January 22 2025 16:59:52
Навигация
Последние статьи
· Бузина - лекарственн...
· Марена красильная - ...
· Гепатит – народные м...
· Авария на ЧАЭС – эва...
· Николай Крючков - ин...
Иерархия статей
Статьи » Музыка, театр, кино » Николай Крючков - интервью 1986 года
Николай Крючков - интервью 1986 года

Николай Крючков: как прожить сто жизней

Старейшина актеров советского экрана Николай Афанасьевич Крючков не так давно отпраздновал свое семидесятипятилетие и пятидесятилетие работы в кино. Более чем в 100 фильмах снялся он. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, Народный артист Советского Союза Н. А. Крючков и сегодня в строю действующих актеров. В дни, когда дверца его почтового ящика не закрывалась из-за обилия поздравительных писем, а телефон захлебывался междугородними звонками, Николай Афанасьевич работал. Он снимался на «Мосфильме» в кинокартине «Верую в любовь» — продолжении широко известного фильма «Парень из нашего города». И вновь в главной роли — Николай Крючков.

Советский артист Николай Крючков, неизвестное интервью 1986 года

— Вам, вероятно, уже тысячу раз задавали вопросы о детстве, родителях, о том, с чего начался ваш путь в искусство. Но мне хотелось бы сформулировать этот вопрос чуть иначе. Если талант, дарование, успех и популярность — это ствол, ветви, крона рослого и мощного, окрепшего с годами дерева, то что же можно назвать корнями? Можно ли «кивать» на наследственность? Ведь ваши родители были рабочими...

— Вы правы, но только отчасти. Верно, мои отец и мать были простыми рабочими, трудились на «Трехгорной мануфактуре». Мать — ткачиха, отец — грузчик, работал в складальне, таскал на горбу кипы готовой материи. Известен он был всей «Трехгорке» за громадную силу и веселый нрав. Его звали «Афоня-солдат», поскольку за плечами у него были окопы империалистической. Но вернее было бы называть его «Афоней-артистом». На представления, которые он устраивал на фабричном дворе, сбегалась вся «Трехгорка».

Как-то раз нашел он рваное канотье. Затем поймал здоровенную крысу, приладил к ней веревочку вроде ошейника с поводком, и в таком виде вышел на прогулку. Хохот, шум, визг! А он идет себе, глазом не моргнет, ну вылитый конторский чиновник на прогулке. А то натянет где-то в проходе между цехами веревку над землей, и ходит по ней, как завзятый канатоходец, да еще целые представления разыгрывает. Талантливый был человек, добрый душой. Думаю, вот они где, корни моей профессии и призвания.

Была у отца с матерью мечта: построить свой собственный дом в деревне и перебраться жить на свежий воздух и здоровую пищу. Теперь я понимаю, что для моей матери это была единственная возможность продлить отцу жизнь, здоровье которого, подорванное прогрессирующей чахоткой и непосильной работой, становилось хуже день ото дня... И вот вся мужская часть семьи — мать была занята на фабрике — отправилась в деревню Плотицыно Тульской губернии.

Начали строить дом, да не достроились. 20 мая 1920 года отец умер. Мы с братом остались жить вдвоем, в предбаннике.

Страшные это были годы. Голод, тиф, разруха. Похоронив отца, мы с братом горе-нужду мыкали. Поделим между собой разные стороны деревенской улицы и идем-бредем. Кто-то, добрая душа, пустых щей с лебедой даст, кто-то картошечки мороженой — и то хорошо. Уж сколько лет пролетело с тех пор, а до сих дней помню с благодарностью фамилию — Карпухины. Они нас поддерживали в трудное время, не дали пропасть. Во многом благодаря им мы с братом живы остались.

Потом мать приехала. Отца нашла в могиле, нас с братом — в тифозной горячке. Я совсем плохой был, чуть живого меня до Москвы довезли.

Выкарабкался! Стал работать на «Трехгорке», силой налился, профессии хорошей выучился: гравер-накатчик. Фабрика, можно сказать, усыновила детей «Афони-солдата», на верную дорогу вывела. Тут же, на родной «Трехгорке», получил я первую «инъекцию» театра. Еще учась в фабрично-заводском училище, поступил в драм-кружок. Дебютировал в пьесе-монтаже «1905 год», в которой сыграл сразу три роли: рабочего-революционера, пристава и торговца-лоточника. Народ покатывался со смеху, а я с ужасом думал, как бы не вывалилась из-под рубашки подвязанная к моему тощему животу материна подушка... Показывали мы свою постановку, кстати говоря, в помещении знаменитой кухни «Трехгорки», где в свое время встречались с рабочими-ткачами В. И. Ленин и М. И. Калинин, а в 1905 году размещался штаб вооруженного восстания.

Вот второй ответ на ваш вопрос о корнях: непосредственная связь с рабочим классом, меня вырастившим, на ноги поставившим. В этой неразрывной взаимосвязи — лекарство от самоуспокоенности и зазнайства, гарантия от потери чувства жизненной реальности. Здесь же — неиссякаемый источник творческой энергии, поисков актерской правды, такта и чувства меры. В профессии актера без этого нельзя. Впрочем, и в любой другой — тоже.

Но вернемся к началу моей актерской биографии.

...В один прекрасный день я стоял перед лицом приемной комиссии Центрального Московского театра рабочей молодежи. Передо мной сидели в молчании, оценивая мою чубатую внешность, знаменитости столичной сцены. Но помню, боялся и трепетал я не слишком уж сильно, в меру. Как-никак, за плечами имелась серьезная рабочая специальность, плюс четырехлетний опыт участия в фабричном драмкружке, опять же гармонь через плечо. Чем не багаж для творческого человека?

Исполнял я этюд на заданную тему, читал что-то по памяти, демонстрировал политическую подкованность, а в голове вертелась только одна мысль: эх, разрешили бы сыграть, я б им показал, какой я есть на самом деле. Наконец, дождался: «Может, вы сыграть хотите?»

Бросился я к гармони, накинул ремень на плечо, развернул во всю ширь меха и выдал «на полную катушку». Пел, плясал, играл с переборами, шутки шутил. И дошутился — приняли!

Я был зачислен в студию театра, где без отрыва от производства проучился два года. Занимались на Сретенке, на чердаке кинотеатра. Все необходимое мастерили своими руками, ведь в нашей студии постигали премудрости театрального дела слесари, токари, деревообделочники, другой мастеровой народ. Помню, даже пол настелили сами... Актерское мастерство нам преподавали Раевский, Грибов, Баталов-старший. Музыкальным руководителем был Дунаевский, литературной частью заведовал Булгаков, танцы ставила Наталия Глан, биомеханику движений — Ирина Хольд, дочь Всеволода Мейерхольда. Так что было у кого учиться.

Студию я закончил в 1930 году, стал профессиональным артистом. Играл в спектаклях «Зови, фабком!», «Московский 10.10», «Дальняя дорога», «Жена товарища»... За этими, по нынешним меркам непритязательными и даже наивными названиями — весьма насыщенный и злободневный репертуар Московского театра рабочей молодежи.

— И тут состоялось ваше первое свидание с миром кино. «Повинен» в этом, кажется, был кто-то из ваших коллег-артистов?

— Ошиблись, но не слишком. Это дело рук нашего хореографа Наталии Глан, которую зрители старшего возраста должны помнить по главной роли в фильме «Мисс Менд». Она однажды привела на спектакль «Зови, фабком!» своего мужа, кинорежиссера Бориса Барнета. Ничего не подозревая, я готовился к своему выходу, как вдруг за кулисами меня хватает за руку незнакомый мужчина и в приказном порядке велит явиться к нему на кинопробы.

Хотел ли я сниматься в кино? Десятки раз, пацанами, мы прорывались на «Индийскую гробницу», «Знак Зорро», «Черный конверт», бредили именами Дугласа Фербенкса, Гарри Пиля, других кинозвезд. Но чтобы когда-то сниматься самому, всерьез и не помышлял: для «кинозвезды» я явно внешностью не вышел... Но Барнет, видно, думал иначе.

В назначенное время прихожу по указанному адресу на киностудию. Вижу, в декорациях — обычная сапожная мастерская. Верстак, фартук, молоток, гвозди, обрезки кожи, сапожная «нога». Знакомое дело, сколько раз наблюдал, как работали в пресненских трактирах «холодные» сапожники. Барнет на меня внимания явно не обращал, и, чтобы не терять даром времени, я сел, надел фартук и набил себе набойки на башмаки. Зашкурил, края подровнял — все как положено.

Тут Барнет как крикнет:

— Колька!
— Чего тебе? — недовольно буркнул я в ответ, от дела ведь человека отрывают. Через мгновение прикусил язык, дошло — это я режиссера так невежливо «отшил», сейчас взашей прогонит и прощай кино!.. Поднимаю глаза: все улыбаются, поздравляют, Барнет не скрывает удовольствия. Своим ответом я попал, что называется, в точку, и умение сапожничать пригодилось. Меня утвердили на роль, и вскоре передо мной распахнулся ни с чем не сравнимый, поразительный мир кино.

«Окраина» — так назывался фильм Бориса Барнета, где я сыграл первую свою кинороль. Премьера картины состоялась весной 1933 года в только что открытом кинотеатре «Ударник». Заявился я туда прямо с Москвы-реки — в спортивных тапочках, тренировочных брюках, с обгоревшим на солнце носом и с речным песком в волосах. А тут — солидная публика, в костюмах, при галстуках. Милиционеры приняли меня за «гопника» и пускать в кинотеатр отказались. Что делать? На мое счастье, вижу — подъезжает на машине Барнет. Я — к нему: «Помоги!»

— А в чем дело? — спрашивает.
— Да вот, не пускают...
— Этот гражданин со мной! — важно объявил Барнет милиционерам. Те козырнули знаменитому кинорежиссеру, мрачно поглядели в мою сторону, но возражать не стали. Так «по знакомству» я и попал на собственную премьеру.

В двадцати картинах снялся я в предвоенные годы. Бывало — работал сразу в нескольких киногруппах, бывало — вагоны на станции разгружал, когда сидел «на скамейке запасных». Водил дружбу с Львом Свердлиным, Верой Марецкой, Борисом Чирковым, Зоей Федоровой, Эрастом Гариным — молодыми, веселыми, талантливыми актерами, моими ровесниками. Все эти фильмы для меня дороги, но особо выделить я могу лишь один — « Трактористы».

«На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят...»

Вспоминаете? Эту песню, которую любил напевать главный герой кинокартины Клим Ярко, и по сей день можно услышать в городах и селах, за дружеским застольем и в походном строю. Думаю, нет необходимости пересказывать содержание фильма — судя по письмам, которые я получаю от зрителей, эту картину режиссера Ивана Пырьева люди знают и помнят. Но вряд ли знают о том, что «примеряя» к себе роль Клима, я вдосталь позакручивал гаек и болтов, промаслился и пробензинился насквозь, работая слесарем в МТС. Зато уж трактор узнал по-настоящему. А мои партнеры по фильму, замечательные артисты Петр Алейников и Борис Андреев, в это время постигали профессию механизатора, и одно из украинских полей было засеяно нашими, актерскими руками.

— Фильм «Трактористы» получился действительно агитационным, мобилизующим. Сотни тысяч юношей и девушек встали за штурвалы комбайнов, взялись за рычаги тракторов. Родина высоко оценила ваш труд — вы были награждены, орденом Ленина...

— Многим памятен для меня фильм «Трактористы». Встречами с новыми людьми, обретением верных друзей, вольным и щедрым воздухом украинских нив, постижением неброской героики труда хлебороба... Снимаясь в этом фильме, мы не думали, что очень скоро всех нас проверит на крепость суровый, беспощадный экзамен — Великая Отечественная война.

— В годы войны советское искусство опровергло бытующее утверждение о том, что когда говорят пушки, музы умолкают. Пожалуй, никогда еще музы в солдатских шинелях не работали столь напряженно, сражаясь с общим врагом оружием искусства. Вы ведь имели к этому самое непосредственное отношение — снимались в «Боевых киносборниках», выезжали на передовую с актерскими бригадами?..

— Прибавьте к этому работу над полнометражными художественными фильмами, такими как «Парень из нашего города», «Свинарка и пастух», «Во имя Родины», «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин»... Съемки шли круглые сутки. Помню, в Алма-Ате, куда перебазировался из столицы «Мосфильм» я снимался двадцать шесть суток подряд, спал урывками, ел кое-как. На двадцать седьмые свалился в обморок от истощения, угодил в госпиталь, где меня кормили с ложечки специальным раствором. Выписался — и снова на съемочную площадку. Ведь наши фильмы ждал фронт, ждал трудовой тыл. Сражались и «Боевые киносборники», силу воздействия которых на бойцов трудно переоценить.

А едва выдавалось «окошечко» в работе над фильмами, мы сколачивали актерские бригады и мчались на фронт. От многих солдат и офицеров довелось слышать, что встречи с артистами поднимали их боевой дух и даже... помогали залечивать раны. Помню, в одном из госпиталей, я увидел двух молоденьких раненых, смеявшихся до упаду над нашими с Мишей Жаровым шуточками-прибауточками. Хлопали они на пару — здоровыми левыми руками, потому что правые висели на перевязях. От этой картины слезы наворачивались на глаза, но надо было смеяться, петь и плясать — профессия обязывала.

Неверно было бы считать, что артисты кино знали о войне лишь понаслышке. Снимаясь в одном из военных фильмов, Василий Меркурьев получил девять (!) ранений. Петр Алейников чуть не погиб, когда из-под высоченного купола съемочного павильона сорвалась кабина самолета с находившимся в ней артистом. Во время работы над фильмом «Парень из нашего города» мне приходилось и через горящие заросли ползти, и болотную жижу хлебать. А в фильме «Фронт», который снимали братья Васильевы, сцена, где мой герой бросается с гранатой под вражеский танк, могла оказаться для меня последней. Окопчик, в котором я находился, не выдержал тяжести многотонной бронированной машины. Легко представить, что я пережил, видя, как лязгающие гусеницы надвигаются все ближе, и ближе, а стенки окопа все оседают, оседают... К счастью, меня основательно присыпало землей, и она самортизировала.

Наши киногерои сражались. Хотелось сражаться с оружием в руках и нам, артистам. Я записался в народное ополчение, пришел в назначенный день на сборный пункт. Но вместо того, чтобы отправить в действующую армию, меня отправили обратно на киностудию. «Ваш фронт — там, товарищ артист!» — сказали мне. И с тех пор по сей день считаю себя бойцом. Бойцом идеологического фронта, бои на котором не прекращаются, как известно, и доныне. Верю» что и моя малая толика есть во всенародном вкладе в Великую Победу. «А знаете, это вы «виноваты» в том, что я стал танкистом!» — не раз говорили мне многие прославленные танковые асы. Конечно, они прежде всего имели в виду Сергея Луконина, главного героя фильма «Парень из нашего города». О его примере говорил и маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, вручая мне на память офицерский кортик.

— После войны вы вновь вернулись на сцену — в Театр-студию киноактера, продолжали сниматься в кино. Вам принадлежит не побитый пока что никем своеобразный рекорд — сто сыгранных на экране ролей. Казалось бы, все вершины покорены. И все-таки — о чем вы, Николай Афанасьевич, мечтаете сегодня?

— Знаете, о чем? Мечтаю, что мне предложат вновь сыграть роль Клима Ярко — главного героя «Трактористов». Постаревшего, набравшегося опыта, вырастившего детей и внуков, в войне победившего, воспитавшего молодую смену. Кем станет теперешний Клим — директором ли совхоза, простым механизатором — неважно. Главное, чтобы он оставался таким же, каким был в молодые годы — настоящим человеком. Парнем из нашего города, из нашего села.

Беседу вел Е. Моспанов
Фото В. Дружинина
1986 год

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние комментарии
Новости
Что сказать - как всег...
Погибших уже около 20 ...
При выходе урагана на ...
За несколько часов до ...
Вообще-то Дхаулагири в...
Статьи
У моей мамы было варик...
Где она растет хоть......
а сейчас вообще расска...
Не по этому ли делу сн...
Ультралевые... так нич...
Фотогалерея
Красивое место, увы - ...
Ничего не стоит... сда...
Крайне массовая монета...
Продолжаем в комментар...
Вот тоже - большая час...
Отдельные страницы
У меня такие соседи. С...
Покупка дома важное до...
Понятно, чистота на ку...
Это крайне сложный воп...
Это Володину по карман...
Счетчики

Яндекс.Метрика
- Темы форума
- Комментарии
15,383,514 уникальных посетителей