения устойчивого и неустойчивого равновесия.
При положении фигуры с опорой на одну ногу отвес проходит через стопу опирающейся ноги или около нее. Именно это положение фигуры учащимся задано передать в рисунке.
Общая масса фигуры найдена при компоновке. На намеченном рисунке отмечают легким штрихом центр тяжести фигуры, разделяющий длину фигуры пополам. Опустив из центра тяжести перпендикуляр на площадь опоры, следует определить местоположение подошвенной поверхности стопы обеих ног.
Местоположение следка ноги определяется направлением продольной оси стопы. Намеченные линии должны быть сохранены до конца построения фигуры. Сверху вниз от большого вертела бедренной кости (бедра) к середине следка наносится линия, указывающая направление общей формы ноги, на которую опирается фигура; от большого вертела другого бедра — линия направления свободно стоящей ноги сначала до коленного сустава, а затем до середины стопы.
После этого следует продолжить кверху вертикальную линию центра тяжести, на этот раз до верхнего края головы. Общая длина вертикали равна росту фигуры. При спокойном положении туловища вертикаль центра тяжести пройдет через ямку между ключицами (так называемую «дужку»).
Вслед за тем на вертикали делаются отметки, указывающие величину отдельных частей фигуры: ног, торса и головы.
Следует коротко рассказать учащимся о пропорциях фигуры высокой, средней и низкой, сообщив, сколько раз укладывается голова в длине высокого, среднего и низкого роста, а также объяснив разницу в пропорциях мужской, женской и детской фигур.
Определив размер головы модели по отношению к ее росту и местонахождение дужки, надо легким штрихом наметить направление ключиц.
Преподаватель показывает учащимся на экорше и на живой модели условную срединную линию фигуры, спускающуюся от дужки вниз через мечевидный отросток грудины к пупку и продолжающуюся до лобка, играющего в рисунке роль неподвижной точки, от которой начинается построение фигуры.
На модели полезно проследить смещение срединной линии в сторону от вертикали центра тяжести при поворотах торса и плечей, а также при наклонах туловища в разные стороны.
Срединная линия фигуры в построении рисунка имеет то же значение, что и срединная линия головы. Она служит ориентиром в рисовании парными формами. Когда натуру рисуют со спины, роль срединной линии выполняет линия позвоночника.
Продолжая начатый рисунок, ученики наносят на него горизонтальную линию, проходящую через соски, а вслед за этим намечают линию, проводимую между гребнями подвздошных костей, то есть определяют общий наклон таза по отношению к вертикали или горизонтали.
При положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, таз находится в горизонтальном положении. При переносе тяжести всего корпуса на одну ногу таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки. Линия верхней части таза определяется по-видимому краю подвздошной кости таза. Эту линию следует показать учащимся на экорше и на натуре.
Далее намечается линия между вертелами обеих бедренных костей.
На ноге, несущей тяжесть корпуса, отчетливо виден выступающий большой вертел; на другой ноге, свободной от нагрузки, благодаря изменению положения большого вертела на этом месте образуется впадина.
Линия между вертелами обоих бедер намечается параллельно линии верхнего края таза, которая должна быть уже раньше намечена в рисунке.
Объясняя учащимся приемы рисования фигуры, полезно показать им соответствующую схему. На этой схеме будет видно, что при наклоне таза опускается и бедренная кость.
Параллельно линии таза проводится линия, отмечающая место прикрепления коленных чашек. Сделанные таким образом отметки определяют пропорции фигуры по ее длине.
Ширина основных частей фигуры уточняется, начиная от таза вверх до головы, а затем от таза вниз до стоп. Штрихами намечаются боковые поверхности таза, торса, плеч, рук, шеи и головы, потом боковые поверхности обеих ног до лодыжек и, наконец, каждой стопы.
Чтобы еще точнее определить границы общей формы фигуры, следует очень легко нанести основные тени, что дает возможность внести исправления в пропорции.
На этом работа над постановкой фигуры заканчивается. Рисунок переходит в следующую стадию — построения фигуры.
Работа над построением ведется штрихом, слегка подчеркивается объемность формы в тенях.
Сильные нажимы карандаша в штриховом построении недопустимы. Не говоря уже о том, что они ведут к зачернению рисунка и затрудняют исправление ошибок, они разбивают цельность рисунка и, следовательно, существенно мешают работе.
Построение фигуры начинается с ног. Ноги строятся от таза по частям. Рисунок ведется парными формами.
Сначала определяется форма бедра до коленного сустава, затем голени — от коленного сустава до лодыжек и, наконец, стопы. Форма бедра зависит от формы мышц, лежащих непосредственно под кожей. Из них в первую очередь следует легко наметить на рисунке прямую мышцу бедра, спускающуюся от передненижней ости подвздошной кости наружную широкую мышцу бедра, характеризующую форму наружной части бедра, и внутреннюю широкую мышцу.
Для удобства построения полезно наметить направление портняжной мышцы, а также определить в верхне-наружной части бедра мышцу, напрягающую широкую фасцию бедра, и несколько выше нее среднюю ягодичную мышцу. В верхневнутренней части бедра, где образуется паховая складка, надо найти группу приводящих мышц (в частности, длинную приводящую).
Переходя к построению голени, следует прежде всего определить направление переднего гребня большой берцовой кости, намечая его от коленного сустава до внутренней лодыжки. Затем находят местоположение и форму внутренней и наружной лодыжек. По всей длине наружной поверхности голени, начиная от головки малоберцовой кости, надо наметить формы малоберцовых мышц. С внутренней стороны голени намечаются видимые части форм икроножной и камбаловидной мышц.
Таким образом определяются передняя и боковые поверхности голени.
При построении общей формы стопы не следует упускать из виду голеностопный сустав, посредством которого стопа сочленяется с костями голени. Также необходимо учесть наличие двух идущих параллельно оси стопы сводов: внутреннего и наружного.
Нужно объяснить ученикам, что внутренний свод стопы, более высокий, образован пяточной, таранной, ладьевидной, первой клиновидной костью и первой костью плюсны, а наружный свод образован пяточной и кубовидной костями и пятой плюсневой костью. Своды придают стопе рессорный характер и устойчивость. Фаланги пальцев при некоторых положениях стопы играют роль дополнительной опоры.
Голеностопное сочленение играет роль шарнира, поперечная ось которого проходит через блок таранной кости. Нижние концы костей голени с внутренней и наружной лодыжками в виде вилки охватывают блок таранной кости, образуя голеностопный сустав, укрепленный связками. Благодаря наличию голеностопного сочленения стопа имеет большую подвижность.
Знание устройства стопы и голеностопного сустава позволяет логически строить в рисунке форму стопы.
Построение начинается с уточнения местоположения следков ног и нахождения формы опорных частей подошвы — пятки и основания пальцев.
Пометив легкими штрихами на следке пятку и части подошвы у сочленения большого пальца с плюсной, а также форму большого пальца, учащиеся определяют общую форму внутреннего свода стопы.
Так же легко намечается форма наружного свода и затем обобщенная форма остальных четырех пальцев.
Если со своего места рисующий видит стопу с наружной стороны, то, наметив на следке форму пятки и нижнего края подошвы в области мизинца, он должен перейти к построению внутреннего свода стопы (начиная сверху). Дойдя до места соединения плюсны с первой фалангой большого пальца, определить форму большого пальца и, начиная от мизинца, по следку построить общую форму остальных четырех пальцев.
Чтоб закончить построение стопы, остается определить местоположение и форму ахиллесова сухожилия и наметить форму каждого отдельного пальца.
Когда ноги фигуры построены, переходят к уточнению формы таза, определяя прежде всего местоположение и форму гребней подвздошных костей. Для построения таза уже можно пользоваться как ориентиром срединной линией живота, начинающейся от лонного сращения. Наличие срединной линии значительно облегчит способ построения парными формами, сделает его более точным и живым, так как даст возможность заметить при сравнении форм даже незначительную их разницу, обусловливаемую движением торса, а также различным положением плеч и рук натурщика.
Торс можно разделить на две части: нижнюю — живот, ограниченный снизу лобком и паховыми складками, с боков мышцами живота, сверху реберной дугой, и верхнюю, представляющую собой грудную клетку (грудь). Чтобы учащиеся могли себе лучше представить форму грудной клетки в целом и ее границы, можно предложить натурщику несколько раз глубоко вздохнуть. Параллельно следует показать строение грудной клетки на скелете и на экорше.
Переходя к рисунку грудной клетки, в первую очередь нужно найти местоположение и общую форму больших грудных мышц, начинающихся пучками от ключицы, грудины и верхних пяти ребер (а также от влагалища прямой мышцы живота) и прикрепляющихся к верхней части плечевой кости. Между большими грудными мышцами следует отметить поверхность грудины и ее нижний конец (мечевидный отросток).
Затем определяется общая форма передних зубчатых мышц, характерные зубцы которых ясно обозначаются на боковых поверхностях грудной клетки при поднятых руках, что должен продемонстрировать натурщик. При этом будет видна и часть широчайшей мышцы спины, которую в этом случае также необходимо наметить на рисунке.
Определив форму наружных косых мышц живота, переплетающихся своими зубцами с зубцами передних зубчатых мышц, учащиеся закончат построение боковых поверхностей торса.
Передняя нижняя часть торса — живот — строится в последнюю очередь. Здесь следует обратить внимание учащихся на белую линию живота, совпадающую с условной срединной линией, а также на местоположение так называемых сухожильных перемычек прямых мышц живота, отчетливо видимых у людей с хорошо развитой мускулатурой. Как прямые мышцы живота, так и белую линию можно показать ученикам на экорше.
Намечая на рисунке местоположение прямых мышц живота, идущих от переднего края грудной клетки до переднего края таза, следует очень легко показать штрихом характер формы в области сухожильных перемычек, а также наметить пупок.
Способ построения плечевого пояса уже известен учащимся.
Прежде чем перейти к рисунку рук, следует проверить ширину плеч по отношению к тазу.
Общая форма рук была найдена при компоновке рисунка. Уточнение формы производится по частям: сначала от плечевого до локтевого сустава, затем от локтевого сустава до лучезапястного, после чего строится кисть. Построение рук, как и всей фигуры, ведется парными формами, параллельно, что в данном случае является особенно полезным, так как дает возможность наблюдать изменения формы, обусловливаемые различным положением правой и левой рук. Проверив местоположение и форму дельтовидной мышцы, делают отметки в том месте, где эта мышца вклинивается между двуглавой мышцей плеча и выходящей из-под нее плечевой мышцей.
Двуглавая мышца плеча, начинающаяся от лопатки, выходя из-под дельтовидной мышцы и направляясь вниз, переходит в области локтевой ямки в сухожилие, прикрепленное к верхней части лучевой кости.
Плечевая мышца, идущая от плечевой кости к венечному отростку локтевой, проходит под кожей отчасти рядом с двуглавой мышцей. С обеих сторон двуглавой мышцы образуются продолговатые углубления, помогающие рисующему точно определить границы видимых частей двуглавой и плечевой мышц.
Боковая поверхность руки с внутренней стороны плечевой кости ограничивается также мышцами плеча.
Общая форма предплечья характеризуется с наружной стороны группой мышц: плечелучевой и длинным и коротким лучевыми разгибателями кисти.
С внутренней стороны верхнюю часть предплечья образует группа мышц: локтевой сгибатель кисти, длинная ладонная мышца, круглая пронирующая мышца и лучевой сгибатель кисти, переходящие в нижней половине предплечья в сухожилия.
Способ построения кисти руки уже разъяснялся в одном из предыдущих заданий.
Построив фигуру, следует отодвинуть от себя рисунок и, быстро взглядывая на него и на натуру, еще раз проверить правильность найденных пропорций, начиная сверху, с головы.
Построение фигуры велось штрихами с прокладкой самой обобщенной светотени. Сейчас, чтобы фигура получила большую объемность, необходимо выделить основные тени.
После этого уже можно приступить к выявлению отдельных форм фигуры и к уточнению деталей.
3-й этап — выявление формы
Так как наиболее существенной частью этого задания является изучение принципов построения фигуры, можно не требовать от учащихся разработки мелких деталей формы: суставов пальцев, ушных раковин, носа и тому подобного, тем более что время, отведенное на выполнение всех трех рисунков, очень ограниченно.
Вполне достаточным будет, если учащиеся в тональном решении рисунка сумеют связать в одно целое крупные и мелкие части фигуры, ограничившись выявлением форм, указанных им при построении.
Более подробное изучение обнаженной фигуры человека — задача последующих занятий.
Постановка и построение обнаженной фигуры сзади
Размер и общая масса фигуры сзади были уже намечены при компоновке листа рядом с первым рисунком. Это облегчает работу учащихся, которая ведется в том же порядке, как и при построении фигуры в фас.
Прежде всего определяется центр тяжести стоящей фигуры. Он находится в области таза на уровне второго крестцового позвонка, совпадающего с уровнем лобка.
Через найденный центр тяжести проводится вертикаль. Внизу она пойдет через площадь опоры ног, а вверху — через хорошо видимый на натуре седьмой шейный позвонок до верхней части черепа.
После этого намечаются линии направлений обеих ног — от больших вертелов к середине следков, местоположение и форма которых определяются тем же способом, что и в предыдущем рисунке.
Затем приступают к поискам пропорций фигуры по вертикали. Они не представляют особой трудности благодаря тому, что рядом на листе помещается уже сделанное построение фигуры в фас.
На вертикали, проходящей через центр тяжести, наносятся отметки, затем проводятся параллельные линии гребней подвздошных костей и больших вертелов, а также линия, которой отмечаются нижние края ягодичных мышц.
Линия подколенных впадин обеих ног намечается параллельно линии больших вертелов, посередине между вертелом ноги, несущей тяжесть фигуры, и стопой.
После этого следует перейти к определению пропорций фигуры по горизонтали — сначала от таза до головы, а затем от таза до следков ног.
Легкими штрихами и тенями определяются ширина и боковые поверхности таза, затем всей спины, плеч, рук, шеи и головы.
На этом заканчивается работа над постановкой фигуры.
В заключение надо, как и в первом рисунке, проложить основные тени, которые придадут фигуре объемность, после чего приступают к построению фигуры.
Определив парные формы ягодичных мышц, симметрично расположенных по отношению к крестцу таза, переходят к построению торса.
Осью симметричного построения спины служит изогнутая линия позвоночника, в общем напоминающая, если смотреть на нее в профиль, латинскую букву S.
Линия позвоночника намечается на рисунке от крестца до выступающего седьмого позвонка и от седьмого до первого шейного позвонка — атланта.
Затем нужно отметить место соединения позвоночника с основанием черепа.
Построение нижней части торса начинается с определения местоположения и формы крестцовоостистых мышц. Каждая из них идет двумя сильными мышечными тяжами от крестца и подвздошных костей вдоль линии позвоночника, доходя до задней части черепа. Наметив светотенью видимые части этих мышц несколько ниже уровня нижних ребер, где мышечные тяжи особенно рельефны, переходят к построению верхней части спины.
Верхняя часть торса ниже подмышечных впадин охватывается с двух сторон широчайшей мышцей спины, начинающейся от крестца, подвздошного гребня, а также от поясничных и нижних грудных позвонков. Двумя симметричными углами мышцы, образуя сзади стенки подмышечных впадин, прикрепляются к плечевым костям.
Наметив, ориентируясь на линию позвоночника, боковые поверхности широчайшей мышцы спины до подмышечных впадин, учащиеся переходят к построению задней поверхности наружных косых мышц живота, прилегающих снизу к широчайшей мышце спины.
Верхняя часть торса покрыта трапециевидной мышцей, начинающейся от черепа и от остистых отростков шейных и грудных позвонков. Прикрепляясь к ключицам и гребням лопаток, мышца, наподобие капюшона, опускается вниз, прикрывая верхние части широчайших мышц спины.
Построив верхнюю часть трапециевидной мышцы, следует легко наметить местоположение и размеры лопаток, положение которых меняется в зависимости от движения рук.
При спокойно опущенной руке внутренний край лопатки лежит параллельно позвоночнику; приподнятая или отведенная в сторону рука отводит внутренний край лопатки в сторону, ставя ее под некоторым углом к позвоночнику. Размер угла зависит от движения руки; намечая местоположение лопаток, надо это учитывать.
Следует также прокрыть легкой светотенью парные формы больших круглых мышц, хорошо видимых под кожей рядом с верхним краем широчайшей мышцы спины. Большие круглые мышцы, прикрепленные к наружным краям лопаток, поднимаются вверх к подмышечной впадине, как и широчайшая мышца спины.
Построение ног начинается от таза. Прежде всего строится бедро до подколенной ямки. Затем от подколенной ямки до голеностопного сустава намечаются голень и вслед за ней стопа.
Учащиеся должны определить с наружной стороны бедра форму двуглавой мышцы бедра, начинающейся своей длинной головкой от седалищного бугра, а короткой от бедренной кости и прикрепляющейся к головке малой берцовой кости.
С внутренней стороны бедра нужно показать полусухожильную и полуперепончатую мышцы, начинающиеся также от седалищного бугра и прикрепляющиеся к большой берцовой кости.
Наметив их форму и подколенную ямку, образованную в верхней части сухожилиями названных мышц, учащиеся определяют боковые поверхности бедра.
Затем переходят к построению формы голени, характеризуемой в основном трехглавой мышцей голени. Ее две головки, образующие икроножную мышцу, частично покрывают третью, так называемую камбаловидную, мышцу и, соединяясь с ней, внизу переходят в отчетливо видное пяточное (ахиллесово) сухожилие, прикрепленное к бугру пяточной кости.
Головки икроножной мышцы ограничивают снизу подколенную ямку, форма которой напоминает ромб.
Для характера формы нижней части голени имеют значение также выступы обеих лодыжек, внутренней и наружной, со спускающимися к последней сухожилиями длинной и короткой малоберцовых мышц.
Построение стопы производится на основе намеченных при компоновке рисунка следков обеих ног. Прежде всего находят формы пятки и подошвенных частей стопы. Своды стопы намечаются в зависимости от поворота ноги к рисующим.
Чтобы закончить построение фигуры, надо построить шею и голову, а также руки. Основание затылочной части черепа было намечено еще при постановке фигуры в рисунке.
Форма головы сзади строится, как обычно, на основе срединной линии; при этом рекомендуется определить местоположение и размер ушной раковины (с той стороны, где при трехчетвертном повороте головы ухо больше видно), а также наметить видимую часть формы грудино-ключично-сосцевидной мышцы, прикрепляющейся за ухом к сосцевидному отростку височной кости.
Этим определится рельеф шеи сзади.
Построение формы обеих рук ведется параллельно, по частям.
Прежде всего следует наметить местоположение локтевого отростка, а также внутреннего и наружного надмыщелков плечевой кости.
Построив форму парных дельтовидных мышц, переходят к построению формы трехглавых мышц, выступающих из-под дельтовидных.
Длинная веретенообразная головка трехглавой мышцы начинается от лопатки, а внутренняя и наружная головки — от плечевой кости. Соединившись вместе, они прикрепляются к локтевому отростку локтевой кости.
Форма локтевой части руки сзади определяется с внутренней стороны локтевым разгибателем кисти, а с наружной — группой мышц: локтевой локтевым сгибателем кисти и общим разгибателем пальцев.
В зависимости от положения руки по отношению к рисующему с наружной стороны локтевой части руки можно видеть форму верхней части плечелучевой мышцы, длинного и короткого лучевых разгибателей кисти.
Верхняя часть плечелучевой мышцы прикреплена к наружной поверхности плечевой кости, спускаясь вниз до шиловидного отростка лучевой кости.
Для построения формы нижней части предплечья надо наметить шиловидные отростки лучевой и локтевой костей, а также общую форму двух мышц: длинной отводящей мышцы большого пальца и короткого разгибателя большого пальца.
О построении формы кисти руки было сказано выше. Форма кисти рук строится обобщенно.
Построение фигуры сбоку
В рисунке фигуры сбоку постановка и построение фигуры производятся по тем же правилам, что и в рисунках фигуры сзади и в фас.
Не следует разрешать ученикам рисовать фигуру в полный профиль — для решения задачи построения. Эта точка зрения непригодна, так как она исключает возможность вести построение парными формами.
Лучшими точками зрения на модель сбоку будут такие, при которых все же будет видна срединная линия. Это даст возможность, строя фигуру, сравнивать парные формы.
Рисунок фигуры сбоку, так же как и предшествующие, доводится до общего светотеневого решения
В итоге всего сказанного можно сделать следующие выводы:
1- вести работу над постановкой и построением фигуры следует сначала легкой наметкой — штрихом и светотенью, постепенно усиливая штрих и светотень по мере уточнения формы;
2 - строить фигуру симметрично, все время сравнивая парные формы и их перспективные изменения;
3 - чаще проверять рисунок, быстро взглядывая то на натуру, то на построение, сопоставляя таким образом то и другое в частях и в целом.
Преподавателю следует наблюдать за работой учеников, удерживая их от преждевременной детализации рисунка, отвлекающей внимание от построения больших частей формы. Свои пояснения преподаватель должен сопровождать демонстрацией скелета и экорше, а также конструктивными рисунками, выполняемыми им на особом листе или на полях рисунков учеников.
По книге «Рисунок в средней художественной школе». Александр Барщ., 1957 г.
***
|