Преодоление заграждений - из боевого опыта армии США
Сегодня в 2024 году вновь резко возросла опасность глобального военного конфликта Стран НАТО с Россией… СССР давно нет, но НАТО по прежнему продолжало проникновение на Восток, что в последнее время приобрело прежние тревожные черты «Дранг Нах Остен»… Нынешнее противостояние может перерасти в череду военных столкновений или перерости в фазу «большой войны» с применением всех видов оружия, в т.ч. и ОМП. И наша страна должна быть готова к этому. Изучаем опыт противника!
В уставах и наставлениях сухопутных войск США подчеркивается, что успех в бою во многом будет зависеть от умения преодолевать искусственные заграждения, создаваемые противником на местности. В связи с этим американские специалисты, используя опыт многочисленных войсковых и штабных учений, а также военных конфликтов, в которых участвовали США, отработали порядок действий по их преодолению с применением штатных средств общевойсковых и инженерных частей. Были также разработаны рекомендации, позволяющие решать задачи по прорыву заграждений различных типов. Они предусматривают разведку выявленных заграждений, поиск или оборудование обходных путей, проделывание и обозначение проходов.
Важное место при планировании мероприятий по преодолению заграждений отводится разведке. Это связано с тем, что в войсках весьма часто пренебрежительно относятся к сбору дополнительных разведывательных данных о характере выявленных заграждений, что нередко приводит к срыву или замедлению запланированных действий. В частности, отмечались такие недостатки, как отсутствие точных данных о типах проволочных заграждений, установленных минах, в том числе мин-ловушек, слабое взаимодействие (и даже его отсутствие) между разведчиками, саперами, общевойсковыми подразделениями. Несоответствие разведывательных данных реальной обстановке приводило к тому, что войска неожиданно встречали заграждения или пытались преодолевать несуществующие. Одним из основных требований к разведке заграждений является определение разрывов между ними или наиболее уязвимых мест с целью определения путей обхода или проделывания проходов для наступающих войск.
Выбор места преодоления заграждений зависит от ряда факторов: выявленные слабые места обороны противника, наличие условий скрытного преодоления, возможность размещения огневых позиций для средств прикрытия, проходимость местности. При возможности места преодоления выбираются на уязвимых флангах, однако в условиях пустынной местности на открытом пространстве с протяженными линейными заграждениями обычно потребуется фронтальный прорыв. Считается, что для тактической группы (усиленная мотопехотная или танковая рота) потребуются два прохода. Это обусловлено не только необходимостью использовать оба их одновременно, но и иметь один в качестве резерва на случай вывода из строя движущейся по первому проходу боевой техники (танка, БМП, БТР) или перекрытия его противником дистанционно устанавливаемыми минами. Кроме того, наличие двух проходов при определеных условиях позволит организовать через заграждение двустороннее движение (эвакуацию). Планируемое расстояние между двумя соседними проходами должно быть не менее 100 м, что исключит одновременное поражение движущейся по ним техники. Большее расстояние усложнит управление подразделениями.
Для прорыва системы заграждений обычно выделяется танковая рота, усиленная, как минимум, инженерным взводом. Два танковых взвода получают дополнительные минные тралы из расчета не менее двух ножевых и одного каткового на взвод. Инженерный взвод оснащается двумя танковыми мостоукладчиками AVLB (рис. 1), двумя саперными танками М728 или универсальными инженерными машинами М9 и двумя комплектами удлиненных зарядов разминирования MICLIC.
Рис. 1. Танковый мостоукладчик AVLB
Инженерная рота (без одного взвода) составляет мобильный резерв, который имеет задачу поддержать действия сил прорыва путем быстрой замены вышедших из строя средств или восстановления перекрытых противником проделанных проходов.
Считается необходимым, чтобы мобильный резерв находился в непосредственной близости от преодолеваемого заграждения до полного завершения его преодоления. Поэтому целесообразно поручить командиру инженерной роты также организацию комендантской службы для пропуска через проделанные проходы боевых подразделений.
По мнению американских специалистов, правильное расположение инженерных средств для проделывания проходов в значительной степени может определить успех планируемых действий. Используя имеющиеся разведывательные данные и принимая во внимание принятую противником тактику, офицер по разведке и войсковой инженер графически изображают выявленную или предполагаемую систему заграждений противника. Штаб анализирует представленную схему и определяет средства, необходимые для преодоления всех компонентов заграждения. Принятое решение позволит наметить боевой порядок привлекаемых средств. Если предполагается наличие мин, а местоположение передней границы первого или последующего минного поля не выявлены, в состав средств включается минный катковый трал. Для обозначения границ проделываемых проходов используется гусеничный бронетранспортер саперных подразделений. Остальные средства располагаются в соответствии с преодолеваемой системой заграждений.
После этого наставления рекомендуют следующие действия: разведку передней границы минного поля катковым тралом; проделывание прохода ножевым тралом и его обозначение специальными средствами сначала с первого бронетранспортера, а затем со второго (на входе и выходе, а также промежуточные); разведку катковым тралом передней границы второго минного поля; проделывание ножевым тралом прохода во втором минном поле; выдвижение по проходу танкового мостоукладчика и перекрытие мостом противотанкового рва, расположенного за ним; преодоление ножевым тралом противотанкового рва по наведенному мосту (при этом мостоукладчик располагается в пункте ожидания, где ранее находился трал); обозначение проделанного прохода сначала с первого, а затем и со второго бронетранспортера, который после этого возвращается в исходное полджение и поступает в распоряжение командира мобильного резерва.
Остальные средства (ножевые тралы и машина М9 с удлиненным зарядом) располагаются перед вторым минным полем в готовности оказать помощь при выходе из строя машин, действующих впереди. Если потребности в них не возникнет, они передаются в мобильный резерв.
Для обозначения проделываемых в заграждениях проходов подразделения используют различные средства, в том числе знаки «Типпи Томс» и щиты YS-17.
Знаки «Типпи Томс» (1,5-м стойка из фибергласа с грузом внизу и панелью вверху, самостоятельно занимающая вертикальное положение на земле) используются для обозначения левой границы проделанного прохода путем сбрасывания с движущегося бронетранспортера с интервалом 20-25 м. Щиты YS-17 ставятся для обозначения входа и выхода из прохода, а также его границ. Однако предпочтение отдается первым, поскольку они быстрее устанавливаются, а личный состав при этом защищен броней. На один проход обычно требуются два бронетранспортера: на одном 30-40 знаков «Типпи Томс», а на другом 8-12 щитов YS-17. Аналогичная команда маркировщиков со вторым комплектом знаков должна по возможности находиться в составе мобильного резерва.
В отдельных случаях для обозначения проходов войска применяли табельные комплекты приборов CLAMS (крепящаяся на корме танка кассета с автоматически сбрасываемыми светящимися в течение 12 ч знаками, располагающимися по оси прохода), однако опыт боевого применения этого средства в Кувейте оказался неудачным - после прохода нескольких машин знаки засыпались разрыхленным грунтом и были не видны.
Составной частью действий по преодолению заграждений является планирование различных вариантов на случай изменения боевой обстановки. Успех определяется правильным выбором требующихся средств и наличием постоянно сохраняемого мобильного резерва, позволяющего гибко реагировать на изменение ситуации.
Применение дистанционно устанавливаемых мин - непременный компонент действий по преодолению заграждений. Для этого необходимо: определить слабые места на флангах и возможности по установке там мин; вскрыть вероятные варианты перемещений противника и направление контратак для его задержания или нарушения боевых порядков; заблаговременно обеспечить подразделения средствами минирования; учитывать время, потребное на минирование и срок боевой службы заграждения.
Командование армии США в ходе войны с Ираком получило возможность практически проверить жизнеспособность тех уставов и наставлений, которые регламентировали деятельность войск по преодолению полосы заграждений, созданной иракской армией в Кувейте. При подготовке наступления сухопутных войск многонациональных сил одной из важнейших проблем была их способность быстро и с минимальными потерями преодолеть мощную систему заграждений. По оценке американских специалистов, оборона армии Ирака основывалась на наличии хорошо организованной системы заграждений, прикрываемой огнем, а также заранее спланированных зон поражения и огневых ловушек, имеющих целью задержать наступающего или воспрепятствовать ему в прорыве обороняемых позиций.
В условиях пустынной местности для достижения требуемого эффекта иракской армии потребовались значительные усилия инженерных частей. На протяжении нескольких месяцев велись оборонительные работы вдоль кувейтско-саудовской границы. Была мобилизована почти вся имеющаяся в стране землеройная техника, которая использовалась для отрывки противотанковых рвов, отсыпки земляных валов, оборудования окопов для оружия и боевой техники, постройки складов.
Система обороны иракской армии имела линейное построение и включала три взаимосвязанные полосы, где располагались тактический (мобильный), оперативный и противотанковый резервы. Первая полоса располагалась в непосредственной близости от переднего края, и перед ней были размещены передовые посты. Ее занимали пехотные бригады, причем каждой отводился участок 4-6 км по фронту, а общая площадь позиций бригады составляла 16-24 км2. Как правило, в первом эшелоне бригады было два батальона, а третий располагался на удалении до 4 км. Участок батальона обороняли три пехотные роты, располагающиеся в линию, и каждая занимала свой опорный пункт, основу которого составлял отсыпанный по периметру земляной вал с окопами, укрытиями и наблюдательными пунктами. Подобное решение было обусловлено условиями пустыни - траншеи в сыпучих песках быстро разрушаются и засыпаются подвижным песком. Размещение окопов на валу также улучшает условия наблюдения и ведения огня. Валы имели высоту до 5 м и отсыпались бульдозерами, срезавшими грунт снаружи позиции и изнутри, поэтому являлись заграждением, которое танки не могли преодолеть с ходу.
Участки местности между опорными пунктами перекрывались системой противотанковых заграждений, на которых формировались зоны сплошного поражения наступающих войск. Система заграждений перед передним краем являлась комплексной и обычно включала минные поля, противотанковые рвы, земляные валы, проволочные заграждения. В ходе подготовки наступления войск многонациональных сил особое беспокойство вызывали минные поля (по предварительной оценке американских специалистов, иракская армия для прикрытия своих позиций установила свыше 0,5 млн. мин). Согласно разведывательным данным армии США, минные поля имели глубину 80-100 м. Обычно они были смешанными - из противотанковых и противопехотных мин в соотношении 3:1, но были также противопехотные минные поля, устанавливаемые в виде полос глубиной 20-40 м. Как правило, все они использовались совместно с противотанковыми рвами, обычно имевшими глубину 3-7 м и ширину 7-20 м. В ряде случаев рвы предполагалось заполнять нефтью и другими горючими материалами, которые должны были поджигаться при приближении противника.
В ходе подготовки к прорыву обороны американская армия серьезное внимание обращала на отработку техники преодоления заграждений. Это было обусловлено рядом важных причин, к которым, в частности, относились: наличие мощной комбинированной системы заграждений, подготовленной заблаговременно и прикрытой огнем противотанковых и других средств; слабая оснащенность войск средствами преодоления заграждений, в первую очередь минных (по оценке армейского командования, американские войска были оснащены незначительно модернизированными средствами периода второй мировой войны); недостаточная подготовка войск к преодолению комбинированных заграждений, основу которых составляют минные поля из мин, трудно или полностью необнаруживаемых современными средствами поиска.
В целях скорейшей подготовки личного состава, направляемого в район конфликта, было организовано его обучение, проводившееся как на континентальной части США, так и в Саудовской Аравии.
В США на территории учебного центра в Форт-Ирвин был воспроизведен участок оборонительных позиций иракской армии протяженностью 10 км с 32 взводными опорными пунктами и системой заграждений, включающих несколько полос минных полей из заглубленно установленных мин, 6-км противотанковый ров, 12-км проволочный забор и проволочную спираль такой же протяженности. Каждый опорный пункт взвода располагался на участке местности 300-350 м по фронту и имел систему траншей с перекрытыми площадками для стрелков. В минных полях применялись противотанковые и противопехотные мины в соотношении 3:1, глубина противотанкового рва составляла 2 м, ширина 4 м. В ходе подготовки широко использовался опыт израильской армии в войнах против арабских стран, были изданы подборки документов с описанием мин, состоящих на вооружении иракской армии (преимущественно итальянского и советского производства), в частях действовали инструкторы и специалисты-консультанты, оказывающие помощь в опознавании мин и обращении с ними.
Рис. 2. Батальонный противоминный комплект BCS А - ножевой трал; Б - катковый трал; В - средства обозначения прохода
Для оказания помощи войскам была ускорена разработка новой техники для преодоления минно-взрывных заграждений (минных тралов и удлиненных зарядов разминирования), причем часть ее была закуплена за рубежом, в том числе у Израиля. В ходе подготовки наступления и при его проведении испытывались некоторые опытные образцы. На вооружение танковых частей был принят батальонный противоминный комплект BCS (рис. 2), в срочном порядке поставленный в войска. В его состав включены тралы каткового и ножевого типов, комплекты их навески на танки серий М60 и Ml «Абрамс», транспортные средства для перевозки тралов, а также средства обозначения проделываемых в заграждениях проходов. В батальоне имелись противоминные комплекты AOCS (Armor Organic Countermine System), которые содержат по одному катковому (TWMR) и ножевому (TWMP - 400 таких тралов было закуплено у Израиля на 30 млн. долларов) тралу, три комплекта их навески на танк, 5-т автомобиль-тягач М818 с низкорамным прицепом М172А1 и средства обозначения проходов CLAMS израильской разработки. Ротный комплект включен в штат танковой роты и бронекавалерийского взвода, оснащенного танками. Аналогичные средства имели на вооружении подразделения морской пехоты.
Инженерные части сухопутных войск для преодоления заграждений имели в своем распоряжении саперные танки М728 на базе танка М60 (рис. 3), удлиненные заряды разминирования MICLIC, танковые мостоукладчики AVLB, созданные на шасси танка М60, и универсальные инженерные машины М9. Все перечисленные средства нашли практическое применение в ходе боевых действий наземных сил, хотя скоротечность этих действий не позволила использовать их в полной мере.
Рис. 3. Саперный танк с плугом-бульдозером
Проходы в минных полях проделывались с помощью удлиненных зарядов и ножевых минных тралов (последние чаще осуществляли контрольное траление проходов, проделанных взрывным способом). Опыт использования для уничтожения минных полей авиационных боеприпасов (мощной бомбы BLU-82/B «Дейзикаттер» калибра 15 000 фунтов и бомб объемного взрыва, сохранившихся со времени войны во Вьетнаме) положительных результатов не дал из-за низкой точности бомбометания и неспособности инициировать мины с взрывателем повышенной взрывоустойчивости. Как сообщалось в зарубежной прессе, на отдельных участках наступающие войска проделывали проходы в минных полях вручную. Противотанковые рвы преодолевались с помощью танковых мостоукладчиков, части морской пехоты использовали 12-м штурмовые мосты TAB. В отдельных случаях для устройства переходов через ров использовались танковые бульдозеры, монтируемые на линейных и саперных танках, для срезания его крутостей.
Проходы в земляных валах проделывались посредством танковых бульдозеров и универсальных инженерных машин М9, а иногда и с помощью ножевых тралов.
Военные специалисты считают, что, несмотря на достаточно отлаженные действия инженерных частей по обеспечению преодоления заграждений и успехи, достигнутые в ходе подготовки и ведения наступления, имели место существенные недостатки, которые необходимо устранить в самом ближайшем будущем. К ним относятся: отсутствие средств обнаружения неметаллических мин, общая доля которых при установке минных полей в последнее время продолжает все более возрастать; недостаточная эффективность табельных средств преодоления минных полей; невозможность использования катковых тралов в условиях слабых грунтов, по которым они не способны передвигаться; проделывание колейных проходов только ножевыми тралами; ненадежная работа удлиненных зарядов разминирования MICLIC (большое число отказов, неспособность тралить мины с взрывоустойчивым взрывателем, неточная подача); использование на некоторых средствах устаревшей бронированной базы, имеющей малые мощность двигателя и скорость передвижения (шасси танка М60 у саперного танка и танкового мостоукладчика, а также гусеничный бронетранспортер Ml13 для перевозки саперов), что не позволяло инженерным подразделениям двигаться совместно с обеспечиваемыми ими общевойсковыми частями, имеющими более быстроходные танки и БМП; недостаточно четкие действия войск по преодолению систем заграждений, что обусловлено рядом причин, в том числе недооценкой общевойсковыми командирами этой задачи, слабой подготовкой личного состава частей.
Штатные средства преодоления заграждений
*Контейнера с зарядом.
В целях скорейшего устранения перечисленных недостатков рекомендован комплекс мер, включающих активную разработку новых средств разведки и преодоления систем заграждений, преимущественно минно-взрывных, резкое увеличение объема подготовки всех родов войск к самостоятельному преодолению многочисленных заграждений, особенно минных, которые устанавливаются дистанционными средствами в ходе боя.
Полковник С. Новин «Зарубежное военное обозрение» №11 1994 г.
*** |