Зигзаг «удачи»
— Ну, Михаил Иванович, жми на всю железку. Сам видишь — на сортировке запарка, — напутствовали в этот рейс старшего машиниста Сидилева. В Рыбном, на крупной узловой станции под Рязанью, действительно с превеликим трудом успевали пропускать составы. Была середина июня, сезон перевозок южных грузов — первого зерна, овощей, фруктов. Сидилев с помощником Юрием Симоновым должны были как можно быстрее провести резервный электровоз от Кочетовки до Рыбного.
Железная дорога, конечно, не автострада, и электровоз — не грузовик. Скорости на пути регулируются строгим глазом светофора. Но кое-где машинисты могут выиграть во времени: мастерством, маневром, скоростью. Тем более, что бригада на этом участке дороги ездит больше пяти лет, знает все подъемы, спуски, повороты.
На 189 километре, у площадки Недостоево, — изгиб дороги. Михаил Иванович притормозил. И вдруг за самым поворотом, под откосом в высокой траве они с Юрием заметили какие-то коробки...
— Что-то подозрительно. А вон прямо через поле от насыпи — свежие следы тракторов. Останавливаемся! — решил старший машинист.
В коробках — их насчитали десять — были куриные яйца...

...Тем же ранним утром двое трактористов совхоза «Рязанский» — Ермаков и Егоркин спешили... опохмелиться. Но послали их работать в эту субботу далеко от сельмага — в сады, на опрыскивание яблонь. Тут еще как на грех у Егоркина недалеко от железнодорожной линии заглох старенький «ДТ». Пока он бегал за Ермаковым, на пути перед красным глазом светофора встал длинный — до километра — грузовой состав Трактор Егоркина наконец завели. Удачу надо было «обмыть», и глаза их остекленело уперлись в вагоны, за дверями которых могла быть заветная «опохмелка».
На какой-то миг у Егоркина мелькнула мысль о последствиях. Но старший, Ермаков, который «огонь и воду уже прошел» (судим был дважды за аварию и хулиганство) уверенно вел его к вагонам
— ...Что же делать, Михаил Иванович? Час назад, не больше, были воры-то. Может, одному из нас в погоню отправиться?
— Нас ждут в Рыбном. Надо быстрее ехать.
Погрузив коробки с яйцами в электровоз (места они заняли немало, как-никак 360 штук в каждой коробке), Сидилев и Симонов немедленно радировали о случившемся дежурному по станции Рыбное. Оттуда сигнал о хищении срочно передали в Рязань, в ОВДТ. И не успели как следует раскрутиться колеса сидилевского электровоза, как «завертелось колесо» уголовного дела.
Было оно, кстати, уже не первым в списке дел о хищениях, обнаруженных и раскрытых на здешней дороге с помощью дружинников. В частности, с участием того же Михаила Ивановича Сидилева. машиниста 1 класса, ударника коммунистического труда, наставника молодежи. Десять лет он является активным членом ДНД в депо Кочетовка. Много задерживал нарушителей, участвует в рейдах. Не отстает от старшею товарища и Симонов.
...Трактористы вскрывали наугад вагоны. Выпивку не нашли. Но — вот удача! — был товар, на котором можно было «нажиться». Из одного вагона похитили семь мешков сахара-рафинада. Из другого — яйца, предназначавшиеся строителям станции Коло. Попалась мука — «хапанули» четыре мешка. Сигарет «Памир» взяли аж девять коробок, по 3600 пачек на брата Десятилетний запас, если считать по пачке на день.
Увезти и надежно спрятать они сумели почти все, кроме яиц. Но сигарет выкурить им удалось от силы одну пачку. Прошло не более двух часов, когда на машинном дворе совхоза к Ермакову подошли сотрудники милиции и попросили угостить сигаретой.
— Да у меня так... неважнецкое курево-то: «Памир»... — пробовал он отговориться.
В Рязани «Памир»-то, пожалуй, сыскать так же трудно, как, например, тульский рафинад ...
— ...Мы в выходные дни утром заходим в отдел, чтобы узнать оперативную обстановку, последние новости о том, что произошло за ночь, — рассказывал мне один из участников группы, которая задерживала расхитителей, инспектор отделения уголовного розыска ОВДТ капитан милиции В. Фомин. — В ту субботу я пришел с семьей, надо было проводить ее на отдых. А тут — такая крупная кража. Понятно, что мы срочно выехали на место происшествия.
В группе поиска было трое: заместитель начальника ОВДТ подполковник милиции Н. Кузнецов, В. Фомин и заместитель начальника отделения уголовного розыска старший лейтенант милиции Е. Платонов. Умело, по горячим следам нашли (хотя Егоркин успел даже уехать в другой совхоз) сотрудники милиции преступников. Правда, в одном месте, на автостраде Рязань — Москва, нить поиска чуть не оборвалась. Размышляли: налево, в Рязань, или на Москву, в другую сторону, воры укатили? Не сразу ведь и подумаешь, что они все повезут не таясь, прямиком в свой гараж!
«Крупное хищение на сумму 1522 рубля, по сговору, с применением технических средств» — так квалифицирован в судебных документах этот случай. Расхитители получили по заслугам.
А при разборе операции в ОВДТ самые добрые слова были сказаны о машинистах-дружинниках. Они поощрены руководством железной дороги.
Капитан милиции А. Шарапов Рязанская область. 1983 г. |