ДОВОЕННАЯ МОСКВА ХХ ВЕКА
(1920 - 1941гг.)
...что бы там ни происходило, что бы вы не говорили, Москва - мать,
Москва - родной город. (М.А. Булгаков, "Сорок сороков")
14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. Всего же на долю Москвы выпало почти семь военных лет, если считать и Первую мировую войну.
Последствия этих лет были крайне тяжелыми. Практически замерли все московские предприятия: произведенная ими в 1921 году продукция составляла всего 15% от уровня 1913 года. Простаивали текстильные фабрики, почти все предприятия пищевой промышленности, химические и металлообрабатывающие предприятия работали с недогрузкой. Например, на заводе Гужона (ныне "Серп и молот") выпуск изделий составил 2,1% от уровня 1913 г.
А если предприятия простаивали - значит, была безработица. К концу 1923 г. на учете московской Биржи труда было 112 тысяч безработных.
В чрезвычайно тяжелом состоянии находилось коммунальное хозяйство города. Почти прекратилась работа внутригородского транспорта, в расстройство пришла водопроводная система. Потребности города в воде удовлетворялись лишь на 60%, а в возвышенных частях Москвы (примерно четверть всей территории) без воды оставались целые районы. Из-за нехватки электроэнергии целые дома и районы не освещались. В 15 раз сократились выработка и подача газа.
Да плюс к тому еще рост инфляции. В октябре 1922 года покупательная способность билета в 100.000 тысяч рублей равнялась стоимости одной царской копейки.
Да неурожайные, голодные 1920-1922 года. Голод свирепствует в Поволжье, и на столице это не может не сказаться. "Бывали дни и недели, когда население Москвы обеспечивалось хлебом по минимальной норме (50-100 граммов в день на человека). Бывали и такие дни, когда хлеба не выдавали вовсе. В октябре 1920 г. Москва имела запас муки всего на одну неделю.
А еще были уничтожены все прежние идеалы и ценности, а новые ценности - революционные - еще не были поняты и осмыслены народом, москвичами в том числе. Да и до идеалов ли было в такое время?
И теперь москвичам предстояло возрождать промышленность, хозяйство и культуру, даже более того - создавать новую модель общества. Именно москвичам, ведь Москва всегда "подавала пример" всей России.
1. Промышленность
Одной из первых задач, стоящих в то время не только перед Москвой, но и перед Россией в целом, было восстановление промышленности. В первую очередь была проведена реконструкция старых дореволюционных заводов, таких, как завод Гужона (с 1922г. - "Серп и молот"), "Богатырь" (с 1923 г. - "Красный богатырь"), завод братьев Бромлей (с 1922 г. - "Красный пролетарий"), "Динамо" (с 1935 г. - электромашиностроительный завод им. С.М. Кирова) и многие другие. Всего к концу 1921 г. в Москве насчитывалось 457 действующих предприятий.
Еще более успешным в плане восстановления московской промышленности оказался 1922 год. В августе была пущена Московская ситценабивная фабрика (бывшая Цинделя). "Набирали темпы "Трехгорная мануфактура", Даниловская и Измайловская текстильные фабрики. Заметно увеличилось производство пищевой, химической, кожевенной, силикатной и других отраслей промышленности. (...) В 1922 году в Москве находилось уже 25,1% всех промышленных предприятий страны, которые выпускали 38% валовой продукции СССР".
В целом к 1925 году уровень московской промышленности достиг дореволюционного. Следующим шагом к развитию стало превышение этого уровня. В 1926/27 г. столичная промышленность дала продукции на 18,9% больше, чем в 1913 году.
В 1929 г. вступил в действие первый пятилетний план, разработанный на основе Директив 15-го съезда ВКП(б) в декабре 1927 г. Этот план предусматривал превращение Москвы в крупнейший индустриальный центр страны.
В то время был актуален лозунг: "Без тяжёлой промышленности мы не сможем построить никакой промышленности" Именно высокие темпы развития машиностроения и металлургии отличали развитие московской промышленности в 20х-30х гг. "Если до революции удельный вес легкой промышленности составлял более 75%, а металлообрабатывающей - всего 10% от общего промышленного производства Москвы, то к концу 30-х годов положение существенно изменилось. Металлообрабатывающая промышленность прочно заняла первое место в общем промышленном балансе города, достигнув почти 45%. "Ситцевая" Москва отошла на второй план, уступив свое место Москве машиностроительной и электротехнической"
В этой работе нет необходимости подробно говорить о развитии каждого завода, поэтому я просто подтвержу свою мысль несколькими конкретными примерами.
Выше уже говорилось о восстановлении завода Гужона, получившего в честь 5-летия Октябрьской революции название "Серп и молот". С 1931 года это предприятие специализируется на продукции из качественной стали. В 1929-1935 гг. была проведена реконструкция: "возведены новые мартеновские печи, модернизированы прокатные станки и нагревательные печи, построены новые пролеты для отделки проката, пущен первый в стране цех холодной прокатки из нержавеющей стали" На этом заводе было освоено производство продукции, не выпускавшейся до этого в СССР, в частности производство стального листа для авиа- и авто промышленности и тонкой стальной нержавеющей ленты.
28 июня 1918 года был национализирован основанный в 1916 г. автомобильный московский завод АМО (Акционерное машиностроительное общество). В 1924 г. здесь начался выпуск грузовых автомобилей АМО-Ф-15. Во время первой пятилетки завод был реконструирован; было создано поточно-конвейерное производство грузовых автомобилей АМО-2, затем АМО-3. Вторичная реконструкция проводилась в 1933-1937 гг. коллективом архитекторов под руководством Е.М. Попова. Эта реконструкция позволила значительно увеличить выпуск машин. С 1934 г. начали выпускаться грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6, автобусы ЗИС-8, с 1936г. - легковые автомобили ЗИС-101. К 1940 г. завод превратился в новое предприятие - одно из крупнейших этой отрасли в Европе.
Говоря о развитии промышленности, нельзя не сказать о массовом движении социалистического соревнования, которое сыграло в этом значительную роль. С 1919 г. в столице проводились субботники, считающиеся "зачатками" соцсоревнования. В начале 1929 г. бригадир завода АМО Поваляев положил начало движению "работать по-ударному". Идея получила поддержку секретаря партячейки одного из цехов того же завода. К весне движение стало массовым, общемосковским. Оно способствовало досрочному выполнению производственного плана 1929/30 г. "Выпуск промышленной продукции на одного рабочего в металлопромышленности Москвы составил 180% от уровня 1913 г., а в целом объем промышленного производства столицы вырос в 2 раза по сравнению с тем же довоенным годом"
В 1935 г. зародилось стахановское движение. Его "основоположником" был донецкий шахтер А.Г Стаханов, в 14 раз перевыполнивший сменную норму. Стахановцы боролись за повышение производительности труда путем освоения новой техники. Это движение стало наиболее распространенным среди рабочих. В ноябре 1935 г. в столице состоялось первое Всесоюзное совещание стахановцев, и четверть всех присутствовавших на нем составили москвичи. Всего же участие в совещании приняло более 3000 человек.
Ну и конечно, нельзя не упомянуть о самом популярном лозунге того времени: "Пятилетку - в четыре года!". Современному человеку все это кажется несерьёзным, даже наивным. Но такова была идеология, таково было мировоззрение и миропонимание народа, таков был образ жизни. Личное тогда не имело общественного значения; каждый человек мыслил глобально, задумываясь в первую очередь об интересах других, а потом уже о себе. Идея соцсоревнования сплотила рабочих, помогла восстановлению и развитию промышленности. Разве это плохо?
2. Транспорт
В этом вопросе необходимо осветить две стороны проблемы. Во-первых, в 20-х-30-х годах происходит становление Москвы как крупнейшего транспортного узла страны. Во-вторых, в это же время развивается городской транспорт.
Рассмотрим Москву как один из наиболее значимых транспортных узлов. Старейшим (и крупнейшим) в этом плане является Московский железнодорожный узел. Его грузооборот в 20-х-30-х годах значительно увеличился. Это связано, во-первых, с общим промышленным подъемом; во-вторых, с реконструкцией железнодорожный путей и станций; в-третьих, c тем, что Москва теперь являлась столицей, и выплняла главную роль в общей транспортной сети Союза.
О развитии Московского железнодорожного узла красноречиво говорят цифры, которые я привожу в следующей таблице.
Табл. 1
Год
|
Отправлено грузов
|
Прибыло грузов
|
Отправлено человек
|
1913
|
1,8 млн. тонн
|
7,3 млн. тонн
|
16 млн. чел.
|
1940
|
4,1 млн. тонн
|
22,9 млн.тонн
|
212 млн. чел.
|
Но нас в данном случае интересует не столько восстановление старого, сколько создание нового. Самым значительным событием, сыгравшем огромную роль как в улучшении транспортной системы, так и в развитии городского хозяйства Москвы было, безусловно, сооружение канала Москва - Волга (с 1947 г. - канал им. Москвы).
"Бурный территориальный рост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численности населения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощность московского водопровода в 1932 году составляла 455 000 кубометров. Этого количества было явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому времени сильно обмелевшей, создавало реальную угрозу водоснабжению Москвы и судоходству". Для решения этих проблем было решено перебросить часть стока Волги в Москву реку. Это решение было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. Проект канала был утвержден через год, и тогда же началось его строительство.
Оно было закончено всего за 4 года и 8 месяцев. А объем работ - поистине огромный. Длина канала составляет 128 км, здесь же находятся 7 водохранилищ, 240 различных сооружений (шлюзов, плотин, гидростанций, пристаней, насосных станций, мостов, заградительных ворот и др.); было уложено около 3 млн. кубометров бетона, перемещено почти 200 млн. кубометров грунта. Значительную часть работавших на строительстве составили заключенные, и это понятно: они работали бесплатно, их можно было принудить к работе в самых тяжелых бытовых условиях (в каковых условиях они и работали), и, наконец, заключенные - это невостребованные, но (особенно по тем временам) огромные трудовые ресурсы.
Канал был открыт в марте 1937 года, а 2 мая 1937 года к стенам Кремля подошла первая флотилия волжских судов.
Сооружение канала решило задачи водоснабжения, водного транспорта и обводнения окрестностей столицы. "Водоснабжение осуществляется из водохранилищ водораздельного бьефа канала. При этом обеспечивается более 60% бытового и промышленного потребления воды столицей и её пригородами. Водораздельный бьеф канала обеспечивает также санаторное обводнение рр. Москвы, Клязьмы, Учи, Яузы. Протекая по городу, Москва и Яуза несут "своей" воды лишь 10-15%; остальная часть расхода принадлежит чистой волжской воде.(...) Транспортная роль канала заключается в том, что он соединил Москву сверхмагистральным водным путем с основной транспортной артерией Европейской части СССР - Волгой" С открытием канала Москва стала столицей пяти морей - Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Известно, что речной вид транспорта - наиболее дешевый и экологически чистый (хотя в угаре индустриализации мы не уделяли места экологии, этот фактор тоже необходимо иметь в виду. Но увы, при капитализме проблемы экологии не решаются вовсе!). "Большое значение приобрел канал и как место отдыха москвичей. По берегам водохранилищ расположены зоны и дома отдыха, пансионаты, спортивные базы".
Следует также отметить развитие авиационного транспорта. Крупнейшими аэропортами 20-х-30-х годов были Центральный аэродром им. М.В. Фрунзе и аэропорт "Быково". Центральный аэродром создан в самом начале XX в. при участии Н.Е. Жуковского на Ходынском поле. "С июля 1923 года отсюда начались первые регулярные пассажирские полеты по линии Москва - Нижний Новгород (Горький). В ноябре 1931 г. на Центральном аэродроме был сдан в эксплуатацию первый в СССР аэровокзал (ныне не функционирует) - в то время один из самых больших в мире" Аэропорт "Быково" расположен в 35 км от Москвы. Он начал эксплуатироваться в 1933 году (и действует по сей день).
В Москве под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева были созданы первые советские самолеты из кольчугалюминия, известные на весь мир своими летными качествами и давшие начало целому "семейству" туполевских самолетов, на которых совершались сверхдальние перелеты. Так, летчик Громов в 1926 году на самолете АНТ-3 совершил полет вокруг Европы, покрыв за 34 летных часа 7150 км. В 1929 г. экипаж летчиков под командованием Шестакова совершил перелет из Москвы в Нью-Йорк, преодолев за 137 летных часов расстояние в 21 000 км.
Не менее интенсивным было развитие внутригородского транспорта, что опять-таки связано с ростом площади и населения столицы.
До революции основным городским транспортом являлся транспорт извозчичий и трамвайный. Извозчики представляли собой весьма своеобразную группу населения. Городской думой были предусмотрены специальные места стоянок извозчиков и форма одежды (летом зипуны, зимой поддевки синего цвета и особой формы шляпы). Каждому извозчику был присвоен номерной знак. Плата за проезд не была регламентирована. В народе извозчиков разделяли на "ванек", "резвых" и "лихачей". "Ваньки" - самые дешевые - крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки, в основном зимой. "Резвые" - подороже и, как бы мы сейчас сказали, "покруче". Самые дорогие - "лихачи" - имели хороших лошадей и удобные экипажи на рессорах и с резиновыми шинами на колесах. Особую группу извозчиков составляли "ломовики", перевозившие тяжелые грузы. Извозчики действовали в столице и после революции, но их число непрерывно сокращалось, что неудивительно: слишком высока была конкуренция. Если в 1914 г. в Москве действовало 16 тыс. извозчиков, то в 1928 г. - 8 тыс., а в 1939 всего-навсего 57 человек.
Основным конкурентом извозчиков был трамвай, действовавший еще с 1899 года. В 1913 г. услугами трамваев ежедневно пользовалось свыше 250 млн. пассажиров, а в 1924 - до 320 млн. После Гражданской войны регулярное трамвайное движение было восстановлено в столице уже в 1921 году. С 1922 по 1925 гг. было построено 11 новых трамвайных линий. Они связывали центр города с такими окраинами, как Измайлово, Черкизово, Дангауэровская слобода, Верхние Котлы, Синичкин пруд и др.
Появились в Москве и новые виды транспорта, такие, как такси, автобусы и троллейбусы.
"В августе 1924 г. открылось автобусное движение; в октябре 1925 г. 80 благоустроенных автобусов курсировало по улицам Москвы, связывая вокзалы, а также Хорошево, Серебряный бор, Карачарово, Кунцево и другие окраины с центром города". Общая протяженность автобусных маршрутов составила в 1924 г. 82 км, а в 1940 - 985 км. Столь быстрое распространение автобуса связано с удобствами его эксплуатации: не требуется устанавливать ни рельсы, ни провода.
Такси (таксомоторы) появились в столице 21 июня 1925 г. Первоначально это были французские "Рено" и итальянские "Фиаты". С 1932 г. использовались отечественные автомобили ГАЗ-А, с 1936 - М-1 ("Эмки").
Первые московские троллейбусы в 1933 г. начали курсировать по Тверской улице (улице Горького). К 1940 г. сеть троллейбусных линий возросла до 200 км. Этот вид транспорта сочетает в себе достоинства трамвая (электротягу, отсутствие загрязняющих атмосферу газов) с достоинствами автобуса (легкость и бесшумность хода на шинах, возможность обгона).
Но самым главным событием в области улучшения системы внутригородского сообщения было сооружение метрополитена (не всех его линий, конечно, а только самых первых). Приведенные ранее цифры свидетельствуют, насколько велика была потребность Москвы в городском транспорте. Выполнить эту задачу с помощью только лишь наземного транспорта оказалось невозможным. Поэтому в июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве метро. В сентябре того же года Московский совет создал специальное управление "Метрострой", которое должно было выполнить сооружение первой очереди метро - линии длиной 11,5 км. Причем планировалось ввести ее в эксплуатацию уже в начале 1935 года. Для сравнения: первая берлинская трасса метро длиной 11 км строилась около 6-ти лет, первая 4-километровая линия в Токио - 4 года, в Нью-Йорке 20-километровая - семь лет. Мы же, как всегда, работаем ударными темпами.
Объем работ был таков: требовалось вынуть свыше 2 млн. кубометров грунта и уложить почти 850 000 кубометров бетона. И это не считая внутренней отделки, которой, как известно, московское метро славится на весь мир.
"Заказ Метростроя выполняли 539 предприятий страны. В Москве был изготовлен первый советский щит для проходки подземных тоннелей, Ленинград поставлял эскалаторы, Кузнецк - рельсы, Украина и Карелия - гранит, Крым, Урал и Кавказ - мрамор".
К февралю 1935 г. были завершены испытания линий первой очереди, и депутаты VII съезда Советов совершили пробную поездку по всей трассе метро. Завершающие работы продлились до весны. 15 мая было открыто регулярное движение на линии Сокольники - Парк культуры и отдыха им. Горького. Если раньше для того, чтобы добраться от Сокольников до центра, требовалось около час, то с вводом метро москвичи тратили на это всего 10-15 минут.
Разумеется, открытие этой линии не решило транспортной проблемы. Поэтому одновременно с окончанием строительства линии первой очереди началось строительство второй, общей протяженностью 15 км. Ее проект предусматривал продолжение Арбатского радиуса от Смоленской площади до Киевского вокзала и строительство новых радиальных линий: Покровского (от площади Революции до Курского вокзала) и Горьковского (от площади Свердлова до поселка Сокол). Всего предстояло построить 9 станций.
Линия была сдана в эксплуатацию в сентябре 1938 г. Теперь общая длина трасс метро составляла уже 26,5 км.
В заключение темы внутригородского сообщения хотелось бы привести цифры, показывающие распределение пассажиров по отдельным видам городского транспорта в довоенной Москве.
Табл. 2
Год
|
Всего пассажиров
|
метрополитеном
|
троллейбусами
|
автобусами
|
трамваями
|
1917
|
289 млн.
|
--
|
--
|
--
|
100%
|
1940
|
2640 млн.
|
14%
|
8%
|
8%
|
70%
|
3. Коммунальное хозяйство
Коммунальное хозяйство Москвы включает жилищный фонд, электо-, водо- и газоснабжение, внутригородскую связь (в плане передачи информации), канализацию и очистку сточных вод, удаление и утилизацию мусора, систему зеленых насаждений.
Выше я неоднократно говорила о росте площади и территории столицы. Так, в 1920 г. население Москвы составляло 1027 тыс. человек, в 1926 г. - 2026 тыс. человек, в 1933 - 3663 тыс., а в январе 1939 г. - 4542 тысячи человек. Такие темпы роста численности населения неизбежно влекут проблему перенаселения. Еще до революции бытовые условия были достаточно тяжелыми. В 1912 г. число квартир составляло всего 190 тыс. на 1618 тыс. человек. При этом 34,4% жителей проживало в домах, не имеющих электрического освещения, не имеющих канализации - 39,4%, водопровода - 47,7%, центрального отопления - 13%. Из тех 190 тыс. квартир 24 тыс. не имели вообще никаких удобств. А проживали в них 325 тыс. рабочих и членов их семей, то есть в среднем 13-14 (!) человек в квартире. Военные годы 1914-1920 только усугубили такое положение дел, о чем я говорила в начале этой работы.
После революции жилищный фонд был национализирован (до этого он был преимущественно частным). Семьи рабочих переселялись в благоустроенные дома, но проблему нельзя было решить только таким образом.
В годы первых пятилеток в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы было развернуто жилищное строительство. Застраивались окраины Москвы, за счет чего и происходил ее территориальный рост. Были построены рабочие поселки, такие, как Усачевка, Дубровка, Дангауэровка. Рабочие поселки - это, по сути, жилые комплексы, состоящие из ряда однотипных 4-5-ти этажных зданий. 2х-3х комнатные квартиры предназначались для заселения целыми семьями. Это вполне отвечало назначению таких поселков - они строились для расселения рабочих конкретных заводов. Например, поселок Дубровка строился для рабочих заводов "АМО" и "Динамо".
С 1931 года основной формой управления жилищным фондом были жилищно-арендные кооперативные товарищества, управлявшие домами на основе договоров о найме, а с 1937 г. - домоуправления.
Всего "в 1935-1940 гг. в Москве было построено свыше 1,8 млн. кв. метров жилой площади. Они строились в расчете на плотность населения не более 500 человек на 1 га. Плотность застроенной территории не превышала 18-30% от общей площади квартала; это обеспечивало наибольшие удобства и здоровые условия для жизни населения. Одновременно велось большое строительство культурно-бытовых, медицинских и других учреждений. Было построено 379 школ, свыше 400 детских садов и яслей, 24 больничных корпуса, 2 диспансера, 11 родильных домов".
В плане передачи информации из Москвы в другие города СССР и всего мира важную роль играл телеграф. В 1913 г. московский телеграф имел три международных линии, а к 1925 г. были построены новые, связывающие Москву с Парижем, Лондоном, Римом и Анкарой. Но только в 1928 г. уровень развития телеграфной связи превысил дореволюционный, а еще через год между Москвой и Ленинградом начал действовать фототелеграф.
Другими средствами передачи информации были телефон, радио и телевидение. Телефонная связь действовала в столице с 1882 г., но первая международная линия Москва-Варшава открылась только в 1927 г. Огромную роль играла телефонная связь в системе внутригородского сообщения. Так, в 1916 г. Центральная телефонная станция была самой крупной в мире: ее емкость составляла 55,2 тыс. номеров. "В 20-х годах появились первые автоматические телефонные станции (АТС): в Кремле, емкостью 200 номеров; опытная на 1000 номеров при ЦТС. В 1930 г. вступила в строй Замоскворецкая (на 8 тыс. номеров) и Бауманская (на 7 тыс. номеров) АТС машинной системы"
Телевизионная связь начала действовать в Москве с 1939 г., хотя пробные передачи изображения и звука проводились уже с 1931 г. Во время Великой Отечественной войны телевидение не функционировало, а потому можно сказать, что этот вид СМИ не играл для довоенной Москвы существенной роли.
Зато такую роль играло радиовещание. Первая радиостанция начала работу в 1920 г., а через два года для этой станции была построена радиобашня на ул. Шаболовка (Шуховская башня). В августе того же года состоялась первая речевая радиопередача.
Но регулярное радиовещание началась в ноябре 1924 г., когда эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1931 г. был образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, или радиокомитет. Он в 1936 г. ввел в действие 5 программ вещания. Они были составлены с учетом временных поясов, национальных языков и особенностей народов Союза. Постоянно менялись формы и жанры радиопередач, радиоприемниками пользовались все московские семьи, репродукторы устанавливались в парках, скверах, на улицах. Радио было популярно, как сейчас популярно телевидение.
Не меньшая работа проводилась по электрификации и теплофикации Москвы. Первые тепловые сети централизованного теплоснабжения были проложены в 1928 г. от экспериментальной электростанции Всесоюзного теплотехнического института к заводам "Динамо" и "Парострой". В 1930 году от 1-ой МГЭС (ныне ГЭС N 1) проложен первый в Москве двухтрубный теплопровод для теплоснабжения зданий на площади Ногина (бывш. Варварская). В 1933 г. на этой же станции был установлен первый мощный теплофикационный агрегат, что фактически сделало 1-ю ГЭС 1-ой ТЭЦ в Москве. В 30-х годах были сооружены ТЭЦ N 9, 11, 12. К 1941 г. мощность теплофикационных агрегатов всей Москвы достигла 234 тыс. кВт.
Что до электрификации, то здесь первую роль сыграл всесоюзный план ГОЭЛРО, принятый 8-мым Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года, по настоянию В. И. Ленина. План, в частности, предусматривал увеличение мощности электростанций Москвы и Московской области с 93 МВт до 340 МВт. Вся столица теперь освещалась электричеством.
По мощности теплосетей и по количеству тепла, дающегося теплоцентралями, Москва заняла в мире второе место после Нью-Йорка.
Увеличивалась также газификация жилых и производственных зданий. В 1915 г. мощность газового завода в Сыромятниках составляла 18,7 млн. кубометров газа в год. В 1937 г. под Москвой (Расторгуево) началось строительство мощного коксогазового завода. К 1941 г. производство газа достигло 176,1 млн. кубометров в год. Газ использовался для закалки металлов, опалки тканей, выпечки хлебобулочных изделий, а также в бытовых целях.
Решением проблемы водоснабжения Москвы была постройка канала Москва-Волга, о чем я подробно говорила в разделе "Транспорт". На базе канала были созданы Северная и Восточная водопроводные станции. Их доля в системе водоснабжения Москвы составляет 54%.
Приходилось увеличивать и совершенствовать систему канализации. Почвенные способы очистки вод требовали больших свободных площадей, что (приходится повторяться!) в условиях жилищной застройки и общего роста города было бы слишком нерационально. Поэтому начали применятся методы интенсивной очистки сточных вод. Были построены очистные станции аэрации - Кожуховская, Филевская, Закрестовская и Люблинская. Здесь осуществлялась (и, кстати, до сих пор осуществляется) почти полная очистка сточных вод вплоть до биологической. Единственный "минус": эти станции были построены в 1940 г., а до этого применялись старые, недейственные способы очистки сточных вод.
Очень несовершенной была система удаления мусора и его утилизации. Если быть точнее, ее не существовало. Ежедневно из Москвы вывозились тысячи кубометров бытового мусора, который просто сваливался в окрестностях города, а то и его черте. Даже мусоросжигающие заводы, не делающие, в сущности, ничего полезного (землю очищают, атмосферу загрязняют) были построены только в 70-х годах, не говоря уже о мусороперерабатывающих.
Зеленые насаждения Москвы можно разделить на три группы: насаждения общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары), ограниченного пользования (озелененные территории при школах, яслях, садах, жилых домах, больницах, вузах и др.) и специального пользования (санитарно-защитные зеленые зоны вокруг промышленных предприятий, вдоль линий электропередач, на кладбищах). В дореволюционной Москве было около 2000 га зеленых насаждений, из них 830 га общего пользования. Послереволюционный рост числа насаждений следует отнести прежде всего к территориальному росту города. В новых районах при застройке планировались площади под парки, скверы и др., благоустраивались крупные рощи и парки (например, Сокольники). Но центр города был озеленен по-прежнему скудно (каковая ситуация до сих пор к лучшему не изменилась). Здесь находится бульварное кольцо, Александровский сад, ЦПКиО имени Горького, ПКиО "Красная Пресня", зоопарк и ряд более мелких, разбросанных насаждений. Кроме того, в связи с промышленным подъемом увеличился выброс промышленных отходов как в атмосферу, так и просто на свалки. Именно в 20-30-х годах были созданы предпосылки для нынешней крайне неблагоприятной экологической обстановки.
4. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов
Еще только-только установилась Советская власть, еще нетвердо стояла она на ногах, еще шла Гражданская война и было непонятно, "кто кого", а новая социалистическая идеология уже сказалась на облике столицы. Сперва - на названиях улиц и площадей. Театральная площадь стала называться площадью Свердлова, Большая Никитская - улицей Герцена, Варварская площадь - площадью Ногина, Патриаршии пруды - Пионерскими, Тверская - улицей Горького, Знаменка - улицей Фрунзе...
Далее были демонтированы памятники Александру II, Александру III и генералу М.Д Скобелеву. Вместо старых монументов возводили новое. В честь первой годовщины Революции их было открыто целых три: временный памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу на площади Революции, мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Сенатской башне Кремля, и памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся в Александровском саду. Обелиск представляет собой четырехгранный шпиль из серого гранита, установленный на кубическом основании. Архитектор монумента - Н.А. Всеволожский. На обелиске высечены имена Маркса, Энгельса, Кампанеллы, Бакунина, Чернышевского, Герцена и др. По основанию высечены надписи: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В Москве множество памятников Ленину, начиная от Мавзолея (об этом позже) и заканчивая мемориальными досками, которые отмечают посещение Лениным того или иного завода или предприятия. Памятный знак-камень установлен даже на месте покушения на Ленина 30-ого августа 1918 г. Наиболее известные памятники - на территории локомотивного депо Октябрьской железной дороги (1925 г.) и на Советской (бывш. Тверской) площади, перед зданием Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма пр. ЦК КПСС (1940 г.). Кстати, там же до 1918 г. располагался памятник Скобелеву, отчего площадь с 1912 до 1918 гг. называлась Скобелевской.
За памятниками пошли храмы и монастыри: их закрывали, разбирали, взрывали. Так были уничтожены Страстной монастырь (1937), Никитский (1935), частично Зачатьевский, Златоустовский, Сретенский и многие другие. Те, что не стирались с лица земли, закрывались, и в "освободившихся" зданиях размещались какие-нибудь культурные организации, как, например, филиал Музея древнерусского искусства в церкви Покрова в Филях.
Следует сказать, что снос церквей и памятников был не огульным, по каждому отдельному случаю выносилось решение об исторической ценности, экономической целесообразности. За редким исключением были уничтожены в основном не древние, исторически важные объекты, а новострои, в том числе и Храм Христа Спасителя, который был построен за 34 года до революции, и как таковой, со своим стилем, похожим на утюг, не представлял совершенно никакой ценности, за исключением некоторых работ в отделке, например, Сурикова (которые были заблаговременно демонтированы и вывезены).
В 1934 г. был взорван Храм Христа Спасителя (энциклопедия "Москва" 1980-ого года издания стыдливо сообщает: был разобран в связи с реконструкцией Москвы). На его месте предполагалось возвести огромный Дворец советов. В 1931 г. проводился конкурс на лучший проект Дворца. Из всех представленных предпочтение было отдано проекту Б.М. Иофана, предлагавшему сделать Дворец доминирующим зданием во всей системе центра Москвы.
Это должен был быть символ победы над "старым миром", не только общественное здание, но и памятник Ленину, который было решено установить на вершине здания. (Этакий храм Ленина на месте храма Христа.) Общая высота здания по плану - 420 метров. Оно бы "задавило" и Кремль, и самые высокие ближайшие строения. Даже колокольня Ивана Великого рядом с таким Дворцом смотрелась бы просто крохотной (ее высота - 81 метр).
Строительство было начато, подведено метро "Дворец Советов", успели даже положить специальный фундамент чашеобразной формы. Предполагалось, что это защит здание от землетрясений и прочих колебаний, если такое вдруг случится. И построили бы его, если бы не Великая Отечественная война. Высокопрочная хромедистая сталь пошла на изготовления орудий и снарядов, стройку забросили. Вторая попытка возвести-таки Дворец Советов была сделана уже в конце 50-х годов, но тоже неудачно. Кончилось тем, что чашеобразный фундамент превратили в бассейн "Москва".
Но это не значит, что "храм Ленина" так и не был возведен. Он был, и был еще до попытки построить Дворец Советов, и есть по сей день. Это - Мавзолей.
Всего Мавзолеев было три: два временных, деревянных, и постоянный, каменный. Все они были сооружены по проекту А.В. Щусева, причем архитектура строения почти не менялась. Он задумывался, во-первых, как гробница Ленина, во-вторых, как вечный памятник, и, в-третьих, как трибуна для торжественных выступлений. С 26 января 1924 г. Мавзолей постоянно охраняется (Пост N 1).
Каменный Мавзолей построен в 1929 г. Он выполнен из мрамора, порфира, гранита и других ценных пород. Основное сочетание цветов - красного, черного и серого - придает всему сооружению торжественность. Это впечатление усиливается отсутствие каких бы то ни было украшений. Венки и букеты расположены в строгом порядке, часовые вымуштрованы, стоят - не шелохнутся. Четкий порядок - лучшая красота, этот принцип еще не раз будет использоваться в истории советской культуры.
Вообще в архитектуре 20-30-х гг. развиваются новые течения. Одним из самых ярких архитектурных направлений этого времени был конструктивизм. Конструктивисты предлагали осмыслить возможности новой техники, освоить ее логичные, функционально целесообразные конструкции. Главное в том, чтобы архитектура здания отвечала его назначению, поэтому конструктивисты предпочитали четкие геометрические формы и не украшали зданий.
Прекрасным примером этого стиля является жилой комплекс на ул. Серафимовича (в народе Дом на набережной). Он построен в 1928-1931 гг. по проекту Б.М. Иофмана (того самого, чей план был взят за основу при проектировании Дворца Советов). Комплекс является, по сути, одним огромным зданием. Оно делится на несколько простых корпусов, соединенных между собой высокими 2-3 пролетными арками. Корпуса образуют 3 больших внутренних двора, в которых разбиты скверы. В доме 500 квартир, ясли, детский сад, прачечная, отделение сберкассы, библиотека. В центральной части фасада, выходящего на Берсеневскую набережную, расположены помещения для клубов, со стороны Водоотводного канала - кинотеатр "Ударник", в средней части здания - универсальный магазин. Здание совершенно лишено декора, отдельные его части являются простыми геометрическими фигурами (кубами и призмами).
В целом Дом на набережной - мини-город, маленькая социалистическая община. Когда жители (члены правительства) въезжали в свои квартиры, они уже были обставлены однотипной казенной мебелью.
И все-таки о том, построен ли Дом на набережной в стиле конструктивизма, еще можно спорить. Его простые формы слишком сложны, хотя, казалось бы, уж куда проще? Проще всегда есть куда. Классический пример конструктивизма - здание комбината газеты "Правда".
Его архитектура в высшей степени лаконична. Вся композиция "построена на сочетании огромного и высокого прямоугольного блока 7-этажного редакционно-издательского корпуса и распластанного пониженного производственного. Вестибюлю, главной лестнице и зоне холлов соответствует огромный витраж в центре фасада, залам - такие же огромные застекленные эркеры на торцах здания".
Бетон со стеклом - и больше ничего! Функция, назначение - в первую очередь, а форма не столь важна. Подобный стиль, позже с успехом переняли заклятые враги Страны Советов – капиталистические страны, в первую очередь США. И по сей день этот стиль, так ругательно критикуемый недалёкими людьми, главенствует в той или иной форме современного зодчества – взгляните хотя бы на все эти небоскрёбы, башни, торговые центры мировых городов – те же кубы, призмы, конусы, пирамиды…
Другие архитекторы продолжали традиции классицизма и модерна, развивая и перерабатывая их. "В архитектуре общественных зданий проявилось стремление к созданию идейно значимых художественных образов на основе использования традиций мирового и национального зодчества. К наследию классицизма обращались И.А. Фомин, сохранивший принципы ордерной архитектуры (дом общества "Динамо"), И.В. Жолтковский, опиравшийся в решении современных задач на традиции зодчества итальянского Возрождения (здание Центрального театра Советской Армии)"
Массовые застройки 20-30-х годов способствовали разработке максимально простой архитектуры зданий. Так появляются новые районы, похожие друг на друга, удобные, благоустроенные, просторные, но угнетающие своей однотипностью. Все прочнее входит в жизнь понятие стандарта (не только в СССР, но и по всему миру).
Переломный момент в изменении облика столицы наступил с принятием Генерального плана реконструкции Москвы. Его проект, составленный коллективом архитекторов под руководством В.Н. Семенова и С.Е. Чернышева, был утвержден 10 июля 1935 г.
В том же 1935 г. двуглавые орлы на четырех кремлевских башнях (Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой) были заменены на звезды. Корпус звезд из нержавеющей стали был облицован медными золочеными листами. С двух сторон звезды украшали серп и молот, составленные из уральских самоцветов. Но эта конструкция оказалась неудачной, блестящие поверхности самоцветов быстро потемнели и потребовали переогранки.
К 20-ой годовщине Октябрьской революции они были заменены звездами из рубинного стекла. Тогда же была установлена и пятая звезда (на Водовзводной башне).
"Несущая конструкция кремлевских звезд из нержавеющей стали представляет собой пятиконечную пространственную звезду, лучи которой имеют форму четырехгранной пирамиды. Прочность и жесткость конструкции рассчитаны на воздействие ураганного ветра. Звезды освещаются изнутри лампами накаливания, а равномерное распределение светового потока обеспечивается рефракторами, состоящими из призматических стеклянных плиток.
Мощность ламп (в звездах Водовзводной и Боровицкой башен установлены лампы мощностью 3,7 кВт, в остальных до 5 кВт) обеспечивают хорошую видимость звезд в ночное и дневное время.
При остеклении звезд надо было добиться того, чтобы они светились ночью достаточно ярко, днем сохраняли рубиново-красный цвет и чтобы нити накала ламп не были заметны. Вторая задача была особенно сложной, т. к. красное стекло, освещенное снаружи, а не на просвет, кажется черным" Современное остекление кремлевских звезд было установлено уже после Великой Отечественной войны, в 1946 г. (тут я несколько выхожу за положенные хронологические рамки). Тогда звезды были покрыты молочным стеклом. Оно хорошо рассеивает свет ламп и одновременно отражает дневной свет, что смягчает темноту рубинового стекла. Рубиновое стекло не однотонное, а разных оттенков. Этим достигается большая контрастность и подчеркивается лучистая форма звезд.
Особо следует отметить архитектуру залов и вестибюлей московского метро, самых красивых в мире. Очень интересны в этом плане залы станций "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская"), "Маяковская", "Красные ворота" (ныне "Лермонтовская"), "Охотный ряд" (ныне "Проспект Маркса"), "Площадь революции". Стены и колонны залов выложены мрамором разных цветов, скажем, при отделке станции "Кропоткинская" использовался светлый мрамор желтоватых тонов, а на "Площади революции" сочетания более яркие: черный, красный, светло-золотистый, белый и серый. Архитектурное решение каждого из залов уникально и не повторяется при отделке других. Например, на той же "Площади революции" у пилонов расположены 76 бронзовых скульптур работы, олицетворяющих завоевание, защиту и труд советских людей, а на "Маяковской" освещающие зал лампы расположены в 36 овальных куполах, украшенных мозаичными панно из смальты. Пол залов выложен гранитом, причем таким образом, что гранитные плиты разных цветов создают геометрический орнамент.
В архитектуре подземных станций тоже много идеологических символов. Например, наземный вестибюль станции "Арбатская" Филевской линии в плане имеет форму пятиконечной звезды; стены станции "Комсомольская" Кировско-Фрунзенской линии украшены майоликовыми панно на тему труда комсомольцев-метростроевцев, а капители колонн увенчаны эмблемой Коммунистического интернационала молодежи.
В 1935 г. начались реконструктивные работы на набережных Москвы-реки и Яузы. "В связи со значительным повышением уровня воды в Москва-реке после по |