Путешествие в страну вулканов и гейзеров
Каждое лето меня изводит суета городских улиц, запах раскаленного асфальта и выхлопных газов, и тогда я собираю рюкзак, зову друзей, и мы идем в горы, в тундру, а тайгу… Там свобода, настоящая жизнь! Особенно на Камчатке. Уникальный край с величественными вулканами, горными реками, огромными водопадами, потрясающими горными пейзажами, кратерами озерами, бьющими из-под земли гейзерами, целебными горячими источниками, дикими животными, которых можно увидеть совсем рядом. Это и несмолкающий шум Тихого океана, и потрясающее буйство красок.
...Самолет Ил-86 отрывается от бетонки и берет курс на восток. Цель нашей 40-дневной экспедиции — съемка видеофильма для кинофестиваля «Вертикаль», фотосъемка уникальной камчатской природы. Прошлый год для нашей команды был очень удачный. Мы заняли первое место в чемпионате России за лыжный поход на горный хребет Эзоп и второе — за водный поход вокруг Шантарских островов. Нынешние планы грандиозные, даже дерзкие: совершить восхождение на шесть вулканов, пройти 600 километров по Тихому океану на надувных лодках, сплавиться на катамаране по изобилующей водопадами реке Карымской, посетить Долину гейзеров, кальдеру вулкана Узон... Готовились мы всю долгую зиму, прорабатывали маршрут, думали о лодках, катамаране, горном снаряжении, что-то заказывали через Интернет и даже варили самодельную тушенку...
И вот — Ключевская сопка, позади — зеленый пояс, полчища гнуса, полоса кустарников, безжизненные морены, ледники. Все выше и выше поднимаемся в горы. Погода портится, первые снежинки перешли в метель. Ветер воет и свистит. Зима. Не верится, что еще три дня назад мы ходили в рубашках! К исходу третьих суток пурга начала стихать. Видимость немного улучшилась. Готовим снаряжение и с рассветом выходим на восхождение. Вулкан Плоский-Дальний — один из самых высоких вулканов Камчатки — под 4000 метров. Восхождение на него не менее сложное, чем на Ключевскую и интересно тем, что здесь хорошо проводить акклиматизацию перед главной вершиной. Идем цепочкой, подъем все круче, свежевыпавший снег помогает, но без ледорубов не обойтись. Сильный ветер дует в лицо, высота 2500, 2800, 3000, 3200, и вдруг пробиваем слой облаков, перед нами — высочайшие вулканы Евразии во всей своей красе. Шедший за мной Максим Зотов, произносит: «Вот она, настоящая жизнь!», — а Саша Абаимов, добавляет: «Не завидую «земноводным», сидящим сейчас дома!». Мы, променявшие уют городских квартир на лютый холод и студеную палатку, — ненормальные, но люди должны быть такими. Разве видел «нормальный» как восходит солнце над Ключевской сопкой?
Высота 3800. До вершины совсем немного, но почему так тяжело даются последние метры? Тошнота, одышка, стучит в висках... Выходим на край дымящегося кратера, устанавливаем тур, фотографируемся на фоне Ключевской и, счастливые, возвращаемся вниз, в базовый лагерь.
У нашей команды было три мечты: Ключевская, 4800; Монблан, 4500 (высочайшая вершина Европы) и Мак-Кинли — высочайшая вершина Америки (находится на Аляске). Высота нашего вулкана — 6400, но, учитывая суровые условия, приравнивается к семитысячникам. После этого похода осталось две мечты... Базовый лагерь в седловине вулканов Ключевской и Камень (3400 м).
Ночь, штормовой ветер, не спится. Все хрипят: сказывается нехватка кислорода. На вечернем совете решено: в любую погоду ранним утром идем на Ключевскую. Даже если внизу облака, на пяти тысячах их не будет, там летают только самолеты.
Светает. Спутниковый навигатор показывает высоту 4000,4300,4600 метров. Осталось совсем немного, но как тяжело даются последние метры! Сделаешь пять-десять шагов и отдыхаешь, сил почти не осталось, дышишь, как рыба, выброшенная на берег. Дует сильный морозный ветер, не дает расслабиться. Шаг, еще шаг, где-то рядом Саша Абаимов, чуть ниже — Максим с Олегом, где-то внизу — Саша Леонтьев с Игорем Фроловым. Вот она, вершина кратера, земля парит, снизу поднимается дым. Внезапно из кратера выплывает серное облако, и ветром несет на нас. Даю команду: «Всем вниз!», — и мы спускаемся на безопасную высоту. Голова кружится, делаем небольшой тур, закладываем контрольную записку. Спуск достаточно опасен. С вершины сыплются камни, а от валуна, летящего с пятикилометровой высоты, не спасут ни каски, ни бронежилет. Спускаешься и косишь взглядом наверх, как заяц, петляешь и укрываешься за большими валунами от летящих камней. Наконец-то мы в лагере...
Все живы, зверски устали, но собираем лагерь и идем вниз, на сейсмостанцию «Апахончич», где дрова, жизнь. Ключевская, к которой мы так стремились, не порадовала. Гора для восхождения очень неприятная и опасная, но мы сделали это!!! Была в моей жизни авантюра: на надувном тримаране мы обошли на веслах по ревущему Охотскому морю Шантарский архипелаг. Поход завоевал титул вице-чемпиона России в классе «Путешествия», а снятый фильм получил диплом кинофестиваля «Вертикаль». Но одно дело - внутреннее море, и совсем другое - открытый океан, маршрут, по которому никто и никогда не проходил на надувных резиновых лодках. Забегая вперед, скажу, что мы дошли. Уж как нас трепали океанские волны, многократно заливало лодку и даже раз перевернуло, как щепку! Помню, вторые сутки идем по океану. Свинцовые тучи висят над головой, сыплет небольшой дождь. Заходим в нужную нам бухту, расцепляем «связку» и выбрасываемся на берег. Рядом видим двух медведей, хватаю фотоаппарат и успеваю сделать несколько снимков. Жалко, что мало света и пасмурно! Разбиваем лагерь и под рокот прибоя ложимся спать. Завтра выходим покорять небольшой вулкан. Утро не порадовало: сопки в облаках, морось. Разделяемся на две группы. Четверо во главе с Володей Алехиным перегоняют лодки по океану, остальная группа делает восхождение и выходит в условное место. Для связи у нас два спутниковых телефона, два GPS-навигатора, радиостанции. Этот район Камчатки поражает своей суровостью и контрастом. Обильная зелень чередуется со снежными полями, переходящими в ледники. С гор в ущелья падают огромные водопады, разбиваясь на миллионы брызг, здесь же среди белых полей цветут ирисы. Бредем по руслу реки, переходя время от времени ревущие потоки. Вдруг из кустов выходят четыре медведя, на нас — никакого внимания... Наша цель — совершить восхождение на вершину главного в этом районе вулкана.
Видимость не более ста метров. Ощущение такое, будто находимся в молоке. Выручает спутниковый навигатор, вслепую идем на восхождение. Пересекаем изрезанные гребни, обходим скалы, снежные трещины, преодолеваем крутой перевал, и вот она, вершина! Хотелось бы сказать несколько слов о чудо-приборе, которым мы пользуемся уже пять лет. GPS-навигатор в переводе с английского — «глобальная позиционная система». Маленький приборчик, размером чуть больше сотового телефона, просто необходим любому туристу, рыбаку, охотнику. Этот прибор по американским спутникам, летающим на высоте 17.000 км, определяет координаты, высоту, вашу скорость, направление, измеряет пройденный путь, вслепую выведет в нужную точку, и еще в нем много разных полезных функций, спасающих жизнь. Долина гейзеров является самым живописным местом и визитной карточкой Камчатки и находится в 30 км от океана на реке Шумная. Видели ли вы когда-нибудь гейзеры? Когда они дымят и ворчат? Когда прямо перед вами в небо взлетает столб воды метров в 25, примерно минуту длится извержение, и тонн двадцать воды выбрасывается великаном за один раз!
Вся долина парит, вокруг булькает, хлопает, извергается. Мы купаемся в горячем водопаде-«джакузи», любуемся тридцатиметровым водопадом на реке Гейзерной, водопадом на реке Сестренка, гейзерами «Сахарный» и «Первенец»... Кальдера вулкана Узон находится в 15 километрах от долины и является еще одной достопримечательностью Камчатки. Кальдера — это кратер старого, давно потухшего вулкана, представляющего собой горное плато с озерами, горячими источниками и многочисленными грязевыми гейзерами. Выходим на Кальдеру рано утром с расчетом посмотреть все интересное, сделать фото- и видеосъемку, и к вечеру вернуться обратно. Повстречавшиеся нам егеря тем временем, устроили тотализатор: ставили на нас ставки сто к одному, что до вечера мы не вернемся, в истории Долины гейзеров еще ни одна группа не успевала пройти за день такой маршрут. Велико же было их изумление, когда мы в полном составе вечером появились на базе. Выходим на очередной маршрут. В наших планах — восхождение на два вулкана, посещение озера Карымского и сплав по одноименной реке. Вулкан Карымский острым конусом уперся в небо. Из кратера, как из гигантской кочегарки, поднимаются клубы черного дыма. Это один из самых активных вулканов Камчатки, за последние 200 лет извергался более 200 раз. Поднявшись под самый кратер, видим озеро Карымское, которое интересно тем, что совсем недавно в нем развели озерную нерку, но во время очередного извержения вся рыба погибла — вода в озере закипела от прорвавшихся газов. Река Карымская — одна из самых красивых рек Камчатки и в верхней части изобилует водопадами. Трое суток боролись мы с рекой, пока не услышали шум океанского прибоя. А еще через двое суток наши потрепанные суда вошли в Авачинскую бухту. Конечно, Камчатку невозможно объехать за один раз, но мы повидали многое: сполна испытали на себе суровый океанский прибой, встретили восход солнца над Ключевской, пообщались с медведями, покупались в горячих целебных источниках, восторгались красивейшими водопадами и гейзерами. Путешествие завершено. Мы заходим на трап самолета, покидая этот чудесный край, куда привели нас мечты и страсть к неизведанному. Когда-нибудь мы еще вернемся к тебе, Камчатка. Обязательно вернемся!...
Игорь Ольховский, текст и фото, 2006 год
*** |